Медиа-холдинг северо-западного полпреда дал трещину
"Едва ли не главное, чего сумел достичь Виктор Черкесов за два года полпредства на Северо-Западе - это объединить верные ему средства массовой информации. И вот накануне двухлетия информационная крепость полпреда начала рушиться. Проблемы начались у информационного агентства "Росбалт", руководимого женой полпреда Наталией Черкесовой (Чаплиной).
Мало кто обратил внимание на прошедшую после майских праздников информацию о том, что пивоваренная компания "Балтика" выходит из числа акционеров агентства "Росбалт".
Одновременно у этого электронного СМИ начались проблемы с хакерами, возник открытый конфликт со Смольным. Для семьи полпреда "Росбалт" - не только "рупор" но и серьезный источник дохода, и проблемы с маленьким агентством могут иметь для Черкесовых большие последствия.
Информационное "чудо" на Неве
Питерское информационное агентство "Росбалт" появилось в 1997 году. Однако до 2000 года оно влачило неприметное существование. Все изменилось с того момента, когда в Пулково приземлился самолет с назначенным приглядывать за Северо-Западом полпредом президента Виктором Черкесовым. Одной из "неформальных" задач для него было создание своего информационного "пула". И он появился в кратчайшие сроки. Разумеется, ни одно из "черкесовских" СМИ не вывешивает значок "под контролем полпреда", но политические пристрастия очевидны. На полпреда сориентировались петербургские отделения РТР, ИТАР-ТАСС, газета "Невское время". И конечно, ключевое место в этой системе заняли СМИ, возглавляемые женой Виктора Черкесова Наталией - еженедельник "Петербургский Час Пик" и обновленное информационное агентство "Росбалт".
Оно было выкуплено у его прежних хозяев, а в состав акционеров вошли такие крупнейшие компании как "Балтика", "Ленэнерго", АФК "Система", возможно, "Северсталь". Денег вложили столько, что у питерских СМИ наступил легкий шок - уставной капитал агентства составлял около $1 миллиона. Для интернет-агентства, причем регионального, это не просто много, а очень много.
Стоит заметить, что каждый из вышеназванных гигантов не стал сам входить в число акционеров, а передал эту почетную обязанность своим "дочкам". От "Ленэнерго", акционером выступило "Ленэнерго-Инвест", от АФК "Системы" ОАО "Концерн средств массовой информации и рекламы "Медиа-центр "Системы мас-медиа", а от "Балтики" ее 100-процентная московская дочка "Балтика-Москва".
Сколько каждый из учредителей вложил денег в проект Наталии Чаплиной, акционеры скромно умалчивают. В самом агентстве признавали, что живут на средства акционеров. Причем как живут! Евроофис в центре Петербурга во дворце Кочубея стал только первой ласточкой. Далее последовали представительства в Калининграде, Нижнем Новогороде, наконец, в Москве. Потом пошли на запад - "Росбалт" обосновался в странах Балтии, Финляндии, Швеции, Польше. В минувшем году при непосредственном участии "Росбалта", на Невском проспекте открылся "прогрессивный" интернет-клуб "Quo Vadis". И все это за полтора года. Откуда же такие деньги?
Продам влияние, оптом и в розницу
Наивно было бы полагать, что какой-то весомый доход информационное агентство могло получать от своей непосредственной деятельности. В самом начале были, правда, планы продавать ленту новостей, но и сегодня все новости находятся в открытом доступе. Это логично - когда есть "Интерфакс" и "ИТАР-ТАСС", "Росбалт" за деньги никому не нужен.
Впрочем и само руководство агентства не питало на сей счет иллюзий. Главный редактор и давний бизнес-партнер госпожи Черкесовой, Татьяна Чеснокова в одном своем интервью, заметила, что слабо верит в возможность окупаемости СМИ-проекта только за счет информационного продукта. Она считала, что проект "Росбалт" окупится лет через 5-6, благодаря пиар-акциям и "продаже влияния". Тут она, конечно, ошиблась, ведь продавалось влияние не проекта, а его руководителя. Потому уже спустя год "Росбалт" начал приносить колоссальные деньги, в основном, конечно, топ-менеджменту.
В самом начале в адрес многих компаний поступили письма с предложением о сотрудничестве за грозной подписью "Н. С. Черкесова". Кто-то отмахнулся, а кто-то и задумался, и стал платить "за влияние". Ну а дальше пошла охота за крупной рыбой, которую ловили на одну и ту же наживку: сотрудничество с агентством, которым руководит супруга полпреда, снимает множество проблем у компании в округе.
