Роскомдрагмет - Российский комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням - в соответствии с указом президента подлежит упразднению до конца текущего года. О том, как это скажется на одной из важнейших отраслей нашего хозяйства, о работе комитета за пять лет и о перспективах развития этой отрасли промышленности рассказывает Юрий Алексеевич Котляр, исполняющий обязанности председателя комитета.
"- Сколько лет существует Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням?
- Как комитет при Министерстве финансов он существует с 1991 года, а с 1993 года - как орган федерального управления.
- Какие задачи решал Роскомдрагмет за годы своего существования?
- В работе комитета, как и в работе любого другого органа федерального управления, было много недостатков. Но эти недостатки свойственны не самому комитету, а нашей экономике в целом, которая осуществляет трудный, мучительный переход от жестко регулируемой плановой экономики к экономике свободного рынка. На этом пути были ошибки, но комитету удалось сохранить уровень добычи драгоценных металлов и драгоценных камней на фоне лавинного спада производства в сопряженных областях. Нам удалось увеличить производство алмазов, а также создать отечественную гранильную промышленность, которая сегодня гранит алмазного сырья больше, чем вся алмазная промышленность бывшего Советского Союза, удалось сохранить кадры золотодобытчиков. Самое главное, при трансформировании собственности, при переходе собственности в руки акционеров не разрушена система координации отрасли. И, наконец, нам удалось увеличить золотой запас Российского государства.
- Что представляет собой золотой запас России на сегодняшний день?
- Суммарное количество золота, находящегося на балансе государства и Центрального банка, увеличилось более чем на 50 тонн по сравнению с 1992 годом, когда мы приняли золотой запас. То есть мы его нарастили, а не уменьшили, как многие говорят. Хочу обратить внимание на одну особенность. Раньше золотой запас находился в составе государственного фонда. Начиная с 1993 года мы применяем практику, используемую в большинстве развитых стран: формирование золотого запаса в виде золотовалютных резервов в Центральном банке Российской Федерации. Таким образом, у государства имеется два источника золотого запаса: золото, хранящееся на балансе Госфонда в качестве оперативного резерва правительства и президента, и золотовалютные резервы Центрального банка, в которых на сегодняшний день сосредоточено более трехсот тонн золота.
- Как известно, в связи с экономическими причинами часть золотых приисков закрывается. За счет чего произошло повышение добычи золота?
- Прежде всего необходимо уточнить, что повышения золотодобычи не произошло, нашей задачей было по крайней мере сохранение добычи на прежнем уровне. С 1992 года мы перешли на мировые цены на золото. Однако темпы роста этих цен на мировом рынке несопоставимы с ростом цен в России на энергоресурсы, топливо. Существует парадокс: сегодня топливо для золотодобычи в США в два раза дешевле, чем в Татарстане! Это свидетельствует о неразумной системе цен, поэтому я полностью поддерживаю указ президента о борьбе с монополиями. Цены должны стимулировать производство, цена не может быть абсурдна. Если же цены только увеличивают доходную часть бюджета, которая тратится на войну в Чечне, то производство гибнет. Что касается расформирования отдельных артелей, то это напрямую связано с условиями проживания. Система золотодобычи в России была построена по принципу ГУЛАГа. Пики производства золота совпадают либо с политическими репрессиями, когда появляется огромное количество практически даровой рабочей силы, либо с состоянием экономической депрессии, когда люди готовы работать за тарелку похлебки. Поэтому возникает такая ситуация: ГУЛАГ завез людей в районы золотодобычи, а отвечать за них должна нынешняя администрация. Не нужно в Магаданской области, на Чукотке, в Норильске столько людей для добычи золота! Эти люди привезены государством, и пусть государство их и вывозит. Но есть и обратная сторона медали. Достаточно вспомнить разумную политику, которая велась в царской России по освоению необжитых территорий. Государство за счет своих средств создавало поселения, чтобы приграничные территории имели российское население. Если мы людей вывозим, то должны понимать, что в природе вакуума не бывает. На Дальнем Востоке появилось громадное количество иностранных рабочих, которые неизвестно как туда попали. Необходимо задуматься о политических последствиях этих шагов. Легально или нелегально приезжают к нам иностранцы, но каких усилий стоит их выселить! В аэропорту Шереметьево месяцами живут африканцы, индусы. При этом возникает проблема преступности, так как необходим аппарат принуждения, чтобы заставить этих людей жить по нашим законам. Поэтому я считаю, что в решении проблем северных территорий нужна государственная стратегия.
