"Столичный истеблишмент взбудоражен: городских чиновников то и дело тревожат слухи о грядущих кардинальных переменах в составе московского правительства. Самый страшный из них - якобы готовящаяся отставка Юрия Лужкова и назначение на его место вице-мэра Валерия Шанцева. Пока это только слухи, шансы на реализацию которых, по-видимому, крайне малы. Но дыма без огня не бывает. За время, прошедшее с президентских выборов, Валерий Шанцев реально стал вторым в сложной и запутанной иерархии московского руководства. Сначала он тихо и незаметно подмял под себя имущественно-земельный комплекс первого вице-премьера Олега Толкачева, потом отнял большой кусок строительных организаций у другого первого вице - Владимира Ресина. Ему же достаются все политически значимые чрезвычайные комиссии: и после взрыва на Пушкинской площади, и после возгорания Останкинской телебашни. "Случайно на такие комиссии не бросают", - решили чуткие московские госслужащие. И оказались правы.
Почему малозаметного чиновника вдруг стали рассматривать в качестве претендента на московскую кепку? Ведь по сравнению с курирующим крупнобюджетные строительные программы Владимиром Ресиным, автором московской приватизации Олегом Толкачевым или одним из организаторов блестящего провала на парламентских выборах движения "Отечество" Георгием Боосом Валерий Шанцев - персонаж удивительно невзрачный.
Но, похоже, именно такой сейчас Москве и нужен.
Шинель
У нынешнего московского фаворита самая обычная биография. Обыкновенный партиец среднего звена, привыкший к роли хозяйственника (как и положено московской элите), занимавшийся заготовкой овощей на зиму в Перовском районе, Валерий Шанцев вошел в узкий круг избранных московских начальников после назначения на должность префекта Южного административного округа. На этом посту он заменил ушедшего на повышение Олега Толкачева, Когда в апреле 1996 года на заседании правительства Москвы Юрий Лужков объявил, что на пост вице-мэра будет баллотироваться Валерий Шанцев, у чиновников это не вызвало никакой видимой реакции. Никто из крупных фигур московского правительства не принял всерьез нового игрока. Большинство чиновников вполне удовлетворились политической версией произошедшего: Валерий Шанцев никогда не скрывал своих симпатий к коммунистам, и таким образом мэр решил подсобрать побольше голосов.
Первые административные решения Юрия Лужкова, связанные с Шанцевым, еще больше успокоили чиновников. Вице-мэр возглавил комплекс социальной сферы - очень хлопотный участок городского управления, не приносящей особой политической славы и при этом очень рутинный; от забот о комплексном благоустройстве территорий, об обеспечении ветеранов, установке во дворах скамеечек и пр. на обычного человека веет скукой не меньшей, чем от захолустной районной газетки.
На протяжении нескольких лет Шанцев эту ношу терпеливо тянул (и тянет до сих пор). Не стремясь в отличие от многих московских чиновников играть в большой бизнес - например, контролировать бензозаправки или массовое жилищное строительство, - он тем не менее весьма эффективно распоряжался имеющимися у него ресурсами. Кроме контроля за бюджетными деньгами курирование социальной сферы позволяет следить, например, за закупкой "социально значимых" лекарств или за обеспечением объектов "соцкультбыта". При желании на этом поприще можно многого добиться. Кстати, как говорят сведущие наблюдатели, у Валерия Павлиновича есть еще одна отличительная особенность. Это единственный московский чиновник высшего уровня, обладающий безупречным, работающим в жесткие сроки аппаратом. И это на общем фоне столичной чиновной практики, которую зачастую справедливо называют административным садизмом.
Широкой общественности Шанцев стал известен при весьма драматических обстоятельствах. Летом 1996 года на него было совершено покушение. Раненого Шанцева доставили в больницу. По рассказам самого вице-мэра, Лужков очень тяжело переживал случившееся, несколько дней подряд дежуря у его постели. Сам мэр по распространенной российской традиции обвинил в случившемся неизвестные, но "очень влиятельные" силы, заинтересованные в дестабилизации политической ситуации. По другой российской традиции - ни заказчиков, ни исполнителей этого покушения так и не нашли.
