По состоянию на конец апреля-начало мая 2002 года ситуация в Республике Марий Эл (РМЭ) оценивается как стабильно-напряженная. Несмотря на внешнее спокойствие и благополучие, отмечен ряд серьезных факторов и тенденций, которые могут быть активизированы и приведут к резкому обострению общественно-политической ситуации в Субъекте Федерации, вплоть до массовых акций протеста. Отношения внутри политической и промышленной элиты качественно изменились и характеризуется тремя основными факторами: Экономический фактор (массовое банкротство предприятий и бюджетные отношения между субъектом РФ и муниципальными образованиями); Межнациональные отношения (системный конфликт на национальной почве); Межличностные отношения (конфликты, интриги, отношения на личном уровне); Важно отметить, что перечисленные выше основные факторы базируются на почве межличностных отношений, которые самым серьезным образом влияют на принятие тех или иных решений в управлении регионом.
Общая информация
После прихода к власти в декабре 2000 года президента РМЭ Леонида Маркелова ситуация в республике не претерпела существенных изменений. Инвестиционная привлекательность региона, которую гарантировали в случае прихода Маркелова к власти, не изменилась. Напротив, по данным СМИ со ссылкой на информацию Госкомстата РМЭ, инвестиционная активность в регионе снижена на 13%.
Необходимо отметить и снижение уровня жизни населения. Так, по данным Госкомстата почти 75 % населения имеют доходы ниже прожиточного уровня равного 1445 руб., тогда как численность населения не имеющего таких доходов составляет около 500 тыс. чел. (Общая численность населения РМЭ около 700-750 тыс. чел.). По мнению наблюдателей, малоимущие слои населения выживают за счет натурального хозяйства и оценивают такое положение как катастрофическое.
Таким образом, количество живущих ниже прожиточного уровня (около 500 тыс. чел.) практически равно количеству населения обладающего избирательным правом и внесенных в списки для голосования (около 500 тыс. чел.).
Попытки правительства Маркелова привлечь солидных партнеров в регион не идут дальше соглашений о намерениях. Примером может служить визит в 2001 году группы представителей МДМ–банка. После предварительных переговоров МДМ-банк на территории Марий Эл активности не проявлял. Об отсутствии серьезных инвесторов говорит и рекламный рынок: по оценкам активных участников информационного рынка Марий Эл состав рекламодателей по сравнению с прошлыми годами не увеличился и не изменился. Такой вывод подтверждается другой деталью – за два года не проведено ни одной серьезной имиджевой PR- кампании, что, как правило, происходит при появлении на региональных рынках новых участников. В лучшем случае в республиканских СМИ появляются одноразовые сообщения о визите тех или иных представителей бизнес-структур с потенциальными намерениями инвестировать в средства в предприятия Марий Эл. К тому же за два года официальных утверждений "что инвестиции идут", "экономика выздоравливает" или "инвесторы есть, они уже работают" даже в официальной пропаганде нет упоминаний каких-либо финансово–промышленных групп, банков (исключение банк "Третий Рим"), или инвестиционных агентств, принимающих участие в формировании финансового и развитии промышленного рынков.
Вопрос добычи нефти разрекламированный в 2001 году остается открытым. При этом любая информация по нефтяной тематике крайне скудна. По имеющейся информации разработка нефтяных пластов часть большой схемы по освоению бюджетных денег. Среди инвесторов проявивших интерес к данному проекту китайская корпорация "Дацин-нефть", некие предприятия Германии и Англии. Необходимо отметить высокий интерес иностранцев к этим разработкам. Но правительство Марий Эл по сути заблокировало сотрудничество с иностранными партнерами. Причины отказа в сотрудничестве неизвестны. Скорее всего, проявилась заинтересованность должностных лиц в определенной схеме финансирования проекта. Исходя из такой ситуации, вполне можно вести речь о создании информационного "мифа" адресованного обывателю, не разбирающемуся в экономических проблемах и тонкостях финансовой политики. Такие сообщения-мифы доминируют в информационном пространстве республики, поскольку Управление информации администрации РМЭ - основной ньюсмейкер для большинства СМИ, не желающих вступать в конфликт с властями. В других случаях информацию получить очень сложно. Например, попытка уточнить в налоговых органах задолженность одного из предприятий натолкнулись на ответ, что это "налоговая тайна".
