Пообещав ликвидировать размыв метро к 300-летию Петербурга, Смольный «подставил» президента
"Побывавший на минувшей неделе в Санкт-Петербурге Владимир Путин среди других дел нашел время для участия в совещании о ходе подготовки города к 300-летнему юбилею.
Ознакомившись с положением дел и освоением средств, выделенных городу на проведение этого праздника, обычно скупой на эмоции президент не удержался от весьма резких оценок. Оснований для которых хватает. Уже то обстоятельство, что окончательный бюджет юбилейных торжеств до сих пор не определен, а губернатор города Владимир Яковлев и полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов расходятся на целый порядок в оценке предстоящих расходов, у кого угодно способно вызвать недоумение. А расходование этих средств — и вовсе вопрос болезненный.
Город должен был получить к юбилею четыре больших подарка — дамбу, кольцевую дорогу, восстановленное метро и реконструированный исторический центр. Дамба из-за чрезмерной дороговизны (около 550 млн. долл. на окончание работ) не попала в юбилейную смету, составленную федеральным центром зимой 2001 г. «Заминку» с кольцевой, на некоторых участках которой работы сейчас вообще не ведутся, можно свалить на Москву — меняет подрядчиков, не дает нужных денег, вот и не будет к маю 2003-го Восточного полукольца. Крах операции «Размыв» свалить не на кого.
Операция «Размыв», как по дурацкой советской привычке окрестили серьезное и большое дело — восстановление движения на Кировско-Выборгской линии питерского метро, — провалилась. Только очень наивные или абсолютно неинформированные люди (к которым, к счастью, президент Путин не относится) могут верить сейчас словам начальника питерского «Метростроя» Вадима Александрова о «нарушении гидроизоляции» и о возобновлении работ в июне. Равно как и его же утверждению, что проходческий щит остановился только 11 апреля.
Задачка для младших классов: стальной «крот» со звучным именем «Виктория» заработал 27 ноября прошлого года, а 4 декабря пробил бетонную перемычку и выдал на-гора первые кубометры грунта. Как заявлял все тот же г-н Александров, «Виктория» по планам подрядчиков — итало-шведской фирмы «Impregilo S.P.A. — NCC Int. AB» — должна была только за январь 2002 г. «прогрызть» 70 из 770 метров тоннеля. Однако к 1 марта прорыто оказалось лишь... 56 метров. Так когда же замер щит? Если остались сомнения, вот еще одна привязка: в марте вице-губернатор Юрий Антонов говорил о двух месяцах отставания от графика, а в апреле спикер Совета Федерации Сергей Миронов — уже о трех месяцах.
Если эта арифметика верна, то к 6 февраля нынешнего года, когда большая делегация Смольного на заседании государственной комиссии в Кремле докладывала президенту о ходе подготовки к 300-летию, щит, скорее всего, уже стоял. И никто не сказал президенту правды. И когда Владимир Путин подчеркнул, что к юбилею города аварийный участок метро должен быть восстановлен — «не может быть хорошего праздника, если участок метро «Лесная» — «Площадь Мужества» не будет введен в эксплуатацию», — ему просто побоялись открыть глаза.
На самом деле и на шахте № 213, где собирали и опускали под землю итальянский щит, и в «Метрострое» многие знают истинную причину остановки операции «Размыв». При необходимости заинтересованные лица без труда могут найти простых работяг и начальников, которые сейчас молчат под страхом, много большим, чем страх увольнения. Однако тайну можно скрыть от народа, но не от главы государства: вероятность того, что итальянский щит заработает снова, близка к нулю.
Именно поэтому губернатор Владимир Яковлев недавно общался в Германии с представителями заводов, которые имеют опыт работы в тяжелых грунтах. И именно поэтому в программе развития городского метрополитена решили записать пуск электричек по участку «Лесная» — «Площадь Мужества» на 2005 год.
Операция «Размыв» провалилась не только в переносном смысле, потому что в мае 2002-го «крот» уже должен был развернуться и начать рыть второй тоннель. Она провалилась буквально — тысячетонный проходческий щит осел в тоннеле минимум на полметра.
На совещании, посвященном подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга, Владимиру Путину наверняка рассказывали о силах природы, о коварном характере плывуна, ворвавшегося в декабре 1995-го в тоннели метро и до сих пор малоизученного.
