"Полномочное представительство президента РФ в Северо-Западном федеральном округе недавно вместе со всеми отметило двухлетнюю годовщину своей работы, Виктор Черкесов по этому случаю встретился с журналистами, произнёс немало правильных слов. Но, само собой, не стал выносить сор из избы - о внутренних проблемах ведомства Черкасова журналисты не узнали. А между тем проблемы такие есть.
В связи с двухлетней годовщиной появления института полномочных представителей в округах с новой силой вспыхнула дискуссия об эффективности этой работы, в частности на Северо-Западе. Подавляющее большинство не относящихся к полпредству экспертов (политики, журналисты и так далее) констатировали, что эффективность эта оставляет желать лучшего. Среди причин чаще других называлась размытость функций полпредств: мол, и хотел бы полпред работать активнее и производительнее, но не знает, чего именно от него ждут.
Причина, конечно, серьёзная, но не единственная. Как известно, короля играет свита. Полпреда же играет его аппарат. И чтобы «игра» получилась успешной, аппарат должен быть сработанным. Выражаясь банально, у полпреда должна быть своя команда единомышленников. Однако с командой пока получается, мягко говоря, не очень. То есть формально, конечно, есть люди, которые занимают соответствующие должности, однако назвать этих людей единомышленниками вряд ли сможет даже самый отъявленный оптимист.
Вот только один случай из непростой внутренней жизни Северо-Западного полпредства.
В середине мая на одном из последних совещаний в полпредстве произошло перераспределение функций
среди заместителей Черкесова. Строительство резиденции президента и других объектов администрации, а также всё, что касается утилизации радиоактивных отходов, пожелал курировать кадровик полпредства, коллега Виктора Черкесова по ФСБ (а ныне — его заместитель) Сергей Свиридов.
В результате он добился передачи под свой контроль престижных объектов Госстроя — раньше этими вопросами занимался (и, по оценке специалистов, весьма успешно) другой зам — Любовь Совершаева. А вот получить под свою опеку радиоактивные отходы Свиридову не удалось: в отличие от Совершаевой (очевидно, не пожелавшей портить отношения с полковником) их нынешний куратор вице-адмирал Михаил Моцак выступил категорически против. Свиридо-ву пришлось согласиться с тем, что первый заместитель полпреда Моцак вполне компетентен в этих вопросах.
На первый взгляд может показаться, что всё это — обычная административная рутина и кто что курирует в полпредстве — не так уж важно. Лишь бы дело двигалось. Так оно и было бы, если б человеком, вдруг захотевшим взять больше ответственности, был кто-то другой, а не господин Свиридов. Краткий экскурс в биографию Сергея Свиридова может навести на некоторые мысли: просто так этот человек ничего не делает. И в лозунге «Прежде думай о Родине, а потом — о себе» он предпочитает если не перестановку местами приоритетов, то по крайней мере знак равенства. То есть может сложиться впечатление, что господин Свиридов думает больше о себе и своём благополучии, чем о своих работодателях (в том числе — господине Черкесове), о служебных обязанностях и о Родине.
Некоторыми своими инициативами Сергей Свиридов уже не раз компрометировал как Виктора Черкесова, так и полпредство в целом. Одна из наиболее значимых комбинаций с упоминанием Свиридова совсем недавно наблюдалась в Республике Коми.
На территории этого богатого края сошлись в конфликте две крупные финансово-промышленные группы. С одной стороны, выступал извест консорциум МДМ, прочно accоциирующийся с такими именами, как Мамут, Абрамович, Волошин и даже премьер Касьянов. С другой — гораздо менее известная группа питерцев, среди которых были близкие Кремлю господа Сечин и Азимов, а также некий Константин Корольевич Яковлев (известный в определённых кругах также под именем Кости Могилы). Суть конфликта заключалась в том, что группа Азимова - Сечина, давно контролирующая "Комиуголь", пыталась установить кураторство и над крупным глинозёмным комбинатом, контролируемым МДМ. В случае успеха вопросов о том, кто в Коми хозяин, уже бы не возникало.
И помочь решить эту непростую задачу
г-ну Азимову мог только губернатор или главный федеральный инпектор по Коми. Договориться со Спиридоновым было, очевидно, непросто, поэтому (а может, потому) Азимов сам захотел стать федеральным инспектором по республике. Помочь с назначением обещал Свиридов, не зря же он в полпредстве кадровым вопросом заведует. Но из-за конфликта всё с тем же Спиридоновым пролоббировать назначение Азимова в "контролёры" заместитель полпреда не сумел.
А в ноябре 2001 года просочились слухи о том, что господина Cвиридова «заказали» за 100 тысяч долларов, среди возможных недоброжелателей упоминалась и фамилия Азимова. Трудно сказать, насколько были обоснованы эти слухи, но почему-то именно в тот момент Свиридов срочно выехал в Калмыкию погостить к хорошо
знакомому ему Кирсану Илюмжинову. Помог своему другу «шахматный президент» или нет, но, по некоторым сведениям, перемирие состоялось и опасность миновала. Поговаривают, что единственным условием, которое Свиридов безотлагательно выполнил, было получение им кураторства над Коми в структуре полпредства. Правда, результатом всей этой хитроумной комбинации стало то, что Свиридов постепенно переориентировался в сторону Мамута и группы МДМ. Наверное, были на то у полковника свои резоны.
Так что не зря, наверное, Свиридов боролся за кураторство над строительным комплексом и радиоактивными отходами. Кураторство - весьма серьёзный инструмент влияния и в умелых руках может принести его обладателю солидные дивиденды. Возможно, догадываясь об этом, вице-адмирал Моцак и приложил все усилия, дабы не подпустить Свиридова к радиоактивным отходам. Но, надо полагать, строительный комплекс — тоже «неплохая прибавка к зарплате»...
Отношение к Свиридову у большинства коллег по полпредству, мягко говоря, весьма неоднозначное. Однако Виктор Черкесов пока почему-то никаких выводов не сделал. Возможно, он до сих пор считает своего бывшего коллегу по ФСБ человеком работником перспективным. Иначе сложно объяснить, почему полпред доверил именно Свиридову такое важное и деликатное дело, как подбор и работа с кадрами.
Скорее всего, у северо-западного полпреда слишком много других забот, чтобы внимательно приглядеться к собственному окружению, в котором Свидиридов занимает одну из ведущих позиций. Однако рано или поздно сделать это придётся, ведь кадры решают всё.
"