Информационное пространство почти полностью контролируется из республиканской администрации (куратор СМИ Д. Фролов, руководитель администрации президента РМЭ). Оппозиционные издания по негласному распоряжению властей печатать в республике запрещено. Трудности с производством газет возникли и на сопредельных территориях. По имеющейся информации существует некая договоренность между администрациями соседних регионов о запрете на производство оппозиционных газет. В настоящий момент исключение составляет Кировская область, где и печатаются газеты отражающие неофициальную точку зрения. Другое подтверждение искаженности информационной картины – отсутствие на лентах информационных агентств сообщений о криминальных и чрезвычайных происшествиях в Марий Эл. Возможно, это недоработка агентств, но некоторую информацию негативно влияющую на имидж Маркелова, журналистам разместить не удавалось несколько раз (о ЧП с избиением главы Звениговского района Жеребцова не сообщило ни одно агентство, хотя информация рассылалась). Стоит отметить, что зарплаты, пенсии и пособия финансируемые федеральным бюджетом выплачиваются своевременно. Все заслуги приписываются местным властям.
Таким образом, есть основания говорить, о некотором информационном вакууме, для прикрытия виртуальности "успехов и достижений", что не позволяет сторонним наблюдателям (политики, бизнесмены, инвесторы, органы федеральной власти) полно и объективно видеть картину в регионе.
Подоплека конфликтов в Йошкар-Оле, Волжске, Звенигово
Из-за перекосов в бюджетной политике между республиканскими и муниципальными властями регулярно происходят конфликты, поскольку все муниципалитеты выступают против перераспределения своих средств в пользу республиканского бюджета. В результате такого построения финансовых отношений в городах Йошкар-Ола, Волжск сложилась тяжелая финансовая ситуация. Несмотря на то, что эти города – доноры республикан-ского бюджета, в них возникли серьезные проблемы с выплатами денежных средств категориям граждан и учреждений, финансируемыми из местных бюджетов, а также выросли различные долги. Между тем, подобная ситуация идет в разрез с действующим законодательством. В частности, юристы утверждают что в результате действий республиканских властей нарушены: Конституция РФ ст.76; Бюджетный кодекс РФ ст.57, 48, 52, 60, 131; Закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" ст.7,9; Международные обязательства РФ в соответствии с ратифицированной Европейской Хартией местного самоуправления ст. 3,9). Таким образом, местные бюджеты и органы местного самоуправления РМЭ лишены законных финансовых ресурсов и предоставленных законами РФ таких прав. Выводы подтверждены и одним из разработчиков Бюджетного Кодекса РФ депутатом ГД РФ Оксаной Дмитриевой. В своем письме от 22.04.02.на имя президента Марий Эл Маркелова и спикера Госсобрания Марий Эл Минакова депутат ГД РФ, заместитель руководителя Комитета ГД РФ по бюджету Оксана Дмитриева сообщает, Йошкар-Ола имеет наименьшую обеспеченность бюджетными деньгами на одного жителя - 2364 рубля, тогда как по республике этот показатель равняется 2940 рублям на человека. В ст.129 Бюджетного кодекса РФ, на которую ссылается депутат говорится о равенстве во взаимоотношениях районного, городского и республиканского бюджетов, а также о необходимости выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В ответе на обращение мэра Йошкар-Олы Владимира Таркова депутат Дмитриева рекомендовала внести изменения в закон Марий Эл о бюджете-2002 и скорректировать размеры финансовой поддержки марийским муниципалитетам, поскольку последний бюджет республики поделен с явным перекосом. Как будет развиваться ситуация по бюджетному вопросу не ясно, поскольку Государственное собрание Марий Эл за исключением отдельных депутатов полностью послушно Маркелову. Согласно информации мэрии Йошкар-Олы дефицит городского бюджета к концу года может превысить 160 миллионов рублей. Такие данные показал анализ исполнения бюджета Йошкар-Олы в первом квартале текущего года. Это может привести к массовому недовольству среди жителей марийской столицы. В этом случае наверняка будет предпринята попытка смещения мэра города для передачи властных полномочий от муниципалитета к республиканским структурам (лично Маркелову). В реальности подоплека возникших муниципальных конфликтов – желание Маркелова установить контроль над финансовыми потоками муниципальных образований на территории Марий Эл и попытка усиления личного влияния. Речевые обороты при обсуждении данных вопросов весьма характерны. Например, в своем интервью "Радио-3 канал" от 4.04.02. Маркелов прямо говорит "пусть Тарков (мэр Йошкар-Олы) отдаст мне…".