Шапка
Временем заметных изменений в роли и властных перспектив стал для Валерия Шанцева период подготовки к прошедшим парламентским выборам. Юрий Лужков собирался стать политиком и руководителем федерального уровня, и многие представители московской элиты в то время считали такую перспективу вполне реальной. В данной ситуации для образа преемника нашлась единственная кандидатура - действующего вице-мэра. В то время как Юрий Лужков занимался высокой политикой, Валерий Шанцев "оставался на хозяйстве".
Но то ли преемнику не понравилось само хозяйство, то ли хозяйство осталось недовольно преемником, а Валерий Шанцев впервые в своей карьере вступил в открытую полемику. Несколько изданий, оппозиционных "Отечеству", сообщили об имеющихся разногласиях между руководителями избирательного штаба движения, с одной стороны (Георгий Боос и Сергей Ястржембский), и старыми членами московской команды - с другой (Шанцев, вице-премьеры Орджоникидзе и Никольский и др.). Вице-мэр выступил с опровержениями, но сделал это так незамысловато, что практически все наблюдатели решили, что противоречия и вправду серьезные.
Конфликт между "старыми" и "новыми", правда, продолжался совсем недолго. Итогом парламентской кампании стал полный провал "Отечества". Виновными были объявлены молодые, которые, как следовало из заявлений высокопоставленных московских чиновников, "не смогли как следует разобраться в проблемах". Авторитет Валерия Шанцева резко вырос.
Но дело не только в победе опыта над молодостью. По свидетельству очевидцев, именно в период парламентской кампании у Шанцева сложились н окрепли хорошие отношения с Владимиром Путиным. По одной из версий, общение Шанцева с тогдашним премьер-министром "носило вполне рабочий характер и только потом переросло в личные отношения". По другой, Валерий Шанцев и раньше умел ладить с федеральным центром, поэтому он в отличие от своих коллег вполне спокойно воспринял персону приемника Бориса Ельцина. В пользу второй версии говорит и другой факт; даже во времена открытого противостояния Юрия Лужкова и Кремля Шанцев часто встречался с руководителем Управления делами президента знаменитым Пал Палычем Бородиным.
Кепка
Сразу после парламентских выборов Шанцев стал заметно набирать вес. При формировании нового правительства столицы и его структуры Шанцев забрал в свое ведение ряд департаментов, ранее находившихся в ведении руководителя имущественно-земельного комплекса Олега Толкачева.
Однако этим дело не ограничилось. Некоторое время спустя после выборов вдруг выяснилось, что положение всех высших московских чиновников (кроме самого Шанцева) весьма шатко. По версии, высказанной в средствах массовой информации, Шанцев, пользуясь положением чуть ли не единственного столичного чиновника, имеющего выход на Путина, предложил столичному мэру пойти на отставку ряда вице-премьеров (Никольского, Ресина и Толкачева) с последующим перераспределением властных функций в пользу Шанцева.
Сам Валерий Павлинович этот факт отрицает. Но так или иначе, кресла многих вице-премьеров действительно всерьез шатались и дело чуть не закончилось арестами некоторых руководителей. По странному совпадению, именно в это время МВД возбудило несколько уголовных дел против руководителей строительного комплекса, который находится в ведении Владимира Ресина.
Вскоре, однако, ситуация разрядилась. Неизвестно, на каких условиях московским функционерам удалось договориться между собой, но в конце июня Юрий Лужков объявил, что в правительстве Москвы отставок не ожидается.
Каска
Но и на этом, как показала практика, аппаратный рост Валерия Шанцева не прекратился. Именно благодаря своему особому положению в столичном правительстве и особым же отношениям с федеральной властью Шанцев смог приняться за выполнение весьма сложных политических и экономических задач и решать их без публичных скандалов.
