Силовики ждут приговора Виктору Тихонову, чтобы начать розыск его брата и Михаила Живило
Судебный процесс по делу о подготовке покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева вступил в заключительную стадию. Пока на скамье подсудимых находится лишь Виктор Тихонов. Его брат Александр Тихонов, как и предполагаемый заказчик покушения глава корпорации МИКОМ Михаил Живило, находится за границей и внимательно наблюдает за ходом процесса. Очевидно, правоохранительные структуры ожидают приговора суда. Признание вины Виктора Тихонова развяжет руки силовикам, которые немедленно начнут розыск Александра и вторично поставят перед французским правосудием вопрос об экстрадиции Михаила Живило.
"На одном из последних заседаний, состоявшемся на прошедшей неделе, в зале суда присутствовало множество журналистов: представители обвинения пообещали сенсацию во время слушаний. Корреспонденты высказывали предположения, что на процессе будет присутствовать сам Аман Тулеев либо начальник ГУВД Кемеровской области генерал-лейтенант Анатолий Виноградов, который был вызван в Новосибирский областной суд для дачи показаний в качестве свидетеля. Но ожидавшейся сенсации так и не произошло - судья областного суда Михаил Потапов в очередной раз перенес заседание по просьбе адвоката подсудимого. Защитник Сергей Севрук, сославшись на необходимость совещания с подсудимым и плохое самочувствие Виктора Тихонова, попросил перенести заседание. (Кстати, вскоре господин Севрук срочно вылетел в Москву.)
Завесу тайны несколько приоткрыл государственный обвинитель Геннадий Попов, который сообщил, что во время заседания планирует опровергнуть главный козырь защиты - нестыковку в материалах дела времени московской встречи Александра и Виктора Тихоновых с Михаилом Живило.
Кроме того, на одном из последних заседаний Геннадий Попов озвучил письмо предполагаемого заказчика покушения на Амана Тулеева Михаила Живило, направленное на имя председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Живило, находящийся во Франции после неудачного для обвинения решения вопроса о его экстрадиции в Россию, в своем послании перечислил несколько десятков уголовных дел, возбужденных в отношении руководства МИКОМа и ряда предприятий Кемеровской области. По мнению Михаила Живило, к нему пристрастно относится Валентин Симученков, который в 90-х годах работал прокурором Кемеровской области и якобы по указанию Амана Тулеева начал гонения на МИКОМ.
В последнее время Живило, пройдя лечение в дорогой швейцарской клинике, активизировался, стал все чаще напоминать о себе. На этом фоне довольно отчетливо всплывает фигура еще одного изгоя - Бориса Березовского, который, пользуясь своим влиянием в СМИ, начал оказывать поддержку Живило. Так, многие обратили внимание, что поздравление Живило рабочим КМК опубликовал именно контролируемый Березовским «Коммерсантъ».
У двух беглых олигархов много общего. И тот, и другой претендовали на особое положение над государственной властью, желая ею распоряжаться. Но на Кузбассе «путинская эра» началась несколько раньше, чем в Москве: Аман Тулеев очень быстро показал всем, в том числе Живило, что манипулировать им нельзя. Фактически, сейчас и Березовский, и Живило стремятся обратить историю вспять, вернув Россию в целом и Кузбасс в частности к «старым добрым» (для них) «либеральным» временам, когда большой бизнес мог с гордостью говорить, что власть обслуживает его интересы. Но сделать это очень нелегко. И послание в Совет Федерации, которое по решению Новосибирского областного суда было приобщено к материалам дела Виктора Тихонова, - очередная попытка пойти по избранному пути.
По окончании судебного заседания Геннадий Попов прокомментировал ситуацию вокруг обращения Михаила Живило: «Мы не случайно попросили приобщить письмо к материалам дела. Этот документ является своего рода подтверждением мотива готовящегося преступления и косвенно подтверждает наличие внутренних чисто экономических противоречий между администрацией Кемеровской области в лице губернатора Амана Тулеева и руководителем ФПГ «МИКОМ» Михаилом Живило. Об этом сам Живило говорит в письме, направленном крупному должностному лицу. Думаю, для суда этот аспект будет очень интересен. Что самое удивительное, практически на каждом заседании благодаря усилиям защиты так или иначе незримо присутствует фигура Живило. Чувствуется, что он проявляет неподдельный интерес к происходящему.
Окончание судебного процесса зависит не от стороны обвинения, а от защиты, которая, на мой взгляд, всячески уклоняется от судебных прений. Большое количество дополнительных ходатайств, а их за последние 10 дней было около 50, по своей сути не оправдывают Виктора Тихонова и направлены на затягивание процесса. Мы уже были готовы приступить к судебным прениям и рассчитывали объявить подготовку к ним уже на этой неделе, но так ничего и не вышло. Ничем иным, кроме как тихим саботажем в правовом поле со стороны защиты, я это назвать не могу. Сама же защита ущемляет конституционные права подсудимого Виктора на доступ к правосудию в максимально допустимые сроки. Человек вот уже два года без малого находится в местах лишения свободы, и эти бессмысленные ходатайства направлены на то, чтобы умалить его права».
Вероятнее всего, и это подтверждает гособвинитель, защита Виктора Тихонова ожидает 1 июля, когда вступит в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. По нему ряд протоколов допросов обвиняемого без адвоката, оформленные на стадии предварительного следствия, будут недействительны. Что, по мнению Геннадия Попова, мало изменит ситуацию.
При этом силовой приговор, который, возможно, будет вынесен Виктору Тихонову и подтвержден Верховным судом России, позволит Генпрокуратуре активизировать работу по розыску Александра Тихонова и начать повторный процесс экстрадиции из Франции Михаила Живило. И не исключено, что на скамье подсудимых окажутся остальные фигуранты дела о подготовке покушения на Амана Тулеева.
"