Талант нашего героя отличается необычайной многогранностью. Помимо славы певца и репертуара в 1500 песен, он имеет имидж удачливого коммерсанта, общественного и политического деятеля, ученого, мецената. К тому же, иностранная пресса открыто числит его в мафиози. Кроме титулов народного артиста СССР, РСФСР, Украины, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Южного Урала, заслуженного артиста Республики Адыгеи, действительного члена Академии гуманитарных наук, он еще является лауреатом Государственной премии СССР (1984 г.), лауреатом премии Ленинского комсомола (1975 г.), первым лауреатом премии МВД. Надо сказать, что с милицией отношения у Кобзона всегда были особенно теплыми, недаром он руководит Фондом помощи семьям погибших милиционеров с поэтическим названием "Щит и Лира". Заодно он президентствует и в культурном фонде "АРТЭС", а также выступает в качестве советника мэра столицы по вопросам культуры. Менее энергичному человеку такой "общественной" нагрузки хватило бы "выше крыши", но не наэлектризованному комсомольским энтузиазмом собственных песен г-ну Кобзону.
На его широких плечах лежит ответственность за существование акционерного общества "Московит", президентом которого он опять-таки является. В настоящее время в эту фирму входят три подразделения: "Московит-металл" (купля-продажа металлов, производство ферросплавов), "Московит-Ойл" (бизнес в области нефтепродуктов внутри России), "Московит-Шугар" (сделки с сахаром). Концертная составляющая "Московита"(казалось бы, наиболее близкая Кобзону по роду занятий) - "Московит-шоу" (круизы, презентации) - обанкротилась по случаю финансового кризиса. Однако и это еще не все. Иосиф Кобзон управляет АО "Лиат-Натали", занимающимся торговлей косметикой и лекарствами (эта компания получила свое название в честь дочери певца) и издает журнал "Детка" в Москве и газету "Русский израильтянин" в Тель-Авиве.
Успевает Кобзон заняться и благотворительностью. С давних пор шефствует он над двумя детскими домами - в Туле и в Ясной Поляне. А на строительство храма Христа Спасителя отдал 875 млн. докризисных рублей, обогнав по сумме пожертвований даже Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича. Теперь его имя будет "навечно" запечатлено на стенах храма. Впрочем, имя Кобзона могут "навечно" запечатлеть на своих стенах также пара синагог и буддийских святилищ, строившихся и реставрировавшихся на его деньги. Дело в том, что певец, предприниматель и т. д. с типично русской душевной широтой никак не может помогать какой-то одной избранной конфессии. Тем более, что его религиозные симпатии остаются весьма неопределенными. То он заявляет, что ему ближе всего буддизм (наверное, как депутату от бурятов), то рассказывает, как ходит в православную церковь. Однако можно с уверенностью сказать: в составе Еврейского конгресса имени Иосифа Кобзона не значится.
Непонятно только, когда же, среди столь разнообразных хлопот и занятий, Кобзон выкраивает время на законотворческую деятельность в Думе и на борьбу с антисемитизмом. Однако, если прислушаться к словам певца, становится ясно, что его бизнес - не такое уж и сложное дело.
"Чем я занимаюсь? Моя задача в бизнесе - лоббирование наших проектов. Я не занимаюсь разработкой финансовых схем, не позволяю себе делать то, чего не понимаю или не умею. Для этого есть профессионалы. Но для того чтобы профессионал не свернул с дороги, не скрывал налоги, чтоб завтра нас не закрыли, чтоб были друзья и связи, - для этого есть я. Моя задача - следить за моральным лицом своей фирмы. У нас серьезный бизнес. Мы занимаемся переработкой нефти, бартерными сделками с продовольствием, металлами, делаем инвестиции совместно с зарубежными партнерами. Однако экспортом не занимаемся - весь наш бизнес на территории России" (газета "Вечерний клуб", 11 сентября 1997 г.).
Ларчик-то, оказывается, просто открывается! Секрет успеха в лоббировании, благо связи у Кобзона действительно самые широкие. Чтобы оценить их масштаб, достаточно вспомнить его юбилейные торжества в концертном зале "Россия" 12 сентября сего года. Тут и бывший премьер Виктор Черномырдин, преподнесший певцу орден "За заслуги перед Отечеством" III степени, и мэр столицы Юрий Лужков. От черных "волг" депутатов Госдумы, среди которых было особенно много представителей фракций НДР и ЛДПР, просто невозможно пробиться к подъезду. О всяких эстрадных звездах и прочих лицедеях вроде Пугачевой или Жванецкого - говорить не приходится. Многие из них так и не дождались своей очереди поздравить юбиляра.
