Бывший лефортовский узник, вернувшись на малую Родину, затаился и ест сырники с изюмом от своей тещи
"Возвращения лефортовского сидельца Анатолия Быкова в Красноярске ждали с противоречивыми чувствами. Хватало ерничества по поводу того, что бывший хозяин Красноярского алюминиевого завода по приговору столичного Мещанского межмуниципального суда получил аж 6 с половиной лет лишения свободы, правда условно. Те, кто в Красноярске не жил на деньги опального нынче императора алюминиевой империи, задают самим себе и окружающим нехитрые, но безответные вопросы: если Быков оказался практически ни в чем не виноват, то почему он провел 21 месяц в камере? А если он все-таки действительно организовал подготовку убийства мелкой красноярской уголовной сошки Паши Цветомузыки и незаконно хранил у себя дома оружие, то почему доморощенная наша Фемида не разглядела сквозь повязку на глазах доказательств его вины? Теперь Быков на свободе с чистой совестью, а бедоносец Цветомузыка ломает в Красноярском СИЗО-1 голову над тем, как бы ему прожить подольше. Стены СИЗО непроницаемым препятствием для настойчивых людей никогда не были. К тому же не так давно в мир иной отправился адвокат Цветомузыки Артем Косогов, который защищал его в последние бурные месяцы. Косогову, человеку в Красноярске известному и достаточно удачливому на процессах, банально проломили голову железякой в родном подъезде. Какое-то время в городе пошумели, но затем все дружно и организованно стихло. И теперь Цветомузыка, которого превратности уголовной судьбы заставили в союзе с местными чекистами "валить" Быкова, напряженно размышляет на нарах о проблемах долголетия.
Быкова освободили из-под стражи в Москве в здании суда 19 июня. А уже 20 июня ранним утром он прилетел чартерным рейсом в Красноярск. Ту-134, принадлежащий, по слухам, ЛДПР, приземлился в аэропорту Емельяново в 6 часов утра. Рейс был обставлен секретностью так, что прибытие Быкова в город ни телевизионщикам, ни газетчикам зафиксировать не удалось. Хотя события этого (а для Красноярска это именно событие) ждали долго и напряженно. Естественно, с разными чувствами. Когда Быкова, прежде почти безраздельно господствовавшего в крае, выпускали в Москве под подписку о невыезде (правда, непонятно, из какого города), элдэпээровский думец Алексей Митрофанов приехал в суд на оглашение приговора и заявил, что это дело окажет влияние не только на выборы в Красноярском крае, но и на передел промышленности в регионе.
Сейчас Быков зализывает раны в своем поместье в поселке Овинный под Красноярском. Не встречается он ни с кем - ни с журналистами, ни с бесчисленными ходоками, обуреваемыми разными житейскими проблемами и рассчитывающими решить эти самые проблемы, как встарь, именно с помощью Быкова. Что бы там ни говорили о бывшем некоронованном короле Красноярского края, но даже самые жесткие его недоброжелатели признают, что сугубо земные и конкретные проблемы своих земляков он решал куда как быстрее и эффективнее, нежели разномастные красноярские чиновники.
И спортсменов Быков спонсировал, и деньги на лечение детей давал, и старикам на бедность подкидывал. Да всего и не перечислишь. Конечно, можно сказать, что деньги эти криминальные. Но, во-первых, бесчисленная армада российских сыскарей и судейских этого так и не доказала. А во-вторых, если это даже и так, то тем хуже для красноярской и федеральной властей, которые самоустранились от решения насущных проблем простых людей, как бы препоручив негласно эту заботу Быкову. И сегодня надежды у разных людей разные. Криминальному миру, видимо, предстоит очередной этап самоорганизации. Ибо место Быкова в этой иерархии никем не занято. Как бы там ни было, а благодаря его усилиям в Красноярске как не было, так и нет в последние годы ни "воров в законе", ни положенцев, ни смотрящих. Тем же, кто в его отсутствие успел непредусмотрительно приподнять голову, явно придется отказаться от амбиций. Иначе можно этой самой головы и лишиться. Что же касается измученных хроническим безденежьем бюджетников - учителей, врачей, пенсионеров и прочих, то социологические опросы на красноярских улицах показывают, что люди, уже не верящие официальной власти, все еще питают надежды на то, что их проблемы решит "несправедливо обиженный государством" Быков.