Вот, например, давно рвется на питерский топливный рынок компания "Славнефть", ей здесь не рады и строят всевозможные козни. Местным нефтяным магнатам вовсе не нужен еще один конкурент. Прежде чем начать экспансию, руководство "Славнефти", разумеется, решило заручиться поддержкой у местных властей. Президент общенациональной компании Михаил Гуцериев попробовал, было, обратиться в Смольный, но там особой поддержки не нашел. Тут-то и появилось полпредство, со всем своим багажом.
По нашей информации, в июле-августе 2001 года, состоялась встреча полпреда с Михаилом Гуцериевым. Встреча, вероятно, прошла успешно, потому что чуть позже был подписан договор о сотрудничестве между "Славнефтью" и ... "Росбалтом". По этому договору нефтяники ежемесячно перечисляли агентству $25 тысяч. Что-то подобное происходило и с другими компаниями.
Но самая интересная история произошла при оформлении отношений между агентством "Росбалт" и оператором GSM-стандарта МТС. В конце прошлого года компания МТС начала выходить на петербургский рынок сотовой связи. Естественно, крупнейший российский оператор искал себе рекламного агента. И директорат "Мобильных телесистем" выбрал известное в городе агентство "Прайм", заключив с ним часть контрактов. Но, неожиданно, у "Прайма" появился соперник - на рекламный бюджет МТС в Петербурге (около $1 миллиона), стал претендовать "Росбалт". Удивительно, но "Росбалт" победил, хотя заведомо не являлся лидером с профессиональной точки зрения и никогда не проводил столь масштабных рекламных кампаний.
Не нужно мудрствовать лукаво, чтобы понять: скорее всего свое дело сделал волшебный слоган "жена полпреда может все". МТС убеждали в выгодности сотрудничества с "Росбалтом", а у "Прайма" начались неприятности. Сначала во время подписания одного из контрактов с МТС в офис "Прайма" нагрянула налоговая полиция, арестовав документацию (в том числе и контракты с МТС). Потом местный рекламный оператор РТР, неожиданно поднял цены на рекламные ролики. В общем, в январе 2002 года "Мобильные Телесистемы" сдались, и "Росбалт" был назван официальным представителем компании МТС в Петербурге. Супруге полпреда удалось переключить финансовый поток сотового оператора на свое агентство. И это несмотря на то, что качество услуг "Росбалта" оставляло желать лучшего.
За всеми этими рекламными проектами, не забывали, судя по всему, и про учредителей-акционеров. Деньги с них получали исправно, причем немалые. Взамен, как и всем, предлагались информационная и рекламная поддержка. Один из источников на "Балтике" поделился, что плата за эту поддержку доходила до безумной суммы в $10 миллионов в год.
А что вы хотите? Представительства за рубежом надо содержать, московский офис надо поддерживать. Наконец, более 100 сотрудников - это немало, им всем зарплату надо платить. И немаленькую. Зарплата руководителя московского бюро "Росбалта", например, составляла приличную даже по столичным меркам сумму в $5 тысяч. К тому же, через "Росбалт", по нашей информации, шли средства и на другие проекты, осуществляющиеся под эгидой северо-западного полпредства.
Груз для акционеров был тяжелый, тем более что реальной отдачи от вложенных денег не было, и не ожидалось. Но терпели, не желая ссориться с генерал-губернатором Северо-Запада. Первым лопнуло терпение президента "Балтики" Таймураза Боллоева.
Пивной бунт
Итак, из источников в пивоваренной компании стало известно, что "Балтика" выходит из состава акционеров "Росбалта" и желает продать свои акции. Формально причины объясняют реорганизацией самой компании. С прошлого года начался процесс перевода всех дочерних акционерных обществ на единую акцию, Таким образом "Балтика-Дон" и "Тульское пиво" перестают существовать как самостоятельные юрлица, разумеется, исчезнет и ООО "Балтика-Москва", которое, напомним, и было держателем 10 процентов акций "Росбалта". Правда никто на "Балтике" не объясняет, а почему собственно не хотят они переоформить эти акции непосредственно на "Балтику".
