"Похоже, что борьба за кресло председателя Контрольно-счетной палаты Ленинградской области вступила в решающую стадию. Остались лишь два кандидата, и в ближайший вторник депутаты Законодательного собрания будут решать, кто из них достоин быть руководителем КСП.
В ход событий счел нужным вмешаться и губернатор Валерий Сердюков. На прошедшем недавно заседании совета Законодательного собрания (в этот орган входят губернатор, спикер ЗС и председатели постоянных комиссий) Валерий Павлович порекомендовал избрать руководителем КСП Евгения Петелина.
Евгению Петелину 48 лет. Как утверждают справочные издания, большая часть его трудовой биографии (с 1979 по 1993 год) связана со службой в КГБ-ФСБ. А в трудовой книжке почему-то в те же самые годы значится служба в вооруженных силах. Правда, прилагается справка, гласящая, что два месяца в 1979 году он работал в управлении КГБ СССР по Ленобласти инженером хозяйственного отдела. Есть еще загадочная запись: "Торжественное клятвенное обязательство дано". В чем и кому клялся Евгений Владиленович, документ умалчивает.
Далее все проще. Петелин избирался депутатом Приозерского горсовета, и даже был его председателем. Работал в управлении налоговой полиции, затем в Комитете государственного лицензирования правительства области. И, наконец, в 2000 году Евгений Владиленович назначается на должность руководителя аппарата губернатора Ленинградской области.
Начальник аппарата губернатора - фигура весьма влиятельная. Именно Петелин ведает рабочим временем своего шефа, составляет график поездок и деловых встреч. Любой, кто захочет пообщаться с губернатором, должен сначала выйти на начальника аппарата. Кроме того, он руководит всеми советниками Сердюкова и исполняет другие достаточно важные функции. Можно утверждать, что по роду своих занятий он самый близкий к губернатору человек.
Очевидно, что, если депутаты отдадут предпочтение Петелину, Контрольно-счетная палата попадет в тесную зависимость от исполнительной власти (хотя она является органом Законодательного собрания). Вряд ли в такой ситуации стоит ждать от КСП продуктивной работы и объективных проверок расходования средств. Это понимают и многие депутаты. Поэтому, вероятно, борьба между претендентами будет нешуточной.
Другой кандидат на должность
председателя КСП - вице-президент Санкт-Петербургского регионального общественного фонда социально-экономического развития Северо-Запада Андрей Васильев.
Ему 44 года. В 1974 году после окончания средней школы поступил в Ленинградское высшее училище железнодорожных сообщений имени Фрунзе. С 1978 года служил в рядах Вооруженных сил. В 1988 году батальон, в котором служил Васильев, прибыл с БАМа во Мгу.
Вскоре энергичного и деятельного военного строителя уже хорошо знали кировчане. В 1996 году его избрали главой муниципального образования "Кировский район Ленинградской области". В 1999 году Андрей Валентинович без отрыва от работы с отличием закончил Северо-Западную академию государственной службы. Уже в этом году Васильев защитил докторскую диссертацию на тему "Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления".
Понимая важность предстоящего события, корреспонденты "Версии в Питере" попытались узнать у обоих кандидатов, какой они видят свою работу на посту председателя Контрольно-счетной палаты.
Евгений Петелин от развернутого ответа на вопрос уклонился, заявив буквально следующее "Я думаю, что делать это преждевременно. Свою программу я скажу на Законодательном собрании. Я не хочу заранее себя каким-то образом рекламировать, ангажировать". Кроме того, он добавил, что в развернутом виде свою программу изложит депутатам ЗакСа, если тем, учитывая излишне затянувшуюся эпопею с выборами главы КСП, еще не надоело слушать.
Его соперник оказался куда разговорчивее.
- Я убежден, что Контрольно-счетная палата обязана, прежде всего, осуществлять методологические, а не ревизионные функции, выявлять при формировании бюджета узкие места и способствовать их устранению. В том числе между государственными полномочиями, которые выполняет правительство Ленинградской области, и бюджетными функциями управления, где проживает население. Это инструмент для грамотной работы депутатов. В противном случае она становится одиозным органом, с помощью которого разбираются между собой различные политические группы, я имею в виду пример Петербурга.
Когда-то я был избран главой муниципального образования Кировский район, с должности командира воинской части. До этого двадцать семь лет прослужил в железнодорожных войсках, строил такие магистрали, как Тайшет-Абакан, Абакан-Междуреченск, БАМ. Потом вместе с частью прибыл в Ленинградскую область, во Мгу. Нас было двадцать шесть депутатов, и мы все не имели никакого опыта в выборных органах. Только что появился Закон, не с кем было посоветоваться, и я начал учиться, а затем и занялся научной деятельностью - попытался обобщить, как происходят процессы становления местного самоуправления. Когда-то население Европы придумало такой институт, как средство борьбы с феодалами. Местное самоуправление родилось в виде объединения лавочников и ремесленников. Мы же впервые обратились к этому после отмены в России крепостного права. Конечно, при Советской власти существовало некое подобие муниципальных органов управления. Но лишь подобие, поскольку они обладали правом совещательного голоса при партийном руководстве. Сегодняшнее местное самоуправление - совсем другая история. Так родилась докторская диссертация, которую я защитил в марте этого года, а потом и книга. Между прочим, докторских диссертаций по проблемам муниципального права в России всего две.
Не побоюсь сказать, теперь как ученый я хочу на практике применить те знания, то умение, которое есть, именно в Контрольно-счетной палате Ленинградской области. Еще раз повторюсь, ни в коем случае нельзя делать из этой структуры какую-то дубину, которой размахивают и пугают людей. Это и не карающий меч, а научный методологический орган, прежде всего помогающий депутатам Законодательного собрания правильно принимать бюджет, видеть его исполнение. Мы даже разработали новый закон о Контрольно-счетной палате, где она ставится в жесткие рамки зависимости от Законодательного собрания. А руководитель Контрольно-счетной палаты не имеет права самостоятельно выходить ни в средства массовой информации, ни в правоохранительные структуры для возбуждения уголовных дел. Контрольно-счетная палата должна подчиняться исключительно Законодательному собранию и работать в его интересах.