Депутат Законодательного собрания края и близкий друг Анатолия Быкова Сергей Блинов в эти дни лучится радостью с местных телеэкранов. Он подробно рассказывает красноярцам о том, что вчерашний узник приходит в себя. И на наступающей неделе выйдет в люди, появится в Заксобрании, проведет пресс-конференцию. По словам Блинова, приговором своим Быков недоволен. Более того, условно осужденный уже утверждает, что готов реально отсидеть 6,5 года по приговору, если, мол, он действительно виновен. Но если выяснится, дескать, что дело его было сфабриковано, то он будет добиваться, чтобы повинные в этом люди отсидели бы, как и он сам, хотя бы 21 месяц. А пока что Быков намерен нанять лучших красноярских адвокатов и провести самостоятельное расследование обстоятельств своего громкого дела. Ну а пока, возвращаясь к жизни, Быков лакомится своим любимым черносливом со взбитыми сливками. Как говорит Блинов, теща наделала вернувшемуся из лефортовских застенков любимому зятю сырников с изюмом да чай из шиповника заварила. Более крепкие-то напитки спортивный Быков не пьет.
Впрочем, кое-что бывший главный алюминщик Красноярска сказать народу все же успел. Злосчастного Струганова-Цветомузыку он назвал "человеком глубокого бурения". Мол, что ему в КГБ скажут, то он и сделает, по старинке назвал "бурительную" организацию Быков. А главное, он успокоил всех, сказав, что не пойдет в губернаторы края. И вообще собирается лечь в больницу на обследование. Заявление это весьма знаменательно, так как по действующему российскому законодательству он имеет полное право бороться за кресло хозяина региона. Это официально подтвердил и председатель крайизбиркома Георгий Кострыкин. А бывший губернатор края, а нынче депутат Госдумы Валерий Зубов еще в то время, когда Быков сидел в Лефортове, заявлял, что в случае участия узника в выборной кампании он имеет все шансы на успех.
После возвращения Быкова в край расклад такой. Адвокаты его готовятся обжаловать приговор. Причем когда приговор этот вступит в законную силу, Быков согласно статье 35 Устава Красноярского края будет вынужден досрочно сложить с себя обязанности депутата Заксобрания. Что касается внутриполитической ситуации в крае, то появление героя алюминиевой саги на родных просторах неизбежно изменит расстановку сил в канун выборов. По оценкам социологов, электорат Быкова стабилен - около 17%. И многое будет зависеть от того, кого из основных кандидатов он поддержит.
Впрочем, главные участники предвыборного забега уже высказались на сей счет. Губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин подчеркнул, что лично для него в связи с появлением Быкова ничего перед выборами не изменится. А глава администрации Красноярска Петр Пимашков, тоже идущий в губернаторы, согласившись, что позиция Быкова так или иначе повлияет на результат губернаторской гонки, все же отметил, что сейчас уже не то время, когда мнение одного человека может иметь определяющее значение в столь серьезных вопросах.
Так и живет Красноярск. Краевая власть пытается не замечать возвращения опального олигарха. Чиновники в последнее время вообще стараются не делать резких публичных телодвижений, прекрасно осознавая подвешенность своего статуса в канун выборов. Да и предсказуемость реакции Быкова холодит многим шеи не хуже дамоклова меча. А народ местный, как водится, безмолвствует. Ему не до разборок Быкова с местной властью и слепой Фемидой. Людям выживать надо, чем они изо всех сил и занимаются в охваченном кризисом крае."