"Балтийская финансово-промышленная группа, крупнейший нефтетрейдерский холдинг, пошла на активное сближение с государственной властью, включая представительство президента РФ в Северо-Западном регионе.
Виктор Черкесов, полпред Президента РФ, уже пользуется самолетом БФПГ в поездках по своему округу.
По оценке специалистов, партнерство с властью может сыграть важную роль в политике укрепления позиций БФПГ, проводимой после убийства председателя совета директоров группы Павла Капыша. Сегодня исполняется ровно год со дня этого трагического события.
Расстрел на мосту
Бронированный Chevrolet Павла Капыша, председателя совета директоров ЗАО "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ), был нагло обстрелян из гранатомета и двух автоматов Калашникова в 9.15 утра 26 июля 1999 года.
Это произошло в центре города на подъезде к мосту Лейтенанта Шмидта. Через 1,5 часа он скончался в Покровской больнице.
Его Chevrolet имел стандартную степень защиты, которая не позволяла пробить его автоматной пулей, но не более. Об этом убийцы, вероятно, знали. Как сообщили в БФПГ, сейчас этот автомобиль находится в ремонте.
После трагедии совет директоров БФПГ объявил о вознаграждении в $1 млн за "изобличение и поимку заказчиков, организаторов и исполнителей" убийства. Но деньги так и лежат на счетах БФПГ. Для расследования покушения была создана специальная следственная группа, в которую вошли представители МВД, прокуратуры и даже ФСБ. Это связано с тем, что, если изначально дело расценивалось как простое убийство, то потом его стали классифицировать как теракт.
Представители БФПГ сотрудничают с правоохранительными органами, но пока конкретных результатов нет.
Павел Капыш был основателем и лидером БФПГ - неформального холдинга, объединявшего более 40 предприятий, связанных между собой отношениями собственности.
Являясь "мозговым центром" группы, Павел Капыш замыкал на себе все основные связи компании как в бизнесе, так и среди чиновников. Его влияние в группе было абсолютным. Сотрудники БФПГ в шутку расшифровывали аббревиатуру своей компании как "Большие Финансы Павла Григорьевича".
Другая жизнь
После гибели Павла Капыша БФПГ предрекали скорый развал и передел городского топливного рынка. Прежде всего это связывали с неоднократными громкими заявлениями руководства нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" о желании занять 30% розничного топливного рынка. Однако этого не произошло; напротив, БФПГ удалось сохранить и расширить занимаемый сегмент рынка. Председателем совета директоров был избран 33-летний Виталий Рюзин.
Из "прошлой жизни" с собой был взят ориентир на динамичное развитие и агрессивную защиту собственных интересов. Менеджерскими решениями после июля 1999 года стала жесткая централизация власти внутри БФПГ, концентрация всех компаний под единое управление, в отличие от предыдущей автономии.
Теперь структура строится не на основе хозяйственных связей, а по принципу жесткой подчиненности. Основываясь на опыте крупных нефтяных компаний, БФПГ решила выбрать приоритетом сотрудничество с платежеспособными потребителями, что обеспечит своевременность поступлений выручки от реализации и относительно низкий уровень дебиторской задолженности.
Как сообщил корреспонденту "ДП" Владимир Дворянчиков, генеральный директор ЗАО "БФПГ", уже месяц, как зарегистрировано ОАО "БФПГ". "Создание этой компании должно завершить процесс придания юридического статуса существующему холдингу", - говорит он.
В ходе проводимой реструктуризации сокращается число нерентабельных предприятий. Несмотря на официально объявленную в этом году "политику предельной открытости", Владимир Дворянчиков уклонился от ответа, какова же будет окончательная структура нового холдинга.
Основным финансовым партнером группы остается банк "Зенит". БФПГ имеет крупный пакет акций этого банка. "Зенитом" открыта кредитная линия БФПГ на строительную программу, согласно которой в ближайшие 2 года будет завершено строительство 20 новых автозаправок.