Вероятно, все же "балтийцам" надоело кормить агентство жены полпреда. С коммерческой точки зрения это никому не выгодно. Когда агентство только формировалось, и Таймураз Боллоев вошел в состав совета директоров, он говорил, что ""Росбалт" даст компании возможность проводить информационное обеспечение своей деятельности". За два года руководитель "Балтики" мнение свое переменил (а может, и знал заранее, но лукавил), и как клиент разочаровался в способности агентства и его пиарщиков качественно продвигать "Балтику".
Пивовары приняли политическое решение отказаться от участия в "Росбалте" в 2001 году, когда стало известно, что впервые доля "Балтики" на российском рынке пива сократилась. Наблюдатели связывали это в первую очередь с отсутствием свежих рекламных идей.
Еще в конце прошлого года компания решила найти рекламное агентство. В начале ноября "Балтика" подписала контракт на полное обслуживание торговых марок с "Видео Интернешнл". Контракт, судя по всему, должен "весить" немало - в 2001 году за первые 9 месяцев "Балтика" истратила на рекламу $1,9 миллиона. Правда, ее ближайшие конкуренты вложили в рекламу в три раз больше, так что "Балтике" придется догонять соперников.
"Росбалт" таким образом превратился в бесполезный финансовый груз. Стоит напомнить, что "Балтика", вообще-то западное предприятие и большая часть акций принадлежит иностранным пивным компаниям. Соответственно, европейским акционерам было очень сложно объяснить, почему приходится отстегивать огромные суммы фактически бесполезному "Росбалту". А глава "Балтики", похоже, и объяснять ничего не хотел, а хотел порвать с семьей полпреда.
Таймуразу Боллоеву не впервой ставить на место руководителей всех мастей. В 2000 году, например, был также отважен от крупнейшего российского пивзавода губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Он тогда настойчиво предлагал "Балтике", купить название только что отстроенного "Ледового дворца". За вывеску градоначальник просил $8 миллионов долларов. Несмотря на то, что Боллоеву сулили и помощь во всех начинаниях, и дорогу к заводу новую, он денег не дал. Не дал он пока миллионов и на другой ледовый дворец, который отстраивает президент Белоруссии Александр Лукашенко. Белорусский батька хотел присоединить дворец "в нагрузку" к интересующему "Балтику" пивзаводу "Криница"...
Так что боязни перед властью у осетина-балтийца нет. Это, кстати, не может не раздражать руководство Северо-Запада. А еще больше задевает то, что Таймураз Боллоев лично знаком и вхож к президенту, петербуржцу Владимиру Путину.
Борьба за близость к Владимиру Путину - вообще самая увлекательная игра в российской политике, а в Петербурге она отличается особенной ожесточенностью - слишком много "близких". Можно предположить, что у семьи полпреда есть тайное желание: замкнуть на себя северо-западные контакты Владимира Путина. Быть, так сказать, полномочными представителями не только по должности, но и по жизни. И потому никаких теплых чувств Наталья Черкесова к главе "Балтики" не испытывает.
В общем, сложилась ситуация, когда агентство тянуло с компании Боллоева большие деньги ни за что. Агентство возглавляет жена полпреда, которая в силу непростого характера и ревностного отношения к фаворитам президента, терпеть Боллоева не могла. И кому это все нужно? Другой бы терпел, ну а президент "Балтики" просто отправил супругу полпреда вослед питерскому губернатору и белорусскому президенту.
Начало провала
Для Наталии Чаплиной эта история тем более нехороша, что на нее наложились и прочие неприятности. Два дня подряд сайт агентства "Росбалт" подвергался хакерской атаке и был недоступен для пользователей.
Руководители портала поспешили заявить, что всему виной политические противники агентства и, дескать, против "Росбалта" идет "политическая" атака. Случайно или нет, но спустя несколько дней в качестве главного "врага" агентства, ее редактор назвала Смольный, который де-факто обвинил "Росбалт" в травле покойного вице-губернатора Валерия Малышева. Редактор Татьяна Чеснокова заявила о готовности подать в суд на пресс-службу городской администрации.
Однако главные проблемы "Росбалта" - это отнюдь не бодание с губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым и его командой. Слава богу, этому конфликту уже два года. Уход "Балтики" - это куда серьезней. Если подобная акция пивоваров останется безнаказанной, то это может привести к тому, что и другие "дойные коровы" полпредства задумаются, а надо ли и дальше платить, когда можно спокойно уйти от генерал-губернаторской семьи. Без особых последствий. "