Действительно, даже теоретики расходятся во мнении, откуда берется смесь песка и воды и почему она «живет» в глубине под давлением, — существует даже «бактериологическая теория» его происхождения. Но утверждение, что предусмотреть «аварию на ликвидации аварии» было невозможно, это, мягко говоря, заведомое искажение действительности. После аварии, в 1996 году несколько научных групп анализировали причины размыва и выдвигали свои версии, в том числе группа из НТФ «Геофизпрогноз» во главе с Адамом Гликманом. Она давно специализируется на изучении так называемых тектонических нарушений, и именно они обнаружились на злосчастном перегоне под Политехнической улицей. Между прочными базальтовыми платформами, которые своим основанием уходят далеко в глубь планеты, встречаются пустоты, своего рода «шрамы». В них столетиями и тысячелетиями скапливаются осадочные породы, образуя нечто вроде гамака. Серьезную нагрузку этот слой выдержать не может, как бы долго он ни образовывался.
Сотрудники НТФ «Геофизпрогноз» определили, что в аварии 1995 г. виноват не плывун как таковой. Он имеет ширину около 40 метров, а прорвало тоннели на шести метрах — как раз там, где линия метро пересекла один из «шрамов».
По собственной инициативе группа Гликмана исследовала и улицу Карбышева, под которой предстояло пройти новым тоннелям, и обнаружила там несколько «шрамов» с помощью собственного уникального метода локации недр. Выводы были представлены разработчикам нового проекта трассы, но почему-то не попали в сводный отчет об исследованиях Всероссийского НИИ рудгеофизики. В сентябре 1999 г. дубликат, переданный в комиссию по градостроительству городского парламента, таинственным образом исчез из сейфа председателя.
Сейчас НТФ «Геофизпрогноз» подсчитал, что щит «Виктория» провалился аккурат на границе тектонического «шрама». Вернуть его метростроевцы пытались, нагнетая под «крота» бетонный раствор, — но с тем же успехом в пространство между базальтовыми плитами можно влить весь бетон, производимый в России.
Для питерских властей круг замкнулся. С их согласия был выбран вариант восстановления движения, предусматривающий строительство новых тоннелей под улицей Карбышева. Хотя было два других варианта: вывести линию на поверхность или сделать крюк в сторону железнодорожной станции Кушелевка с сооружением новой станции (но они к юбилею не поспевали, а очень хотелось). С согласия городских властей заказ на 160 млн. долл. отдали конкретному подрядчику, которого сейчас Смольный обвиняет в отсутствии опыта по таким грунтам и усиленно штрафует. Хотя никто не мешал найти фирму «с опытом» или обратиться к тем же немцам.
Наконец, никто не тянул Владимира Яковлева за язык ни 7 мая 1996 года, когда он еще не был избран губернатором и обещал, что на восстановление метро уйдет полтора года, ни потом, когда он бодро расхаживал под землей в строительной каске и называл новые сроки — то 2000-й, то ноябрь 2002-го. А уж в марте 2002 г., когда щит уже стоял, можно было хотя бы помолчать и не рассказывать журналистам, что «по договоренности с руководством ОАО «Метрострой» сроки ликвидации размыва будут выдержаны за счет того, что российская сторона наверстает упущенное время в ходе работы итальянских и австрийских специалистов».
Уж ему-то, как строителю, наверняка известно, что проходку любой шахты нельзя произвольно остановить, а потом продолжить как ни в чем не бывало. Стальной «крот» жив, пока работает, — он должен рыть, а не держать нагрузку земной толщи.
Самое страшное, что и новая дата — 2005 год — взята с потолка. После неудачи «Impregilo S.P.A. — NCC Int. AB» ни одна уважающая себя фирма не возьмется за дело без действительно серьезных исследований. Ведь вместе с событиями начала 70-х, когда перегон «Лесная» — «Площадь Мужества» только строился, сейчас под землей произошла уже третья по счету авария. Тут уже придется принимать во внимание ВСЕ факторы, и в том числе выводы НТФ «Геофизпрогноз». То есть проводить новые полномасштабные исследования, задуматься о перспективах прокладки тоннеля над городским коллектором (авария оставит север Петербурга без канализации на год, если не больше), возможно — вернуться к отвергнутым вариантам.
После понадобятся новый кредит и гарантии этого кредита. Пока еще сделают новый щит, пока его соберут (итальянцы потратили на аналогичную операцию около года), пока пророют тоннели... В общем, даже если предположить, что губернатор Владимир Яковлев каким-то чудом останется на третий срок, пускать поезда на участке «Лесная» — «Площадь Мужества» наверняка будет его преемник.
Есть еще «советский вариант» — заморозить плывун с помощью жидкого азота и поддерживать холод вокруг тоннелей специальной установкой. Но фокус, который мог в свое время позволить себе СССР, нынешней России не по карману. Даже если речь идет о родине ее президента.