Государевы крылья
В состав БФПГ входит авиатранспортное предприятие, состоящее из самолета ЯК-40 и нескольких вертолетов. Ранее эта техника использовалась в основном для внутренних нужд группы.
Однако на прошлой неделе самолетом воспользовался Виктор Черкесов, полномочный представитель Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу. В БФПГ корреспонденту "ДП" сообщили, что этот самолет был выбран аппаратом полпреда только потому, что он единственный имеет оборудованный по высшему классу салон. Будет ли в дальнейшем полпред эксплуатировать эту технику, руководству группы неизвестно.
Однако можно предположить, что так оно и будет. А такой клиент, по оценке специалистов, может существенно повлиять на статус холдинга.
В пресс-службе Виктора Черкесова корреспонденту "ДП" сообщили, что самолет был арендован службой Управления делами Президента РФ исходя из экономических критериев. Сам Виктор Черкесов не имеет к выбору самолета никакого отношения.
Программы
Завтра, 27 июля, в соответствии с графиком строительной программы вводится новая автозаправочная станция под торговой маркой "Балт-Трейд" на Индустриальном проспекте, 44.
Возводится еще три автозаправочных комплекса: на пересечении Литовской и Чугунной улиц, Лиговского и Витебского проспектов и в поселке Шушары. На данный момент БФПГ эксплуатирует 84 станции, из которых 36 располагаются в Петербурге. Ежемесячно БФПГ поставляет порядка 150.000 тонн нефтепродуктов как для собственных нужд, так и для своих партнеров. По оценкам специалистов, группа занимает около 20% рынка розничной торговли горючим. С учетом опта эта цифра превышает 30%.
В этом году БФПГ объявила о своем желании принять участие в проекте создания Единой системы оперативной транкинговой радиосвязи (ЕСОТР). Инициатором создания выступает администрация Петербурга. ЕСОТР должна объединить все городские и ведомственные дежурные службы для эффективной работы по управлению жизнедеятельностью города и координации действий в чрезвычайных ситуациях. Интересно, что пока БФПГ является единственной коммерческой структурой, проявившей инициативу участвовать в этом проекте.
По словам Эдуарда Травина, начальника управления связи БФПГ, сейчас руководство группы рассматривает коммерческое предложение. С наступлением 2000 года руководство БФПГ начало реализовывать программу "предельной открытости" холдинга. Она предусматривает ежемесячные встречи высшего менеджмента с представителями СМИ. Топ-менеджментом БФПГ разработана социальная программа, согласно которой будет учреждена стипендия имени Павла Капыша для студентов экономических вузов.
Переговоры с ректорами начались еще в 1999 году, саму стипендию начнут выплачивать в наступающем учебном году.
- Изменило ли убийство Павла Капыша ситуацию на петербургском топливном рынке?
- Как вы оцениваете итоги работы БФПГ за год, прошедший после убийства?
Вадим Глазков,
генеральный директор ЗАО "Петербургская топливная компания":
"Мы не считаем, что убийство Павла Капыша повлияло существенным образом на расстановку сил на топливном рынке Петербурга. Нам кажется некорректным с точки зрения профессиональной этики давать комментарии и оценки деятельности наших коллег по топливному рынку".
Владимир Хильченко,
президент холдинга "Фаэтон":
"БФПГ по-прежнему осталась в первой тройке городских нефтетрейдеров. Это связано и с сохранением их темпов строительства новых АЗС. С Павлом Григорьевичем раньше я встречался очень часто, с нынешним же руководством БФПГ не знаком. Наши производственные подразделения продолжают общаться, и, по отзывам своих специалистов, могу сказать, что с БФПГ стало легче находить общий язык, их политика стала менее агрессивной".
Геннадий Туласов,
президент компании "СТЭК":
"Ситуация на топливном рынке в основном оставалась стабильной. Определенные колебания не были заметны клиентам. Но есть ряд объективных и субъективных факторов, способных ситуацию дестабилизировать. Здесь многое зависит от действий Правительства. Слухи о криминализации топливного рынка явно преувеличены, хотя процесс наведения порядка в этой отрасли продолжается". "