Известно, что на протяжении этого года Москва постоянно находится под прессингом федеральных властей. Политические просчеты Юрия Лужкова могут теперь дорого обойтись уникальному столичному хозяйству. Мало того что город вот-вот потеряет свое обособленное положение среди российских регионов. Куда опаснее то, что власти могут лишиться большой части своих финансовых ресурсов, обеспечивавших на протяжении целого десятилетия эффективную деятельность правительства Москвы.
Визитной карточкой московского правительства считаются городские строительные программы, реализация которых в настоящее время под большим вопросом. Дело в том, что после вступления в силу нового Налогового кодекса городские налоговые сборы нельзя направлять напрямую на местные программы. Эти средства должны идти в федеральный бюджет и только потом, на конкурсной основе, распределяться по субъектам Федерации. Очевидно, что такой механизм может быть мощным политическим козырем в руках федерального центра. Мало того, что речь идет о весьма ощутимой даже для Москвы сумме - по разным оценкам, до 50 млрд руб. (около 40% этих средств - сборы, поступающие от так называемого малого бизнеса), - так вдобавок центр постоянно держит руку на пульсе московского бюджета.
Московские чиновники ищут выход из тупика, куда их загнало правительство России. Наиболее логичный выход из создавшейся ситуации - внести поправки в классификацию активов, из которых могут формироваться бюджетные средства. Проще говоря, не показывать в бюджете какие-то суммы, а распихивать их в меру сил - в миллионы метров жилья, строительство инженерных сетей, дорог, больниц и т.д.
Здесь и пригодилось особое положение Валерия Шанцева. В конце июля Юрий Лужков, недовольный темпами ввода жилья, создал новую специальную комиссию по размещению городского строительного заказа, которую и возглавил Валерий Шанцев. В результате этой административной новации руководитель московских строителей Владимир Ресин оказался фактически изолирован от управления финансами в сфере жилищного строительства. По слухам, Валерий Шанцев лоббировал ДСК-1 и МСМ-5 - двух крупных игроков на столичном рынке недвижимости, заинтересованных в уходе из-под контроля городских властей.
Следом мэр подписал распоряжение №894 от 18 августа (в Москве почему-то все значительные перемены вводятся именно прямыми распорядительными документами). Этот документ предусматривает несколько мер: создание городской конкурсной комиссии по инвестированию жилищного строительства во главе с Валерием Шанцевым, прекращение практики продажи прав долгосрочной аренды земельных участков под строительство жилья, а также предоставление исключительного права заключения инвестиционных контрактов по жилью вице-мэру Москвы Валерию Шанцеву.
Фактически это означает вот что. Покупка прав аренды земли у города приносит в бюджет живые деньги, что в сложившихся условиях нецелесообразно (поскольку в этом случае эти деньги становятся видны и федеральным властям). После этого единственным способом урегулировать отношения инвестора (в том числе и собственно городских строительных организаций) с городом остается заключение инвестиционных контрактов, что по существу является формой натурального обмена. В итоге в ходе сделки практически не светятся живые деньги, а значит, они остаются недоступными федеральному центру.
Любопытно, что распределением метров будет заниматься опять же Шанцев. В распоряжении мэра есть казуистический пункт, по которому площади, передаваемые городу по контрактам, являются долей города. На деле кажущееся бессмысленным положение определяет, что распоряжаться муниципальными метрами будут не префектуры, а город (в липе департамента муниципального жилья, подчиняющегося Шанцеву).
Быстрое усиление Валерия Шанцева пугает многих столичных чиновников. В отличие от коллег он никогда не показывал своих истинных целей и возможностей. Шанцева не знают, а потому боится. Для многих он загадка, "человек-никто". Похоже, что этот тип чиновника становится все более востребован в Российском государстве.
Шанцев Валерий Павлинович
Вице-мэр Москвы, первый заместитель премьера правительства Москвы, руководитель комплекса социальной сферы.
Родился в 1947 году в с. Сусанино Костромской области; окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Девять лет работал на заводе "Салют", на различных руководящих должностях. В течение 14 лет на партийной работе.
В 1994 году назначен префектом Южного административного округа Москвы. В июне 1996 года избран вице-мэром Москвы. "