""Прокуратура французского города Ницца проводит проверку счетов и капиталовложений российского банкира и политика Сергея Пугачева". Этой новостью разразилась во вторник известная крайней русофобией парижская газета "Монд". И тут же, встык, большой материал о главе Межпромбанка, многозначительно озаглавленный: "Банкир, который на "ты" с Путиным". Почему банкиру из довольно далекой от Франции страны - и далеко не единственном обитателю теплых берегов Лигурийского моря - придается столь большое значение?
Фактическая канва такова. В ноябре прошлого года прокурор Ниццы Эрик де Монгольфье начал проверку деловой активности Сергея Пугачева в городах французского Лазурного Берега. Никакого криминала в действиях Пугачева не нашлось. Просто французов заинтересовало перемещение денег из Монако на счета некоторых предприятий Каннах, Ницце и курортном городке Вильфранш сюр Мер под Ниццей.
"Монд" утверждает, что в банках Монако уже несколько лет существуют счета, легально открытые на имя самого Пугачева и связанного с ним Межпромбанка. В 2001 году из размещенных там средств была якобы приобретена компания по аренде представительских автомобилей-лимузинов. Сумма покупки - около 1,5 миллиона долларов. Затем осуществлены дополнительные капиталовложения в компанию, названную "Стар Лимузин", для покупки еще десятка машин. Для финансирования деятельности развивающейся фирмы с заинтересовавших "Монд" счетов в Монако ежемесячно переводилось около 150 тысяч долларов.
Фигура Сергея Пугачева, по слухам входящего в число довольно близких президенту Путину лиц, заинтересовала французскую прокуратуру якобы еще и потому, что он является владельцем престижной недвижимости на том же Лазурном берегу. Пресса, со ссылками на данные французской юстиции, называет элитную виллу Гэро в Ницце, и две роскошные квартиры в Сен-Жан Кап Ферра. Общая стоимость этих приобретений составляет около 8 миллионов долларов.
Вот и все. В самих этих фактах не было бы темы даже для публикаций в "Монд", если бы не один пикантный факт. Владельцы двух конкурирующих компаний из Канн якобы пожаловались в полицию на то, что представители компании Пугачева предлагают им выкупить их дело. Конкуренты сочли это актом давления на них, хотя подобная практика является основой всего современного бизнеса во Франции. Так что внешне вся эта история напоминает просто попытку французских предпринимателей задавить агрессивного и удачливого российского конкурента. Впрочем, возможна и еще одна версия: публикации в иностранной печати подобного свойства порой умело используются в российской внутриполитической борьбе, а порой они этой борьбой и инспирированы. Тогда получается, что Пугачева просто "мочат" из России через Францию? То есть традиции "информационных войн" 90-х годов в "путинской России" не изжиты.
Среди прочей "подозрительной русской недвижимости" на Лазурном Берегу "Монд" называет: знаменитый Шито Гаруп на мысе Антиб между Каннами и Ниццей (покупку на 20 млн. долл. якобы осуществил Борис Березовский через фирмы в Швейцарии); вилла Ла Дезирад на Сен-Жан Капп Ферра за 10 млн. долл, которую якобы приобрел Александр Сабадаш, называемый во Франции "одним из королей русской водки"; виллу "Розалия" и апартаменты Ле Флорентин в Каннах (на 4 млн долл.) приписывают Александру Таранцеву.
Один из нотариусов, работающий с русскими клиентами на Лазурном Берегу, делился с корреспондентом "Известий": "Французы не могут привыкнуть к тому, что в России после советской власти вдруг снова появились богатые люди, способные покупать дома и фирмы. Я тщательно информирую все заинтересованные государственные органы о каждой зарегистрированной мной сделке. Все покупки прозрачны. Но практически любое вложение русских денег на Лазурном Берегу пресса и полиция объявляют деньгами русской мафии, хотя нет ни одно доказательства притока во Францию по-настоящему преступных денег". Ежегодно на Лазурном Берегу регистрируются десятки актов покупки россиянами крупной недвижимости. Только приобретений на сумму свыше 800 тысяч долларов совершается не менее полусотни в год. Такую же недвижимость приобретают американцы, японцы, арабы, латиноамериканцы. Но только русские покупки почему-то не дают покоя французам.
В Межпромбанке, который еще недавно возглавля Пугачев, "Известиям" поначалу заметили, что не хотели бы комментировать статью о "человеке, который уже не работает в банке, а является сенатором, имеет свой аппарат и т.д.". Затем все же добавили - "понятно, что идет кампания".
После чего сообщили, что сейчас осталось мало таких из числа первой сотни предпринимателей и политиков, у которых "не было бы дачи на Лазурном Берегу". Сотрудники банка категорически заявили, что никаких уголовных дел по факту незаконного вывоза средств за рубеж и тому подобных финансовых транзакций в отношении банка не заведено. Проверки же чисто банковского характера проводятся регулярно.
Руководитель пресс-службы Межпромбанка Сергей САМОШИН сообщил "Известиям": "Пугачев - не сотрудник банка. Он сенатор от Республики Тува и в соответствии с законом сложил с себя полномочия председателя совета директоров, передав акции в управление. Никаких связей с банком сейчас не имеет. Было бы некорректно комментировать действия французских властей на начальном этапе расследования, основанного на каких-то подозрениях. Ну показалось им что-то подозрительным... В чем его обвиняют? В том, что у него какая-то фирма по содержанию машин? Вы верите в это? Мне верится слабо. Но даже если и так, Пугачев - банкир частного банка, не Касьянов, не член правительства, это его личное дело".
По сведениям "Известий" из источников в Межпромбанке, Пугачев бывает во Франции довольно часто. Бывало, сотрудники банка связывались с ним, когда он был там. Что, безусловно, еще не означает, что у него там есть вилла.
Любопытно, что накануне публикации в "Монд" статьи о "русских банкирах" небольшая заметка аналогичного содержания появилась в одной из московских газет. Суть ее сводилась к пертурбациям с недвижимостью Пугачева, а начиналась она со слов "французские фискальные органы проявляют пристальный интерес к недвижимости "православного" банкира Сергея Пугачева". Видимо, кое-кто из профессиональных политтехнологов недавно или побывал во Франции, или, наоборот, только что туда выехал, чтобы приступить к "работе". "