Анализ отдельных (мелких) событий позволяет говорить, о том, что президент Маркелов выстраивает систему своего влияния по принципу "Я президент – хороший, даю деньги, а главы местного самоуправления не справляются, они плохие. Отдайте всю власть мне". О реализации такого принципа говорит хотя бы такой факт. После того, как учителя школ Йошкар-Олы возмутились отсутствием финансирования, из республиканского бюджета было выделено 12 млн. рублей. Согласно сообщению агентств, "Леонид Маркелов распорядился направить из республиканского бюджета на зарплату бюджетникам города 12 миллионов рублей. В настоящий момент сложилось непростое положение с выплатой зарплаты бюджетникам города Йошкар-Олы. Это единственное муниципальное образование по республике Марий Эл, имеющее задолженность по заработной плате за март месяц текущего года".
Учитывая приведенные выше факты о бюджетном перекосе вина образования задолженности лежит на республиканских властях, настоявших на такой схеме бюджетных отношений. Необходимо отметить, что накануне приведенного выше сообщения и возникновения проблемы республиканский бюджет недодал городу трансферт в размере 16 млн. рублей. Причина - отказ мэра Йошкар-Олы подписать некое межбюджетное соглашение, условия которого замалчиваются. Мэр тоже сообщил только, что условия договора "не отвечают интересам города и его жителей". Министр финансов Евгений Рыжаков принял решение о блокировании счетов города. И если мэр Йошкар-Олы не ведет активной политической игры, а противостоит напору Маркелова своим терпением и молчаливым упорством (упрямством), то в городе Волжске дела обстоят иначе.
Здесь ситуация сложнее. Межличностный конфликт между мэром Волжска Николаем Свистуновым и президентом Маркеловым привел к весьма негативным последствиям. Маркелов подключил в игру энергетиков и счета многих структур исполнительной власти г. Волжска были также блокированы, что парализовало работу всех органов власти. Согласно сообщениям газеты "КоммерсантЪ" давшему мнение двух сторон: "24 апреля единый счет городской администрации Волжска, второго по величине города в Республике Марий-Эл, был арестован по иску "Маркоммунэнерго". Причиной ареста стала задолженность городской администрацией за поставки электроэнергии и тепла. Мэр Волжска Николай Свистунов заявил, что арест муниципального счета парализовал все жизненно-важные службы города, включая образовательные и детские учреждения, больницы, коммунальные службы, под угрозой срыва оказалась работа школ, коммунальных организаций Волжска, весенний призыв в вооруженные силы". В качестве подтверждения политической подоплеки Свистунов сообщил, что не меньшие долги есть и у других районов, но счета арестованы только в Волжске. Согласно информации "Ъ": "Волжская прокуратура внесла протест на действия администрации Волжска и предложила суду рассмотреть действия волжского градоначальника".
Аналогичный инцидент с участием энергетиков произошел еще осенью 2001 года в Йошкар-Оле. По данным интернет-издания "Агентство федеральных расследований" за сутки до установленных сроков расчета от энергии была отключена Йошкар-Ола. Накануне мэр Йошкар-Олы жестко полемизировал с Маркеловым, после чего Йошкар-Олу оставили без света.
По оперативным данным, возбужденное прокуратурой РМЭ уголовное дело по факту отключения объектов не подлежащих обесточиванию, спустили на тормозах, поскольку собирались в отключении обвинить мэрию Йошкар-Олы, но факты были не в пользу Маркелова и энергетиков. Как видим сценарий инцидента одинаков. Задействованы энергетики, прокуратура и правительственные СМИ. Виновным считается (объявляется) муниципалитет. Дело еще и в том, что в отличие от мэра Йошкар-Олы Таркова, Свистунов оказывает Маркелову активное политическое сопротивление являясь одним из противников Маркелова, поскольку имеет собственные виды на пост президента Марий Эл.
