В преддверии саммита Путин - Буш петербургские СМИ отвлеклись от активных действий на театре местной информационной войны. В ближайшее время Петербург ожидает еще несколько международных встреч на высоком уровне с участием российского президента, затем последует традиционное летнее затишье вкупе с парламентскими каникулами. И сразу после этого есть все основания ожидать нового витка конфликта питерских медиа, отражающего непростые отношения губернатора Владимира Яковлева и полпреда президента в СЗФО Виктора Черкесова.
Во-первых, в декабре, видимо, состоятся выборы в местное Законодательное собрание (срок еще не утвержден окончательно, но законопроект об этом в первом чтении уже принят). Во-вторых, начнется постепенная раскачка, предваряющая предвыборную губернаторскую кампанию (выборы в северной столице состоятся почти в одно время с президентскими). Кроме того, с осени развернется с новой силой подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, представляющая широкие возможности для PR-акций политиков. И это не считая возможного форс-мажора - по городу в очередной раз поползли слухи, что летом и губернатору, и полпреду предложат другие должности…
Руководитель пресс-службы полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Алексей Буцайло и глава пресс-службы петербургского губернатора Александр Афанасьев сделали попытку объясниться. К положительным результатам их почти двухчасовой дискуссии в редакции петербургского еженедельника "Дело" можно отнести лишь заключительное ритуальное рукопожатие. Что касается содержательной части беседы - позиции сторон по-прежнему далеки от согласия.
Александр Афанасьев в свойственном ему агрессивном стиле в очередной раз объявил о существовании в Петербурге группы СМИ, подконтрольных полпредству: "Они сами, не скрывая, говорят, что осуществляют информационное сопровождение деятельности полпредства. Агентство "Росбалт" - ни для кого не секрет, что это информационная структура полпредства. Если кому-то нужны еще доказательства, то я сказал, что руководителем этой структуры является жена полпреда Наталия Сергеевна Черкесова". Руководитель пресс-службы администрации назвал еще две структуры, навязшие в зубах у Смольного, - газету "Петербургский Час пик", где главным редактором опять-таки является супруга полпреда, а также местное отделение ВГТРК ("Вести - Санкт-Петербург"). Афанасьев заявил, что все они "постоянно подчеркивают свою принадлежность к федеральной власти" и "постоянно совершают… удивительные действия, никак не свойственные информационной структуре государственной власти".
Пресс-секретарь Виктора Черкесова не согласился с самой постановкой вопроса о "полпредском пуле": "Я очень часто работаю с агентством "Росбалт". И никогда информация от полпредства не идет по дозированному списку. Со всеми СМИ мы работаем одинаково открыто. Но взаимоотношения между пресс-службой и СМИ подразумевают двустороннюю связь. Мы не можем заставить тот или иной телеканал, ту или иную газету сообщать информацию - ни в коем случае, у нас свобода слова. И если перед редакцией изначально стоят другие установки, она, безусловно, возьмет не информацию о деятельности полпреда, а информацию от другого человека. Того, кто является ее реальным хозяином".
Пространные цитаты оппонентов объединяет следующее: оба они указали на влияние высокопоставленных покровителей на деятельность ряда петербургских СМИ. Кроме того региональная "медиабаронесса", она же - супруга полпреда заподозрена в пристрастной работе на благо мужней структуры (забавно было бы, если бы наоборот). Еще недавно указывали на то, что супруга возглавляющего в смольнинской администрации комитет по печати вице-губернатора Александра Потехина директорствует в здешней "Комсомолке" и популярном городском еженедельнике "Петербург-Экспресс" и председательствует в Ассоциации распространителей прессы. Теперь Ирина Потехина сменила мужа на посту ведающего СМИ вице-губернатора. Ориентация "ее" изданий осталась, понятно, прежней. И, наконец, все знают, что супруга губернатора Яковлева негласно правит бал в губернаторском медиапуле.
Принятую Смольным на вооружение тактику весьма скептически оценивают специалисты, наблюдающие за развитием событий со стороны. По версии видного политтехнолога, сотрудничающего сейчас с администрацией Ленинградской области, "как бы это обидно ни прозвучало для Владимира Анатольевича, вся его информационная политика сейчас по форме выстроена, как у Собчака. Когда Собчак шел на битву с Яковлевым, практически все газеты были лояльны, телеканал работал только на него, и - такое поражение. Что мы имеем сейчас? Множество газет напечатают все, о чем попросят службы Владимира Анатольевича. Результат? 30% рейтинга".
