В Петербурге в преддверии 300-летия города развернуто масштабное строительство. Щедрый финансовый поток из федерального бюджета хлынул в город. За право "освоить" миллиарды на федеральных стройках разгорелась нешуточная борьба, которая может вылиться в большой конфликт между строительными компаниями Петербурга. Причем, прежде контролировавшая рынок городская власть и лично губернатор Владимир Яковлев в последнее время этот контроль утратили.
"22 мая должен пройти тендер на право строительства верхней и нижней дорог, ведущих к Константиновскому дворцу. Напомним, что еще осенью тендер на реконструкцию будущей госрезиденции - Константиновского дворца в Стрельне неожиданно выиграл консорциум "16-й трест и партнеры". Уже тогда не обошлось без скандала, поскольку проигравшие были недовольны тем, как определялись победители тендера. В новом тендере принимают участие известные в городе "Возрождение", корпорация "БИК" и "Генеральная строительная корпорация", которая входит в "16-й трест и...". Последней и прочат победу, несмотря на то, что ее условия не самые выгодные, но тут решающее слово скажут большие связи главы "ГСК" Виктора Кудрина.
Дорожный монополист
"Генеральная строительная корпорация" - известный в городе дорожный строитель, работает на рынке с 1993 года. Компания занимается ремонтом и строительством дорог, а также трамвайных путей. Это одна из ведущих компаний по ремонту и прокладке трамвайных путей по технологии зарубежных фирм. Расцвет компании пришелся на время, когда городской комитет по благоустройству и дорожному хозяйству возглавил известный в Петербурге "хозяйственник" Александр Евстрахин, с которым у Виктора Кудрина сложились тесные взаимоотношения.
В 1998 году Виктор Кудрин стал заместителем Евстрахина. Как считают наблюдатели, после августовского дефолта компании требовались новые дорогостоящие заказы, и глава ГСК решил сам проконтролировать процесс их распределения. И заказы пошли: компания проворачивала гигантские ремонты Литейного и Владимирского проспектов, Садовой улицы, возводила Ушаковскую развязку и т. д. Помимо этого "ГСК" превратился в своеобразного "трамвайного" монополиста - все дороги, где имеется трамвайное полотно, отдавали корпорации. С учетом того, что в Петербурге огромная протяженность трамвайных путей, можно понять, что львиная доля дорожных денег попадала к Виктору Кудрину.
Был и еще один "сладкий" проект, в который влилась корпорация - строительство Кольцевой автодороги. В 1998 году, ей еще занимались городские власти. Александр Евстрахин был председателем Совета директоров ОАО "Кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга", а Виктор Кудрин в 1998 году занял пост генерального директора исполнительной дирекции. На этом посту он, кстати, сменил Петра Малышева, брата покойного ныне вице-губернатора Валерия Малышева. Но вскоре у смольнинского покровителя Кудрина начались проблемы...
Островное государство
С именем Александра Евстрахина был связан один из первых скандалов в яковлевской администрации. Возглавляемый им дорожный комитет Контрольно-Счетная палата обвинила в нецелевом использовании средств Территориального дорожного фонда. Скандал тогда замяли - вмешался лично губернатор Владимир Яковлев. Однако в сентябре 1999 года Александра Евстрахина от греха подальше перевели на должность замначальника канцелярии администрации Петербурга. На этом посту он "готовил город" к чемпионату мира по хоккею, который также не обошелся без финансовых скандалов. В августе 2000 года Александр Евстрахин был назначен главой администрации Василеостровского района.
Такое назначение может показаться ссылкой, но и на этом посту чиновник развернул бурную хозяйственную деятельность вместе с "Генеральной строительной корпорацией".
"ГСК" вписывается едва ли не во все проекты на Васильевском острове. Задумал Александр Евстрахин построить новый спортивный комплекс на Васильевском ценой в 75-90 миллионов рублей, генподрядчиком становится "ГСК". Начинает строительство нового комплекса у метро "Василеостровская" (ориентировочная стоимость - $10 миллионов) - опять среди главных "ГСК". Взялся Александр Евстрахин исполнять поручение губернатора убрать с Васильевского всю уличную торговлю, "ГСК" и тут засветилась. Входящая в корпорацию ООО "Магистраль" фактически прибрала к рукам всю мелкую торговлю на острове - на смену прежним палаткам, они строят новые павильоны, которые будут сдавать в аренду.
Та же "Магистраль", совместно с районными властями, провела инвентаризацию всех пустующих подвалов на Васильевском, которые будут теперь передавать в доверительное управление.