Конфликт в Звениговском районе
Противостояние между Маркеловым и главой администрации Звениговского района Михаилом Жеребцовым основано на амбициях и переделе собственности в районе. По информации полученной в ходе собеседования с работниками правоохранительных органов в районе идет передел собственности с участием казанских ОПГ. В течение пяти последних лет казанские группировки неоднократно пытались взять контроль над экономическим потенциалом района. В частности предпринимались попытки контролировать поставки хмеля пивоваренным кампаниям (после августа 1998 года из-за высоких цен на импорт резко вырос спрос на отечественное сырье), но заморозки 1999-2000 года погубили плантации.
К действиям сторонников Маркелова можно отнести попытку захвата совхоза
"Звениговский" (переработка и произ-водство мясопродуктов), принадлежащего району. После неоднократных попыток взять завод "миром" и передать его в республиканскую собственность (далее предполагалась перепродажа) президент Маркелов и вице-премьер Куклин получили отказ. Против Жеребцова была развернута настоящая травля – его сильно избили, затем последовала серия негативных публикаций в правительственных СМИ, было инициирование процедуры отставки главы района, и возбуждение против него уголовного дела. Инициатива Маркелова не полуила поддержки среди населения района – отзыв главы с поста провалился из-за неявки избирателей. По оперативным данным, в феврале с.г. после избиения Жеребцова представители деловых кругов заинтересованные хоть в какой-то стабильности, были вынуждены ехать на встречу с казанскими бандитами и договариваться, что физического устранения Жеребцова не последует.
Передел собственности
Передел собственности в Республике сопровождается тремя факторами: криминальными событиями, давлением на прессу, конфликтами с промышленной элитой республики. Необходимо отметить, что Маркелову понадобился почти год для начала активных действий по переделу собственности. За короткий срок и одновременно, руками ФСФО РФ по Марий Эл инициировано около 300 банкротств предприятий. Безусловно, некоторые из этих предприятий давно не функционирова-ли и вся процедура оздоровления заключалась в их формальной ликвидации. Но наряду с такими банкротствами, имеются и "оздоровления" с признаками
"заказных".
Несмотря на социальную значимость и последствия таких процедур официальная информация о результатах оздоровления того или иного предприятия отсутствует (скрывается). По этой причине невозможно
дать полную картину действий ФСФО и арбитражных управляющих, т.е. дать оценку результатам их деятельности. Из обрывочных данных можно сделать предварительное заключение, что успехи отсутствуют.Например, разрекламированное
летом 2001 года создание холдинга
"Марийский холод" судя по обрывочным данным провалилось. От источников на предприятиях Йошкар-Олы стало известно, что целый год оздоровления крупнейших предприятий "Марихолодмаш" и
"Совиталпродмаш", которые планировалось объединить в холдинг по производству холодильного оборудования и финансировать по программе "Марийский холод" не увенчалось успехом. Один из ведущих менеджеров этого проекта некто Витчуков (назначен при активном содействии Маркелова) в приватной беседе заявил, что "похвастаться особо нечем".
Очевидно, цель инициирования процедур банкротств – сброс кредиторов любыми путями и перепродажа предприятий в "нужные" руки по заниженной цене. Хотя Маркелов в официальных интервью утверждает, что на предприятиях после банкротства ситуация заметно улучшилась. Среди таких предприятий проданных по "странной" схеме оказался, например, Аленкинский мясокомбинат. По результатам продажи предприятия в ущерб кредиторам ОБЭП заводилось уголовное дело, но был составлен отказной материал. Как выяснилось, оперативникам приказало сделать это вышестоящее руководство, в то время как признаки преступления в деле присутствуют. В настоящий момент дело разрабатывает Генпрокуратура РФ. Именно в отношении этого предприятия Маркелов заявил, что рабочим начали платить зарплату и там платят налоги в бюджет. Негласная проверка информации показала – денег на предприятии не было и нет.