Итак, в Петербурге сложились две группы, сочувствующие либо губернатору, либо полпреду. Они постоянно делают неуклюжие попытки откреститься от подозрений в служении каждый своему патрону. Они настаивают, что именно они - "независимые". Так, комментируя все тем же петербургским "Вестям" хакерскую атаку на сайт информагентства "Росбалт", главный редактор агентства Татьяна Чеснокова сказала, что "кому-то неудобно существование неподконтрольного СМИ". Аналогичных высказываний на тему "мы - свободная пресса, а кому-то это не нравится" за последние годы можно набрать множество - и с одной, и с другой стороны.
Здесь стоит вспомнить известную фразу о стремлении "невинность соблюсти и капитал приобрести". Причем упоминание о капитале вполне актуально. Как политическом, так и в прямом денежном выражении, учитывая, что СМИ одновременно являются коммерческими предприятиями и борются за участие в проектах, где информационное сопровождение оплачивается немалыми суммами. Борются и просто за спонсорские деньги, для которых в России придуман такой эвфемизм, как "вложения инвесторов". Петербург - не исключение. А его относительная бедность и одновременно большие амбиции ощутимо обостряют ситуацию.
Есть ли в северной столице реально независимые СМИ? Поскольку вопрос о независимости прессы сложен в принципе, можно ограничиться более частным: есть ли те, которые дистанцируются от противоборствующих "пулов"? А главное - какие позиции они занимают на местном медиарынке.
Нужно бы сразу исключить из игры информационные агентства - они по идее сообщают, а не комментируют. В отношении Северо-Западного регионального центра ИТАР-ТАСС и Северо-Западного бюро "Интерфакса" так и есть. Однако "Росбалт" наряду с информационной лентой имеет отнюдь не информационного содержания сайт. Именно он и является ареной политической борьбы: в "дискуссионных", как поясняют в агентстве, статьях - собственных и переопубликованных из региональных изданий - при внимательном прочтении можно обнаружить тенденцию. Противники, естественно, читают внимательно и обнаруживают.
Печатные СМИ стоят "стенка на стенку". Одни участвуют в процессе активно, другие соблюдают политес, но ясно, за кого выступят в случае обострения ситуации или в ходе предвыборных кампаний - орудия, как говорится, зачехлены. Особняком стоят деловые издания "Деловой Петербург" и питерский "Коммерсант" - готовые равно критиковать обе противоборствующие властные группировки.
Хотя, естественно, дело не в том, сколько хулы - не меньше значит, чтобы хватало похвалы. И картину мира питерские печатные и электронные СМИ рисуют разную. Вот и глава губернаторской пресс-службы отбивался от обвинений, что превратили "Информ-ТВ" (ТРК "Петербург") в "аллилуйскую программочку, которая все время говорит, как в городе все хорошо". Аргумент Афанасьева: "Я знаю совершенно точно, что мои родные и знакомые нуждаются сегодня в том, чтобы им дали возможность прекратить чувствовать себя тварью дрожащей, которую постоянно угнетают". Не в городских властях, надо понимать, дело, а чтоб вернуть населению чувство собственного достоинства - для этого достаточно смотреть не в окно, а на картинку в телевизоре.
Итак, "Информ-ТВ" поднимает дух электората, его эфирный оппонент "Вести Санкт-Петербург" его опускает - не показывает зрителям "красивые картинки", пропагандирует президентскую власть и не забывает о полезных деяниях президентского наместника в СЗФО. "НТВ-Петербург" заработало было претензии полпреда относительно характера освещения его деятельности. Но после того, как лично Борис Йордан "разрулил" ситуацию в ходе специально организованной встречи с Виктором Черкесовым, местное НТВ успешно проходит между Сциллой и Харибдой.
А в общем итоге - значимых "противовесов", разбавляющих ситуацию "стенка на стенку", в Петербурге явно не хватает. Понятно, чем это чревато: родной город президента не сможет похвастаться перед ним спокойствием и гражданским согласием. И даже планы главы государства превратить Петербург в имиджевую столицу России попадают под угрозу. Формально - все объединяются перед лицом грядущих визитов высоких гостей. Фактически - "под ковром" идет борьба за первенство в местном обеспечении международной жизни города Питера. К схватке подтягиваются информационные ресурсы - СМИ, как уже было сказано, обслуживают интересы покровителей из истеблишмента и свои собственные. На фоне войн, чиновничьих и информационных, все чаще забыт сам Петербург. Здесь к 300-летию спешно ремонтируют архитектуру федерального значения и дороги в центре города. Но федеральные и городские программы, в действительности обеспечивающие его возрождение, буксуют: недофинансируется строительство кольцевой автодороги и достройка дамбы, не хватает денег на затянувшуюся ликвидацию размыва в метрополитене. Окраины - в колдобинах и помойках. Кстати, хитом информационной войны была экскурсия по Петербургу властительницы умов продвинутых россиян - Масяни. Экскурсия получилась неприглядной, и из губернаторского окружения - строго конфиденциально - пополз слушок, что Масяня выполнила политический заказ полпреда.
"