" Длинная череда судебных решений по поводу того, законно ли "Северная нефть" получила лицензии на нефтяные месторождения Вала Гамбурцева, вчера пополнилась еще одним - на сей раз в пользу этой компании. Однако вряд ли это изменит нынешнюю ситуацию вокруг месторождений. Между тем комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией усомнилась в честности судей, выносящих решения в пользу "Северной нефти", и написала об этом в Генпрокуратуру.
Конкурс на право недропользования на месторождениях Вала Гамбурцева в Ненецком автономном округе (НАО) в марте прошлого года выиграла небольшая компания "Северная нефть", контролируемая бывшим замминистра финансов Андреем Вавиловым. Это вызвало недовольство крупнейших российских нефтяных компаний, также участвовавших в конкурсе. Они сочли решение конкурсной комиссии необъективным, поскольку победитель предложил бонус в $7 млн, тогда как побежденные сулили более $100 млн. Посыпались судебные иски и жалобы, и на сегодняшний день в разных регионах существует порядка двух десятков судебных решений - как в пользу "Северной нефти", так и против нее. В итоге МПР на основании одного из таких решений (Тимашевского райсуда Краснодарского края) аннулировало лицензии, выданные "Северной нефти". Компания тем не менее работает на месторождениях, что стало поводом для возбуждения по инициативе Генпрокуратуры уголовного дела против ее руководства.
Вчера "Северная нефть" в своем пресс-релизе сообщила, что Верховный суд России удовлетворил протест зампреда этого суда Виктора Жуйкова и отменил решение Тимашевского райсуда от 25 апреля 2001 г. Это решение было вынесено по жалобе физлица - акционера "ЛУКОЙЛа", и его суть - в признании незаконным постановления МПР и администрации НАО о проведении конкурса. Вынесено новое решение - об отказе в удовлетворении жалобы. Таким образом, теперь сам конкурс и его условия признаны законными.
Однако начальник юридического управления МПР Денис Киселев заявил "Ведомостям", что это решение Верховного суда никак не повлияет на реальное положение вещей. По его словам, лицензии "Северной нефти" аннулировались на основании другого решения Тимашевского суда - от 28 ноября 2001 г. , согласно которому незаконными были признаны протокол экспертной комиссии и совместное постановление МПР и администрации НАО, утверждающие итоги конкурса. И этим же решением лицензии, выданные "Северной нефти", признаны недействительными. Как говорит Киселев, данное решение никем не обжаловано.
Судебная война с МПР и другими заинтересованными сторонами, видимо, надоела Андрею Вавилову, и он обратился с заявлением в комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией. В заявлении говорится о том, что действия должностных лиц Генпрокуратуры носят заказной характер, а уголовное дело в отношении руководства "Северной нефти" возбуждено незаконно.
Комиссия проверила изложенные Вавиловым факты и доводы и 29 мая направила письмо генпрокурору Владимиру Устинову (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). В письме обосновывается полная несостоятельность претензий бывшего замминистра. Более того, комиссия Госдумы сделала вывод о возможной "личной заинтересованности отдельных судей в исходе дела в пользу ОАО "Северная нефть". Об этом говорится в том числе и в связи с протестом Виктора Жуйкова. Как считает комиссия, эти обстоятельства должны стать предметом внимания Квалификационной коллегии судей Верховного суда РФ."