В ближайшее время, по имеющимся данным, в Генеральную прокуратуру РФ поступит ряд заявлений связанных с предприятиями банкротство которых имеет признаки заказных. Среди таких ООО СП "Маритал" (дело имеет серьезную перспективу) и другие. Следует отметить давление на промышленную элиту республики. Так, всему руководству завода "Контакт" после оказанного давления и угроз физического устранения, пришлось продать акции предприятия некому юристу Чукину, который впрямую связан с администрацией.
По неофициальным данным из кругов антикризисных управляющих, Маркелов лично руководит процессами банкротств – собирая управляющих отдает устные распоряжения за сколько и какое предприятие продавать и т.п. При банкротстве предприятий сложилась устойчивая модель реализации: Маркелов дает указание, после чего, либо налоговые органы, но чаще всего
"Марийэнерго" обращаются в ФСФО по Марий Эл, которое обращается в Арбитражный суд РМЭ. АС РМЭ выносит судебный акт о введении процедуры оздоровления, при этом мнение кредиторов мало что значит, поскольку в большинстве случаев назначение на предприятие-банкрот получает управляющий подконтрольный ФСФО по РМЭ. Управляющий от ФСФО "лечит" предприятие до полного банкротства, после чего готовится продажа бизнеса по небольшой цене. В данной схеме участвуют одни и те же лица и организации, что может свидетельствовать как о преднамеренных банкротствах, так и создании устойчивой группы участников.
Межнациональный конфликт
Первый всплеск произошел буквально сразу же после официального вступления Маркелова в должность и при распределении портфелей в правительстве Марий Эл (февраль-март 2001г). Наиболее амбициозная группа лидеров марийского движения Никандр Попов, Валерий Мочаев, Георгий Пирогов, Виктор Николаев, вероятно, надеялись на получение каких-либо должностей, поскольку национальное движение приняло активное участие в смещении Кислицына. По республике поползли слухи о том, что, например, Пирогов будет назначен Государственным секретарем Марий Эл. Для поддержания этого слуха в прессе прошел ряд интервью, в том числе и на марийском языке, где Пироговым было заявлено, что он один из тех кто сделал Маркелова президентом, что именно он уговорил его участвовать в кампании по выборам президента и т.п. Как оказалось впоследствии ни один из них не получил должности при формировании нового кабинета. По всей видимости группа Попов-Мочаев –Пирогов- Николаев спровоцировала первую волну националистических настроений. Разменной картой в этой ситуации стал вопрос об обязательном изучении марийского языка в школах. Так, на встрече с журналистами в министерстве образования был поднят этот вопрос. Ответом была вполне корректная фраза министра образования в том смысле, что школьник сам должен решать - если язык ему нужен пусть изучает, если нет, то нет. Такой ответ устроил большинство журналистов, т.к. такая позиция совпадает с их внутренним пониманием проблемы. Тем не менее, в марийских националистических газетах появились публикации с резкой критикой министра образования и обвинениями чуть ли не антимарийских настроениях. Цель такой провокационной акции – втягивание общественных и государственных деятелей, в т.ч. президента Марий Эл, в публичную полемику по межнациональному вопросу с целью придать собственной националистической позиции статус серьезной проблемы межнациональных отношений. Другая задача решаемая этой акцией - придания собственным персонам статуса борцов за национальные интересы народов мари, и провозглашение Маркелова чуть ли не русским националистом.
Первую волну удалось погасить благодаря позиции влиятельных местных СМИ, глубоко убежденных в том, что национальная проблема, в том числе и проблема обязательно изучения марийского языка в школах республики, является надуманной, и не имеющей под собой никаких оснований, а изучение марийского языка школьниками – дело добровольное. Такую же позицию заняли и представители большей части марийской элиты и высказались об этом публично соблюдая корректность. Несмотря на такой исход, стоит признать, что провокация удалась:
1. В рядах марийской элиты произошел раскол на сторонников Попова - Пирогова –Мочаева-Николаева и на их противников примкнувших к Маркелову. Последних националисты немедленно окрестили врагами марийской нации и пособниками русского Маркелова.
2. Маркелов болезненно среагировал на ситуацию и дал команду начать кампанию против марийцев в государственных и лояльных ему СМИ. Появились статьи с резкой критикой позиции марийцев - их обвинили в раздувании национального вопроса и фашизме.
