"Волна кадровых перестановок в Смольном, похоже, грозит принять лавинообразный характер.
Правда, формальным поводом для написания представляемых вниманию читателя заметок стали внутриредакционные проблемы, неожиданно возникшие в "Деле". При подготовке предыдущего номера, точнее - раздела, посвященного дням рождения важных городских персон, выяснилось, что ряд видных представителей "городской политической элиты" почему-то тщательно стремится уклониться от поздравлений вице-губернатору и председателю комитета финансов В. Кротову. Свято блюдя редакционную тайну, мы не станем перечислять фигурантов данной истории поименно. Не в этом суть. Суть - в характере отношений.
Год назад (какой-то год назад!) от желающих отметиться поздравлением главе финансового ведомства не было бы отбоя. Сегодня найти такого человека - серьезная проблема. Как-то живо вспоминается рассказ на питерской вкладке одной из столичных газет о том, как покойный В. Малышев нравственно страдал, сидя в одиночестве на своей даче, ожидая звонков от недавних друзей и соратников - не дождался.
Что ж, аппаратная осторожность - ценное качество для того, кто хочет удержаться в рядах "элиты". Но привычка к интриге предполагает высшую степень рациональности поведения: дружить с теми, с кем надо, - сдавать тех, кто потенциально "сгорел", а также тех, кто просто оказался объектом сглаза высокого начальства.
Но интрига - не политика
Еще одним совершенно прозрачным проявлением привычной интриги стало неутверждение ЗакСом г-на А. Беглова - главы Курортного района - на должность начальника канцелярии губернатора. Простой подсчет голосов показывает, что вчерашние "верные яковлевцы" таковыми уже не являются. По крайней мере, часть из них тайком начинает делать мелкие гадости своему патрону. Причем наверняка - просто так, на всякий случай, дабы иметь возможность при определенном развитии событий записать себя в стойкие оппозиционеры.
А сразу же после неутверждения А. Беглова - новый полет интриги: слухи о вероятности назначения обер-канцеляристом заксовского председателя С. Тарасова. И чем стал неугоден коллегам их спикер?
То они распространяют с ехидно-кривоватой улыбкой слухи о том, что якобы студент-заочник факультета международных отношений СПбГУ Тарасов выпрашивал у министра иностранных дел И. Иванова какую-нибудь дипломатическую должностишку, то стремятся вытолкнуть его в исполнительную (и весьма неустойчивую - по крайней мере, сегодня) ветвь власти. Напряжение нарастает.
Можно допустить, что в тот же ряд вписывается и неизбежная отставка шефа ГУВД В. Петухова.
Итак, за шесть лет легислатуры нынешнего губернатора мы получаем четвертого по счету городского шерифа - иными словами, срок пребывания на этой должности в среднем составляет к сегодняшнему дню полтора года. Почти как на фронте!
Явное превалирование интриги над политикой со всеми соответствующими атрибутами: подставами и сдачами, стремлением пересидеть и дождаться нового начальника, игра на два лагеря - все это не создает нормальных предпосылок для обсуждения действительно важных городских проблем.
Сегодня для губернатора Яковлева опасность представляет не мифологизированная оппозиция - достаточно разрозненная, не злокозненность столь же мифологизированных "московских петербуржцев" и подконтрольных им СМИ (о чем не устают болтать не слишком толковые просмольнинские пропагандисты-добровольцы). Реальная опасность - в самом окружении губернатора, способном даже добрые начинания превратить в прямую противоположность, ждущим - кому бы отдаться своевременно и подороже.
В марте 1917-го года рязанский полицмейстер прислал в адрес только что образовавшегося Временного правительства такую телеграмму: "Всю жизнь находясь в рядах преступного режима, делал все для его разложения изнутри! Приветствую от всей души новую, демократическую власть!"
Представляется, что немалая часть городского высокопоставленного чиновничества уже просчитывает варианты: когда и с какой почты послать нечто подобное.
А пока - отмалчиваются, когда их просят поздравить вчерашнего кумира.