- Какова будет судьба Комитета после окончания работы ликвидационной комиссии, то есть после 30 ноября 1996 года?
- Прорабатывается вариант существования комитета как учреждения по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ с передачей части функций, связанных с производством и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней, Министерству промышленности РФ. Такое государственное учреждение не будет входить в состав федеральных органов управления и будет решать конкретную задачу: производить операции с ценностями государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней.
- Куда поступят фонды Роскомдрагмета?
- В настоящее время происходит расформирование Комитета как федерального органа управления, который включает аппарат чиновников, мебель, компьютеры, телефоны. Что касается государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, то вопрос о его упразднении не стоит ни в одном документе. Сейчас нашлось много желающих расширить указ президента, трактовать его в своих интересах и поделить Госфонд. Однако считаю своим долгом напомнить, что этот фонд является достоянием народа и государства, а не Роскомдрагмета.
- Какая часть золота добывается в России из вторичного сырья?
- Удельный вес золота из вторичного сырья в цивилизованных странах составляет 25 процентов, у нас - порядка 3 процентов. Для того чтобы выполнить государственную программу по извлечению золота из вооружения, подлежащего уничтожению, необходимо разрешить воинским частям первичный сбор отходов с оплатой этого рода деятельности. Мы уже много потеряли, не приняв мер для решения проблемы вторичного золотосодержащего сырья, когда выводили наши войска из Германии, Польши, Венгрии. Золото, которое мы там оставили, потеряно для России.
- За счет чего у нас происходит рост производства алмазов: за счет увеличения их добычи или за счет роста цен?
- У нас произошел достаточно большой рост производства алмазов в каратах, который опережает рост производства в деньгах. Однако нельзя утверждать, что мы увеличили производство алмазов за счет повышения качества, скорее, это количественный рост.
- Какую выгоду имеет Россия от сотрудничества с фирмой "Де Бирс"?
- Сотрудничество с этой фирмой имеет значение для развития собственного гранильного производства. На сегодняшний день "Де Бирс" - это огромная консолидирующая сила, которая балансирует рынок. Нам далеко не безразлично, по какой цене мы будем продавать алмазы на мировом рынке. Производя алмазы, мы должны быть уверены, что цена на бриллианты будет расти. А "Де Бирс" занимается именно этой работой. Россия - уникальная страна в алмазном бизнесе: у нас одновременно имеются большие мощности по добыче и по огранке. Мощность гранильного производства в России такова, что мы сможем огранить все алмазное сырье, которое производим, за исключением тех видов сырья, огранка которых нерентабельна на территории России.
- Чем определяется рентабельность гранильного производства?
- Рентабельность определяется стоимостью огранки. Есть страны, в которых средний уровень заработной платы ниже, чем в России. Сегодня алмазы выгоднее гранить в Армении, Белоруссии, Украине, где стоимость переработки алмазов в 10-12 раз ниже, чем в России. Там работают все гранильные фабрики бывшего СССР, причем не только на российском сырье, но и на сырье из-за рубежа. В России выгодно гранить только дорогое сырье.
- Из средств массовой информации стало известно, что в Якутии г-ном Автергутом была заключена сделка на вывоз мелких алмазов за границу общей стоимостью 25 млн. долларов. На таможне было обнаружено, что в посылке под мелкими алмазами находились так называемые шестикаратники, то есть крупные алмазы на сумму 6 млн. долларов. Какова судьба этих алмазов?
- Эти алмазы арестованы таможней, и идет разбирательство. Деньги, которые Автергут заплатил за этот товар, находятся в России. В данном случае нарушены соглашения с "Де Бирс". Кстати, такой товар выгоднее огранить в России.
- Является ли, по вашему мнению, оптимальной ситуация, при которой государство сохраняет монополию на драгоценные металлы и драгоценные камни?
- Прежде всего сама постановка вопроса не совсем корректна. У нас нет государственной монополии на драгоценные металлы и драгоценные камни. К настоящему времени выдано более 120 лицензий коммерческим банкам на право покупки драгоценных металлов у золотодобытчика. 28 регионов Российской Федерации имеют право оставлять 10 процентов добываемого золота у себя в регионах. Золото может сегодня покупать и Центральный банк. Такое количество покупателей свидетельствует об отсутствии государственной монополии.