3. Произошел не просто раскол на сторонников и противников, а весьма резкие формы приобрели межличностные отношения среди авторитетных представителей марийской национальности;
Таким образом, Маркелов легко дал втянуть себя в ситуацию, в которой активно муссируется вопрос межнациональных отношений, чем успешно пользуется националистически настроенные лидеры марийского движения. Предпосылки к публичному обозначению проблемы были созданы, тогда возникла вторая публичная волна резкой полемики по национальному вопросу. Необходимо отметить, что администрацией Маркелова предпринимались попытки ликвидировать некоторые марийские издания высказавшие критические замечания в адрес президента.
В результате неуклюжих действий команды Маркелова и активной позиции марийских лидеров была создана ситуация политического противостояния на национальной почве. И если летом прошлого года проблема носила скорее виртуальный характер, то в настоящий момент вопрос перешел в реальную плоскость. События развивались по нарастающей и вылились в международный скандал с участием иностранных журналистов. На протяжении ноября-декабря 2001 года среди жителей Марий Эл разгорелась полемика вокруг вопроса реформирования национальных театров, инициированная Маркеловым. Подключилась международная общественность. Так, 11 декабря 2001г., Республику Марий Эл с ознакомительной миссией посетил журналист влиятельной финской газеты "Хельсингин саномат" г-н Мика Парконнен. Он, после поездок по региону весьма доброжелательно беседует о проблемах республики с президентом Марий Эл Леонидом Маркеловым. Источники в "сером доме" утверждают, что разговор прошел в теплых тонах и собеседники остались довольны друг другом. Вскоре в Хельсинки разразилась настоящая политическая буря. Газета "Хельсингин саномат" тиражом полмиллиона экземпляров публикует острейшие материалы о ситуации в Республике Марий Эл. Рефреном шла тема тяжелого положения коренных народов под общим названием "Марийский народ загнан в угол". Первая заметка вышла 17 декабря 2001 г. Автор утверждает: "В Республике Марий Эл идет преследование по национальному признаку, цель которого - ухудшить положение живущих в республике марийцев". И далее, подробно повествует о "бедственном положении марийского народа в Республике Марий Эл", зажиме свободы слова и ущемлении прав журналистов, преследованиях людей по национальному признаку (весь цикл публикаций можно найти на сервере Информационный центр финно-угорских народов). Журналист "HS" четко оперирует собранной информацией: приводит факты, цифры, различные мнения и доводы.
В дни выхода публикаций в Финляндии, несмотря на остроту обстановки Леонид Маркелов подписывает решение правительства о реорганизации национальных театров. Подписание такого документа среди марийской национальной элиты производит эффект разорвавшейся бомбы. Начинается новый виток скандалов и противостояния между национальной оппозицией и президентом Маркеловым. Все ранее достигнутые договоренности отменяются. Всемарийский Совет в присутствии и при поддержке около 500 человек, принимает в адрес руководства Марий Эл ряд острых заявлений и пишет письма Президенту Путину, Полпреду Кириенко, Генеральную Прокуратуру РФ. Виток "театрального скандала" закончился массовым митингом в защиту марийской культуры, театров и свободы слова. Необходимо отметить, что количество участников, по оценкам местных МВД и УФСБ, колебалось от шести сотен до тысячи человек. Для сравнения: в 1996 году на митинге с аналогичной постановкой вопроса – защита прав народа мари, не насчитывалось и трех десятков участников.
Противостояние продолжилось. Маркеловым был предпринят ряд технологических шагов направленных на усиление раскола в рядах национальной элиты. Результатом действий в этом направлении стало создание "Конгресса марийского народа" (КМН) с никому неизвестными лидерами. В середине апреля были проведены мероприятия этого общественного новообразования. По сути, КМН является клоном ранее существовавших национальных движений, но поддержанный властью (за это получил злой ярлык "Маркел Ушем"). Но создание КМН только частично выполнило свою задачу. Раскол в рядах марийской элиты усилился, но проблема противостояния между лидерами радикальных марийцев и президентом осталась.
