Представитель президента в Северо-Западном округе уже столкнулся с противоречиями между провозглашенным и реальным статусами института полпредов
"Двадцать шестого августа исполнилось сто дней с момента вступления Виктора Черкесова в должность полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному округу. Однако полпред отмечать традиционный для высших управленцев 100-дневный юбилей категорически отказался - под предлогом того, что в президентском указе в качестве отправной даты значится не 19 мая, а 1 августа.
Организационно-штатные мероприятия
В действительности в упомянутом указе речь идет не о трехмесячной отсрочке вступления в должности окружных полпредов, а лишь об их обязанности "до 1 августа 2000 года провести необходимые организационно-штатные мероприятия". Любопытно, что еще в начале июля сам Виктор Васильевич Черкесов с гордостью подчеркивал то обстоятельство, что "первым из полномочных представителей прибыл на территорию и с 24 мая уже приступил к работе". Однако в конце июля вдруг выяснилось, что "официальное начало работы Северо-Западного представительства президента" отнесено на 1 августа, а до тех пор имел место лишь "подготовительный этап формирования аппарата полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе".
Наиболее вероятной причиной обнаружившейся у Виктора Черкесова излишней должностной скромности представляется нежелание публично говорить вслух о той колоссальной диспропорции, которая сложилась между декларированным и фактическим статусами института полпредов.
Казалось бы, эти чиновники позиционируются официальной пропагандой (и пока воспринимаются значительной частью общества) как всевластные "царевы люди", имеющие силу карать и миловать. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что реальных административных ресурсов у семи окружных наместников почти так же мало, как у их восьмидесяти девяти предшественников, которые прежде имелись в каждом субъекте федерации.
Согласно президентскому указу, основными властными обязанностями окружных полпредов являются: координация деятельности федеральных структур, контроль за расходованием средств федерального бюджета и использованием федерального имущества, а также согласование назначений руководителей федеральных структур. Все три упомянутые категории - координация, контроль и согласование - в юридическом отношении крайне расплывчаты. А значит, реализовать данные положения правовым путем, то есть регулируемым в судебном порядке, практически невозможно. Таким образом, в качестве "власти предержащей" наместники президента оказываются заложниками расклада политических сил в своих регионах.
В этой связи стремление Виктора Черкесова максимально продлить для себя "подготовительный период" вполне оправданно. Во-первых, можно как следует осмотреться, чтобы понять, где же все-таки пролегают истинные границы влияния президентского фактотума. Во-вторых, это время можно использовать, чтобы добиваться укрепления формальных юридических оснований деятельности полпредов.
Виктор Васильевич, впрочем, заявляет, что "тоски по нехватке полномочий" не испытывает. Но одновременно сам себя опровергает, когда заводит речь о необходимости принять специальный закон о полномочном представителе, где были бы более четко прописаны его права и обязанности.
В поисках нового "я"
Если оценивать итог ста дней полпреда Черкесова с точки зрения реальных, а не мнимых задач, которые стоят перед ним ("ориентировка на местности" и подготовка к грядущему расширению властного ареала), то успел он не так уж мало.
Одним из главных итогов этой предварительной деятельности стала выработка стиля взаимоотношений с губернаторами Северо-Запада, и прежде всего с их "дуайеном" - Владимиром Яковлевым. Для этого Виктору Черкесову пришлось заметно снизить обороты, которые он попытался было набрать в первые дни после вступления в должность.
Поначалу наместник сделал целую серию грозных заявлений, за которыми ясно прочитывалось стремление взять "удельных князьков" (понятно, в первую очередь петербургского) "в ежовые рукавицы": "Я имею право инициировать отстранение от должности губернатора и любого федерального чиновника, если он нарушил законодательство или поступил вопреки своему служебному долгу"; "Безусловно, все рычаги будут использованы в полной мере"; "Я думаю, это (создание окружных прокуратур. - "Эксперт") поможет приблизить одну из важнейших федеральных структур - генеральную прокуратуру - к территориям, к работе непосредственно субъектов федерации". Комментируя инаугурацию Владимира Яковлева, Виктор Черкесов по-византийски многозначительно напомнил, что "губернатор Санкт-Петербурга не просто исполняет волю избравших его горожан, чьи права и законные интересы он обязуется защищать", но что "Петербург по-особому дорог России", а между тем "состояние законности в Петербурге представляется тревожным"...
Позднее выяснилось, что свои взаимоотношения с губернаторами вообще, а с Владимиром Яковлевым в особенности, президент Путин намерен отстраивать посредством не только кнута, но и пряника. И "красногвардейская атака" полпреда Черкесова на региональные командно-административные высоты тут же захлебнулась.