- Какой процент золота находится вне монополии государства?
- Только в коммерческих банках сегодня хранится 10 тонн золота, что составляет 3 процента от общего запаса. Цифра небольшая, но такое количество золота куплено только за этот год. Сейчас создаются две биржи, которые будут оперировать золотом, и алмазная биржа. Делается все, чтобы монополия государства была разумной. Кстати, ни в одной стране мира золото не является товаром без ограничений. Например, нельзя прийти на рынок в Турции и купить слитки золота. Слитки являются банковским товаром и могут быть проданы только в банке. Мы идем по этому пути, но рыночный механизм трудно создать за 3-4 года, надо сначала заложить его основу. Имеются два указа президента о порядке формирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. В проекте - закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, который находится сейчас на рассмотрении в Государственной Думе. Нет государственной монополии, а есть государственное регулирование, а это совершенно разные вещи. Даже в такой крупнейшей стране по добыче золота, какой является ЮАР, тоже есть государственное регулирование. Золото там можно продать только резервному банку.
- Каково ваше отношение к той шумихе, которая была поднята вокруг Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням и его руководителей?
- Я не хочу отвечать на этот вопрос по одной простой причине. Посмотрите на шумиху, которая сейчас поднята вокруг Росвооружения, вокруг бывшего Главного управления охраны президента. Существуют четыре государственных направления, которые кто-то хочет монополизировать: нефть и газ; вооружение; наркотики; драгоценные металлы и драгоценные камни. История любой страны показывает, что все скандалы идут именно в этих сферах. Это четыре самых прибыльных отрасли в России, остальные дают убыток. За контроль над этими направлениями постоянно идет борьба. Идет шумиха вокруг руководителей Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, Главного управления охраны, так стоит ли удивляться скандалам вокруг руководителей Роскомдрагмета? Наша страна отличается от цивилизованных государств, где презумпция невиновности существует не только на бумаге. У нас суда еще не было, а уже все виновны. Российский менталитет, наверное, такой: присваивать себе право суда. Что и говорить, дорога к правовому государству очень трудна. Взять, например, заявление руководителей МВД о том, что в России разворовываются десятки тонн золота. Что значит разворовано? Допустим, мы произвели 120 тонн золота. Если из них разворовано 30 тонн, то надо было произвести 150 тонн золота. Проверьте, произвели мы 150 тонн? И чего стоит после этого система контроля? Золото никуда не пропадает. Представьте себе эту картину: контрабандой вывезти из страны 30 тонн золота! Хотя бы ответьте на вопрос, как это можно сделать. Золото и драгоценные металлы - это сфера, в которой сталкиваются разные интересы. К сожалению, в этой борьбе не все бывают порядочными, применяются удары ниже пояса.
- В некоторых средствах массовой информации вам инкриминируется занятие коммерческой деятельностью.
- В этом вопросе я руководствуюсь указом президента. Мне как государственному служащему разрешено только два вида деятельности: научно-исследовательская и преподавательская и творческая. Никакими другими видами деятельности, в том числе и коммерческой, я не занимаюсь.
- Юрий Алексеевич, не скажется ли отрицательно на отрасли упразднение Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням?
- В этом году, безусловно, скажется. По моим оценкам, в результате структурных изменений и парализации работ в области производства мы потеряем в этом году 15 тонн золота. Если бы все осталось по-прежнему, добыча в этом году составила бы как минимум 115-120 тонн. Работа оказалась торпедирована. Вместо того, чтобы заниматься решением проблемы финансирования золотодобывающей промышленности, мы занимаемся распределением функций. На сегодняшний день я подписал заявления об увольнении более 30 самым квалифицированным работникам комитета. Это уже большая кадровая потеря.
- Как вы планируете свою дальнейшую трудовую деятельность? Будет ли она связана с драгоценными металлами и драгоценными камнями?
- Я всю жизнь проработал в этой сфере. Этой области посвящены все мои изобретения и исследовательские работы, книги и диссертация. Однозначно не могу только сказать, в какой структуре я буду работать: в государственной или в коммерческой. "