26 апреля прошел Съезд народа мари, организованный радикалами. Резолюция Съезда говорит сама за себя. Согласно информации размещенной на сервере Информационного центра финно-угорских народов резолюция гласит следующее:
"VI внеочередной Съезд народа мари постановляет: От имени 650 тысяч марийцев заявить о своей твердой решимости и впредь укреплять и развивать дружбу между народами Марий Эл, призвать все демократические силы республики объединиться под лозунгом "Нет авторитаризму, нет курсу ущемления прав народов!"
1. Решение Государственного Собрания РМЭ от 28 мая 2001 года об изъятии из Закона о выборах президента Марий Эл статьи 81 считать ошибочным. Потребовать от народных депутатов восстановить эту конституционную норму досрочного прекращения полномочий президента.
2. Наделить Всемарийский Совет правом при возникновении необходимости начать работу по инициированию, подготовке и проведению всенародного референдума (по досрочному отзыву Маркелова с поста президента Марий Эл).
Антидемократическую политику Л.И. Маркелова признать антинародной. Отмечая его неспособность решать социально-экономические проблемы, попытки разжечь межнациональную вражду, подчеркнутое нежелание к диалогу и сотрудничеству, осознанные недоброжелательные действия в отношении марийского народа, от имени Съезда выразить ему недоверие и предложить добровольно оставить пост президента. Делегатам съезда, всему активу национального движения незамедлительно начать работу по распространению и разъяснению решений VI внеочередного Съезда народа мари как в республике, так и за ее пределами".
Таким образом, ситуация, созданная самим президентом Маркеловым для национальных кадров, заставила отдельных фигурантов якобы представляющих собой национальные марийские силы вступить в активную игру и заявить о себе как об оппозиции. Стоит отметить, что до межнационального конфликта ниша оппозиции была свободна и лидеры движения обозначили себя в качестве таковых. Делая громкие заявления от лица многочисленной аудитории с громкими наименованиями (Всемарийский Совет, Марий Ушем) обозначенная группа Попова - Пирогова –Мочаева-Николаева в реальности высказывает лишь мнение небольшой группы лиц.
Необходимо отметить, что часть марийского населения действуя по законам протестной аудитории, поддержала заявления лиц позиционирующих себя как "лидеры национального движения".
Несмотря на столь амбициозные заявления и планы, есть основания сомневаться в результативности действий данной группы. Например, после Съезда народов мари, прошла пресс-конференция, на которой была высказана позиция менее радикальная, нежели заявлялось ранее. Сначала говорилось о твердом намерении начать процедуру сбора подписей для отзыва Маркелова с поста президента республики, но позже все изменилось и намерения перешли в "право" начать такую процедуру. Возможно это тактический ход, подразумевающий собой банальное давление и предмет для политического торга. Учитывая личностные качества и отношение Маркелова к данной группе можно с уверенностью сказать, что ни торги, ни уступки невозможны.
Вывод о низкой результативности основывается еще и на том факте, что каждый из указанной группы ведет собственную игру, имея собственные амбиции. Поведение каждой персоны в отдельности в случае изменения к ним отношения со стороны действующей власти (например, предложение постов и т.п.) на сегодняшний момент спрогнозировать сложно. Но в случае возникновения конкретной ситуации прогноз представляется реальным.
Политические партии и движения
В настоящий момент большинство политических партий и движений присутствующих на политическом рынке Марий Эл особой активности не проявляют. Скорее всего, это связано с всеобщей деидеологизацией всего политического пространства России и общим уровнем снижения активности политических структур по принципу идеологии. Несмотря на то, что президент Маркелов имел отношение к ЛДПР (ранее был членом фракции ЛДПР) партийная структура остается в тени. Практически все партии и движения присутствующие на политическом поле региона можно охарактеризовать как слаборазвитые и малочисленные структуры. Огромным недостатком всех партий и движений является отсутствие политических деятелей с ярко выраженными лидерскими качествами.