В чем же причина такой крепкой дружбы бизнесмена Кудрина и чиновника Евстрахина? Все очень просто - глава стройкорпорации женат на племяннице Александра Евстрахина. Понятно, что порадеть родному человеку для российского чиновника не грех, а вполне естественное дело. Недаром на любом уровне у нас управляют не просто Борис Николаевич, или Владимир Анатольевич а "семья". Вот и на Васильевском острове Петербурга укоренилась "семья", которая подминает под себя этот район в центре города.
В дальнейших планах "семьи" - выход в законодательную власть. Как нам стало известно из достоверных источников, Виктор Кудрин при поддержке влиятельного родственника собрался в поход за мандатом депутата местного Законодательного собрания. Баллотироваться строитель будет, разумеется, на Васильевском острове. Только место было занято слишком популярным депутатом Алексеем Ковалевым. Но недавно депутата Ковалева арестовали по уголовному делу четырехлетней давности. Впрочем, после майских праздников выпустили из-за протестов политиков, но дело не прекратили.
И тут появляется много новых вопросов по поводу уголовного дела этого депутата-демократа. Городская прокуратура санкционировала арест Алексея Ковалева по обвинению в хищении бюджетных денег, которые выделялись на реконструкцию исторических памятников. Дело древнее - 1998 года и очень сомнительное. Многих удивляло, почему оно всплыло только сейчас. Нецелевое использование бюджетных средств из "депутатского резервного фонда" можно приписать едва ли не любому питерскому депутату. А раз так, то значит, кому-то нужно было "повоспитывать" именно Алексея Ковалева. Накануне выборов в Законодательное собрание (а выборы скорее всего пройдут в декабре этого года) самым естественным выглядит желание соперников "опустить" самого проходного кандидата.
Соперник Ковалева известен, а если учесть, что по тому же округу на предыдущих выборах шел нынешний замначальника Василеостровского РУВД, то становится окончательно ясно, откуда растут уши у дела Ковалева. Очевидно, что его не прекратят раньше декабрьских выборов в ЗакС, на которых депутату с уголовными проблемами будет очень сложно бороться с противником, которого поддерживает районная власть в лице дяди жены.
Драка за федеральный куш
Впрочем, к дорогам. Конкуренция на рынке дорожного строительства Петербурга очень высока. Особенно, когда речь идет о крупных заказах и солидном бюджетном финансировании. Но до недавнего времени конфликты между соперниками если и происходили, то были незаметны - городской власти удавалось разводить "дорожников" без скандалов. Особую роль тут, несомненно, играл вице-губернатор Валерий Малышев. Именно он и был своеобразным "разводящим" для строителей. С его уходом и последующей кончиной ситуация начала меняться, и Петербург, похоже, находится на пороге больших "дорожных войн". Мирить таких гигантов как "Возрождение", "БиК", "ГСК" и других теперь некому. У каждой из компаний свои завязки в Смольном, немалые деньги и богатый опыт работы с бюджетными деньгами.
А их накануне 300-летия в Петербург вкладывается очень много. К бюджетным финансам добавляются солидные западные кредиты на ремонт центра города. За такой куш многое можно отдать. И корпорация Кудрина сейчас ведет серьезную борьбу за юбилейный денежный пирог.
Прежние "комфортные" позиции на строительстве КАД компания утратила, строительство дороги перешло в ведение федеральных структур, городских "товарищей" оттуда потеснили. Потому "ГСК" теперь - лишь одна из компаний, которая будет строить дорогу. Правда, кусок им достался немаленький. Более того, на прошедшем недавно повторном конкурсе среди подрядчиков, "ГСК" удалось отстоять отведенный ей участок. Удастся ей, судя по всему, получить и выгодный участок работы на стройке Константиновского дворца. Однако это неизбежно вызовет резкую негативную реакцию остальных игроков рынка.
Игра тут явно ведется в обход всяких правил, что приведет к череде скандалов, которых городская администрация будет уже не в состоянии погасить. Это неизбежно скажется на самих объектах строительства и накануне 300-летия город может остаться без обещанных к юбилею строительных "подарков" (в отношении КАД и восстановления ветки метро - это уже факт - к весне 2003-го ничего сделать не успеют). Но самое неприятное, что на всеобщее обозрение всплывет вся прогнившая система распределения заказов на дорожное строительство, которую так долго практиковали в городской администрации, и скрывать которую теперь некому. "