В обеспечение иска швейцарской компании "Нога" к правительству РФ арестованы наши авуары в Париже
"Казалось, все скандалы с участием швейцарской фирмы "Нога" - достояние истории. Ан нет: из-за этой небольшой компании, управляемой очень смекалистым предпринимателем Нессимом Гаоном, судебные исполнители второй раз за последние десять лет арестовывают российские активы: в Париже заблокированы счета российского посольства, торгпредства, Минфина, некоторых государственных организаций (в том числе бюро РИА "Новости"). Как первое решение Стокгольмского арбитражного суда, который в 1998 году признал претензии фирмы справедливыми, так и решение парижского суда (адвокаты компании добились распространения постановления Стокгольмского суда на Францию) - прецедентны. Еще ни разу счета центробанка ни одной страны мира не подвергались аресту! Центробанк Российской Федерации попался во второй раз (на счетах дочернего ЦБ "Евробанка" заблокировано 450 млн. франков). Ни в одной стране мира компании не отвечают по обязательствам государства - а мы теперь рискуем, даже садясь в самолеты "Аэрофлота": благополучно вылетев в нужном направлении, обратно можно уже не попасть, ибо окажется, что на счета авиакомпании наложен арест и деятельность ее парализована. Дело в том, что, по утверждению директора Центра развития Сергея Алексашенко, по решению Стокгольмского суда компании с госкапиталом, в том числе "Аэрофлот", "Славнефть", "Транснефть", несут субсидиарную ответственность, то есть, если у правительства не хватает денег для расплаты по долгам, должны платить они.
Историю конфликта достаточно подробно описывает в своей книге "Внешний долг России" Александр Шохин: "В апреле 1991 года первый зампред Совмина РСФСР, министр сельского хозяйства и продовольствия Геннадий Кулик подписал от имени правительства РСФСР первое соглашение с фирмой "Компани Нога", по которому фирма обязалась предоставить правительству кредиты на сумму около 420 млн. долларов. Кредит представлялся в форме открытия аккредитива в пользу поставщиков в Россию продовольствия... закупаемых советскими внешнеторговыми организациями. Погашение задолженности... должно было происходить с рассрочкой платежа путем поставки фирме топлива и мазута Роснефтепродуктом, причем средства, вырученные "Нога" от продажи этих нефтепродуктов, должны были зачисляться на гарантийный целевой счет правительства, с которого фирма имела право снимать средства по мере наступления сроков погашения задолженности..."
Чуть позже было подписано еще несколько дополнений к кредитному соглашению, в результате которых сумма кредитов возросла до 1,4 млрд. долларов. К тому же Россия отказалась в них от суверенного иммунитета (то есть гарантировала выполнение контракта всем государственным имуществом), что противоречило российскиму законодательству и дало возможность швейцарской фирме в 1993 году добиться судебного решения о наложении ареста на авуары (активы) и другое имущество правительства, ЦБ, Внешэкономбанка и нескольких внешнеторговых организаций в Швейцарии. Такую удобную для махинаций полубартерную схему г-н Гаон использовал, как говорится, "на полную катушку". "Накручивал" на цену поставляемых товаров до 33%. Не давая правительству информацию для выверки задолженности, начал судебные разбирательства (его аппетиты суды умерили с 800 до 63 млн. долларов). Получил в 1993 году "отступного" в 30 млн. долларов от правительства в обмен на обязательство не обращаться в арбитражный суд и продолжал судиться, снова и снова "испытывал" каждое новое правительство, засылая переговорщиков - мол, еще 2-3 сотни миллионов долларов его вполне удовлетворили бы. Заметим в скобках, что той же тактики придерживается г-н Гаон и сегодня - он готов в любой момент вылететь в Москву для переговоров. Как пишет Александр Шохин, тогда, с 1994 по 1997 год, правительства занимали по отношению к этому человеку жесткую позицию (иначе действовать было нельзя) и доказали в суде, что ничего г-ну Гаону не должны.
"У нас были встречные выигранные иски к господину Нессиму Гаону, что в итоге привело к нулевому результату. По состоянию на 1996 год, как мне кажется, вопрос был исчерпан. Что сейчас вменяют в вину правительству, я не знаю", - вторит г-ну Шохину Андрей Вавилов, занимавшийся в то время внешними долгами. По выверке Минторга и Минфина, Россия полностью выполнила свои обязательства и даже перевыполнила их, сообщил Агентству финансовой информации бывший министр финансов Михаил Задорнов.
Единственное, чем можно объяснить варварские решения Стокгольмского суда о солидарной ответственности Центробанка и коммерческих организаций по долгам правительства, - общее раздражение, которое испытывают иностранные инвесторы в адрес российского правительства в связи с его нелюбовью расплачиваться по долгам.
К сожалению, до окончания истории далеко: в течение последних двух лет, пока идет процесс банкротства и подготовки "Ноги" к ликвидации, всплыли обязательства, которые позволили ушлым адвокатам продолжать тяжбы. Чиновники проявляют завидную выдержку, пытаясь успокоить публику: мол, отобьемся, на арестованных счетах давно нет денег (так заявил глава ВЭБ Андрей Костин). ЦБ готовит апелляцию. Но суды - дело долгое, некоторые счета, арестованные по иску "Ноги" в 1993 году, до сих пор не разблокированы. А главное, дело даже не в тех 63 млн. долларов - цифра для российского бюджета не критичная, - которые суд предписал уплатить полумошеннической "Ноге", а в перспективах, открывающихся перед иностранными инвесторами, "кинутыми" российским правительством в августе 1998 года. Вот тут-то суммы исков могут быть миллиардными, и конструкция, заготовленная Стокгольмским судом, способна разорить Россию. "