Из традиционных партий и движений наиболее заметными в Марий Эл остаются политические антиподы КПРФ и СПС. Но назвать их активными можно с большой натяжкой. Необходимо отметить, что КПРФ за последнее время резко сдала позиции в Марий Эл. Еще во время выборов президента Марий Эл в декабре 2000 года в рядах марийского коммунистического движения произошел раскол. Попавший под удары Поволжского полпреда Кириенко и проигравший выборы Вячеслав Кислицын, несмотря на свою политическую всеядность активно опирался на структуры КПРФ РМЭ и даже платил членские взносы. Но Кислицын не получил должной поддержки в декабре 2000 года. Региональная КПРФ, не желая ссориться с вышестоящими чиновниками из Приволжского Округа, заняла двоякую позицию – республиканская организация активной поддержки Кислицыну не оказала, а городская структура КПРФ (каждый член в частном порядке), по сути, встал на сторону Маркелова. Такое положение породило внутренний раскол по всей региональной структуре КПРФ. Политических акций в последнее время отделение КПРФ не проводит.
По имеющимся данным, со стороны администрации президента РМЭ неоднократно предпринимались попытки дробления и развала общественно-политических организаций. В число таких случаев можно отнести региональное отделение партии СПС и деятельность Правозащитного центра РМЭ.
После гибели в автокатастрофе депутата Госсобрания РМЭ Вячеслава Пайдоверова в период за январь-февраль 2002 года была совершена провокация в отношении Правозащитного центра (ПЦ РМЭ). В частности, предпринималась попытка установки контроля и захвата ключевых мест в структуре ПЦ РМЭ. По имеющимся данным, акция была инициирована сторонниками Леонида Маркелова. Ряд скандалов связанных с попыткой хищения финансовой документации ПЦ РМЭ и попытка перехватить право банковской подписи, предпринятой некой Кутузовой не имели продолжения, но серьезно подорвали репутацию ПЦ РМЭ. После инцидентов публичная активность ПЦ РМЭ резко снизилась и атаки прекратились.
В отношении Марийского регионального отделения СПС следует сообщить, что произошло несколько событий внутри отделения партии, приведших к смещению руководителя регионального отделения Валерия Кожевникова. После чего началась внутренняя борьба за места в политсовете отделения и пост исполнительного директора. Подоплека – борьба за власть и финансовый контроль в структуре отделения СПС. Скрытые мотивы – смена руководства для попытки установления контроля над организацией местными властями. В подтверждение такой постановки вопроса, можно привести факт недавних переговоров (конец апреля с.г.) местных чиновников (вероятно Дмитрий Фролов, администрация президента РМЭ, глава) с рядом членов СПС. Предмет переговоров – снижение политической активности, поскольку отношение лидера СПС Бориса Немцова к президенту Маркелову, по имеющимся данным, оценивается как негативное. Сразу же после того как мнение Немцова было доведено до рядовых членов партии местным отделением был предпринят ряд шагов, обозначающих отрицательную позицию по отношению к политике местных властей (сделан ряд заявлений в отношении местного парламента. Акция не имела продолжения из-за информационного вакуума).
К попытке начать активную политическую игру следует отнести деятельность члена СПС депутата Госсобрания Марий Эл, мэра г. Волжска (в РМЭ второй город по значимости) Николая Свистунова, вступившего в открытое противоборство с Маркеловым на почве конфликта и разрыва личных отношений. Не менее важно отметить влияние Свистунова и без поддержки каких бы то ни было политических структур. Тем не менее, фигура Николая Свистунова, который хорошо управляет Волжским отделением СПС и имеет его поддержку – не более чем частность, что не меняет общей картины деидеологизации политического рынка республики и падение активности партий.
Общие наблюдения и анализ ситуации показывают: отсутствие реальных лидеров и внутренние противоречия в структурах различных партий (в основном из-за финансовых проблем и внутренних конфликтов) позволяют говорить об их номинальном существовании и неспособности обозначить свою позицию по отношению к ситуации, проблемам и региональным властям.
Являясь малочисленными и слабыми партии и движения (региональные отделения) существуют номинально и не представляют собой особого интереса. Вопрос о партии "Единая Россия" остается открытым, поскольку структура находится в стадии становления. Тем не менее следует отметить ее ангажированность со стороны Маркелова. Несмотря на то что в "ЕР" провозглашена "партией власти" и "партией Путина", местные власти оказывают полное влияние на региональную структуру. Достаточно сказать, что Главный Федеральный инспектор по Марий Эл Валериан Егоров не смог даже войти в политсовет отделения, поскольку у Маркелова отношения со структурой ГФИ не складываются.
- российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года