"«Илим Палп» снова оставил миноритарных
акционеров ни с чем
Несмотря на впечатляющий рост объемов варки целлюлозы на Котласском целлюлозно-бумажнам комбинате, владелец контрольного пакета акций предприятия — питерская компания «Илим Пат Энтерпрайз» — отказался выплачивать дивиденды. Логика понятна: хозяева контрольного пакета и без дивидендов неплохо зарабатывают на работе ЦБК, а для миноритариев повторяющаяся из года в год история с невыплатой денег по акциям — дополнительный стимул от них отказаться.
В принципе по-другому и быть не могло. Если учесть давнюю привычку нынешних королей российского леса (в прошлом спекулянтов спиртом и сборщиков макулатуры) грести все под себя. Несмотря на то, что закон гарантирует равные права как владельцу 90% акций, так и владельцу 0,001%, в жизни дела обстоят не столь справедливо. Да бог с ними, с сотыми долями! Порой даже владелец 49%-ного пакета акций не может переступить порог принадлежащего ему почти наполовину предприятия, потому что тот, у кого в руках контрольный пакет, его не пускает.
Кто они, миноритарии? Во-первых, это сами рабочие гигантских советских ЛПК и ЦБК, получившие во время приватизации ценные бумаги родного предприятия. Во-вторых, частные лица и портфельные инвесторы, поверившие в перспективность лесной отрасли и скупившие по нескольку процентов акций на открытом рынке в надежде, что со временем акции вырастут в цене, что по ним будут выплачиваться хорошие дивиденды.
Напрасно. Они хотели участвовать в обсуждении и принятии стратегических решений, но хозяева контрольных пакетов сказали: «Прочь от руля!». «Меньшевики» думали, что высокодоходное целлюлоз-нобумажное производство станет хорошим вложением средств, но «большевики» отказались делиться прибылью.
Практика показала: владельцы контрольных пакетов могут творить на предприятии все что угодно: брать долги, продавать имущество или передавать его на баланс офшорных фирм, поставлять произведенную продукцию за рубеж (своим же аффилированным фирмам) по ценам ниже себестоимости. Остальным акционерам остается лишь наблюдать за этим. Либо судиться.
В результате споры, иски, громкие скандалы.
Мажоритарии отвечают «асимметрично»: обвиняют «меньшевиков» во всех смертных грехах и выдавливают их из состава акционеров. Способам несть числа. В этом плане «Илим Палп» бесценен. За 10 лет существования холдинга его руководители заслужили не один «Оскар» за мастерские атаки на
миноритариев. Разумеется, если бы такая премия существовала.
Опорное предприятие холдинга - Котласский ЦБК (Коряжма, Архангельская область) - вот уже несколько лет не платит дивидендов по своим акциям. Сначала мажоритарный акционер («ИПЭ») объяснял это необходимостью инвестировать всю прибыль в производство. Однако, как только налоговые льготы, предусмотренные законодательством на подобные инвестиции, были отменены, всякая необходимость в них, с точки зрения «Илим Палп», пропала. Равно как и сама прибыль. Несмотря на хорошую конъюнктуру на мировом лесном рынке и разрекламированный рост производства, Котласский ЦБК заявил в прошлом году о снижении прибыли на 63%. И, как уже было сказано, денег по акциям снова не заплатил.
До сих пор организовать сопротивление произволу мажоритарных акционеров удавалось лишь в редких случаях. Памятны истории борьбы обиженных миноритариев «Газпрома» и Сбербанка под предводительством Бориса Федорова (правда, борьбу эту трудно назвать результативной). Сегодня, похоже, настала очередь лесной отрасли.
В конце 2001 года миноритарным акционерам и кредиторам Братского лесопромышленного комплекса (Иркутская область) удалось через суд вернуть в кресло директора Георгия Трифонова, незаконно уволенного «Илим Палп» со своего поста.
Вмешательство оказалось очень своевременным: за несколько лет управления на предприятии менеджеры лесопромышленного холдинга вывели в дочерние конторы основные производственные активы, набрали долгов и собирались банкротить БЛПК. Получись у них реализовать свой план, миноритарные акционеры оказались бы не собственниками одного из крупнейших целлюлозно-бумажных производств в России, а владельцами пустых цехов и почти что двухмиллиардного долга перед бюджетом, поставщиками и энергетиками.
Интересно, что, по отчетности «Илим Палп», предприятие закончило 2000 год с убытком в 141 миллион рублей. Позже представители питерской компании обвиняли пришедшую к управлению Братским комплексом команду Георгия Трифонова в том, что она нанесла ему многомиллионные убытки. Однако по итогам 2001 года ОАО «Братсккомплексхолдинг» показало прибыль в 157,5 млн рублей. Любопытная получается арифметика! С учетом того, что цена на целлюлозу в 2001 году только падала, столь невероятный скачок показателей прибыли Братского комплекса в отчетности «Илим Палп» можно объяснить лишь тем, что она (прибыль) все это время скрывалась где-то еще. И кредиторы с миноритариями, заявив о своих правах, фактически заставили эту прибыль вернуть.
"