Теперь уже губернатор Яковлев позволяет себе разного рода "шалости", вроде публичного осуждения Виктора Черкесова за намерение забрать себе под резиденцию Дворец бракосочетаний или демонстративного опоздания на 50-летний юбилей полпреда. А Черкесов, в свою очередь, вынужден молча глотать горькие пилюли, то и дело смиренно заявляя о своей солидарной с петербургским губернатором позиции по разного рода вопросам (по поводу размещения в Петербурге российско-белорусского парламентского комплекса) и даже проводя с ним совместные пресс-конференции по важнейшим политическим проблемам (по поводу создания Госсовета).
На протяжении истекших ста дней наместник общался, конечно, не только с петербургским губернатором. Он успел посетить почти все 11 субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и наладил первые контакты и с их лидерами, и с отдельными представителями местной общественности - прежде всего, с директорами крупных предприятий и руководителями СМИ.
Полпред попытался также, не дожидаясь расширения своих формальных полномочий, найти эффективные формы прямого влияния на ситуацию в округе. Так, проведенная им инвентаризация местных законов, в ходе которой было выявлено около 40 случаев противоречия их федеральным, привела к тому, что все упомянутые правовые акты были опротестованы прокуратурой и началась спешная работа по "приведению в соответствие". А попытки реализовать идею формирования на Северо-Западе "единого информационного поля" по типу созданного центральными телеканалами в РФ обозначились переговорами с региональными отделениями РТР, ИТАР-ТАСС (идеология) и ЦНИИ робототехники (технологии), которые Виктор Черкесов, судя по всему, намерен приспособить к "единым" информационным нуждам.
Сто дней одиночества
И все же, несмотря на отчетливые усилия, Черкесову пока не слишком удается имплантироваться в политическое пространство региона.
Пока функция, которую сегодня выполняет полномочный представитель президента по Северо-Западному федеральному округу, несколько напоминает ту, что выполняло видеоизображение "господина Пэже" из фильма "Кин-Дза-Дза": перед ним надо было обязательно приседать и говорить "Ку". В самом деле, Виктор Черкесов играет сейчас роль президентской голограммы. Реально же по истечении своих ста дней на гражданке генерал Черкесов в политическом отношении едва ли не более одинок, чем в начале отсчета: ему не оказывает должного почтения губернатор Яковлев, его толком не знают рядовые петербуржцы, а поддержка Владимира Путина не вполне очевидна.
Сумеет ли Виктор Черкесов в будущем преодолеть окружающий его вакуум, зависит от двух факторов. Во-первых, от позиции президента, во власти которого инициировать принятие закона, существенно расширяющего сферу компетенции своих окружных представителей. Во-вторых, от личных талантов самого Виктора Васильевича, который может попытаться, играя на противоречиях между политическими силами в регионе и оперативно заполняя организационные пустоты, приобрести подобие некой региональной "харизмы".
От Путина вряд ли стоит ожидать дальнейших инициатив по укреплению наместничьей власти, если, конечно, он верно понимает политическую конъюнктуру. Ведь в тот момент, когда строительство президентской вертикали перейдет из плоскости деклараций в другую, а именно реальных законов, тут же выяснится, что вся затея напрямую противоречит базовому конституционному принципу разделения властей. Кроме того, делегировать полпредам слишком много властных функций означало бы спровоцировать падение президентского рейтинга: в сознании народа главным виновником всех злосчастий окажутся тогда не региональные бароны, а их сюзерен-президент. И, наконец, полновластие окружных полпредов вполне может резко усилить процесс децентрализации. Во всяком случае уже сегодня один из них - и как раз Виктор Черкесов, - вероятно, сам того не замечая, обнаруживает некоторые признаки "зиновьевского синдрома", заводя речь о придании Петербургу статуса "второй столицы", о переносе сюда части центральных учреждений. Он также настаивает на том, что жители подведомственного ему округа не должны получать информацию друг о друге "через Москву": "Северо-Западный регион - это сложившаяся в экономическом отношении, в отношении каких-то особенностей социального, культурного, национального качества территория", - подчеркнул он на пресс-конференции в Вологде.
Что же касается личных качеств Виктора Васильевича, то они, похоже, не благоприятствует обретению "харизмы". Например, когда случилась катастрофа АПЛ "Курск", Черкесов, пока президент выжидал в Сочи, имел отличный шанс проявить себя в качестве расторопного, а главное, решительного лидера, реально координирующего действия региональных властей - хотя бы организовав оперативную помощь семьям моряков, не дожидаясь "отмашки" Путина. Однако генерал этой возможностью просто не воспользовался.
Все это наталкивает на мысль, что Виктор Черкесов может разделить участь своих непосредственных предшественников - Сергея Цыпляева и Александра Беспалова, которые вообще не оставили каких-либо заметных следов своей деятельности. "