Однако среди "друзей" Иосифа Кобзона есть люди, знакомство с которыми не всегда приносит ему одни только выгоды. Например, его тесные взаимоотношения с известным авторитетом уголовного мира, президентом ассоциации "XXI век" Отари Квантришвили, убитым 21 апреля 1994 года, позволили многим СМИ обвинить г-на Кобзона в том, что его столь процветающий бизнес не всегда носит законный характер. Возможно, именно поэтому Иосиф Давыдович поспешил заявить, что убийство авторитета политическое и будто связано оно с тем, что Отари Витальевич слишком резко высказывался о политике российского правительства. Обвинения же в торговле оружием и алкоголем он с негодованием отверг.
Правда, несколько позже в незаконной коммерции Кобзона и Анзора Кикалешвили, возглавившего ассоциацию после гибели своего предшественника, обвинил агент pусского отдела ФБР Лестеp Макналти, в секретном донесении которого сказано, в частности, следующее: "...Иваньков и его оpганизация завязали... тесные связи с пpеступной гpуппой, котоpой pуководят Анзоp Кикалишвили и его паpтнеp Иосиф Кобзон. Кикалишвили и Кобзон получают кpупные незаконные выплаты от амеpиканского совместного пpедпpиятия ... Russian - American, базиpующегося в Нью-Йоpке... Кобзон и Кикалишвили были связаны с Отаpи Квантpишвили, кpупной фигуpой в кpугах pоссийской оpганизованной пpеступности...". В результате деятельности пронырливых журналистов и агентов Иосифа Давыдовича летом 1995 года не пустили в Америку, отказав во въездной визе. Чуть позже у певца возникли сеpьезные пpоблемы пpи въезде в Изpаиль, несмотpя на то, что незадолго до этого Всемиpная лига евpеев назвала его "лучшим евpеем года". 2 января 1996 года Кобзон был задержан в аэропорту Тель-Авива по приказу министра внутренней безопасности Израиля. После вмешательства Российского посольства разрешение на въезд дал лично премьер-министр страны Шимон Перес.
Оба этих инцидента наблюдатели увязывают с произошедшим в США арестом уже упоминавшегося Вячеслава Иванькова, известного под кличкой "Япончик", в уголовном деле котоpого фигуpиpовали непpиглядные стоpоны совместной деятельности аpестованного "кpестного отца" pоссийской пpеступности и нашего геpоя. По данным известной московской журналистки Ларисы Кислинской, живой классик патриотической песни принимал непосредственное участие в незаконном вызволении "Япончика" из тюрьмы, а также помогал его приемному сыну - вору в законе Виктору Никифорову по кличке "Калина" - и одному из доверенных лиц "Япончика" Вячеславу Сливе. Из многочисленных газетных публикаций следует, что с подачи известного певца за "Япончика" хлопотали столь известные люди, как офтальмолог Святослав Федоров, правозащитник Сергей Ковалев и даже заместитель председателя Верховного суда России Александр Меркушев.
Обиженный на зарубежные власти и российских журналистов, Кобзон в том же 1996 году инспирировал обращение 59 ведущих деятелей культуры, 15 известных ученых, нескольких чемпионов олимпийских игр к президенту РФ Борису Ельцину с открытым письмом, в котором содержалась просьба оградить его от клеветы и нападок. Президент не ответил - наверное, болел.
Вскоре Государственная дума направила депутатский запрос генеральному прокурору и министру внутренних дел с просьбой "провести проверку по фактам обвинения Иосифа Кобзона с связях с мафиозными кругами". В официальном ответе из МВД сообщалось, что в отношении Кобзона уголовных дел не расследуется и какие-либо следственные действия в отношении него не ведутся.
На выборы в Думу наш герой вышел, оперируя лозунгами о необходимости защиты чести и достоинства российских граждан, особенно за рубежом. Возможно, именно для того, чтобы эту честь эффективней отстаивать, Иосиф Кобзон попытался вновь посетить США. Но его попытка въехать в пределы "империи зла" была пресечена американскими властями 24 сентября 1998 года на основании "закона об иммиграции", который воспрещает въезд в страну лицам с криминальным прошлым и соответствующими связями.
Так что пришлось Иосифу Давыдовичу остаться в стране разбушевавшегося антисемитизма. Ведь здесь у него еще много любящих друзей, братков и соратников. "