Может состояться, если подъем подлодки пойдет не по плану
""Точки риска" операции "Курск"
1. Возможность взрыва торпед при резке первого отсека.
2. Тросы при подъеме лодки могут не выдержать.
3. Есть вероятность утечки радиации из реактора во время подъема или при утилизации "Курска" в доках Рослякова.
4. Штормовая погода при транспортировке субмарины баржей "Giant" может привести к непредсказуемым последствиям.
В то время как на дне Баренцева моря тросовые пилы автоматически режут первый отсек подлодки "Курск", все чаще возникает вопрос: так ли безопасна операция по подъему затонувшей субмарины? Аналогов того, что собираются сделать с поврежденной подлодкой, на борту которой находятся ядерные реакторы и самое современное оружие, в мировой истории еще не было. А значит, стопроцентной гарантии безопасности не может дать никто...
Какие же "подводные камни" таит в себе операция по подъему "Курска"? Мы попытались систематизировать эти риски.
Из досье "МК": После вырезки в корпусе субмарины 26 технологических отверстий началось отделение поврежденного взрывом первого отсека лодки, где предположительно могут находиться неразорвавшиеся торпеды (этот отсек планируется поднять со дна в будущем году). Следующий этап операции - подводка под корпус лодки тросов для срыва погруженного в морской ил "Курска". Затем в технологических отверстиях, усиленных специальными "корзинами", закрепят подъемные тросы. Они и подтянут субмарину к барже "Giant" - сама лодка останется под водой, но часть ее рубки войдет в специальное отверстие баржи. В таком виде "Курск" транспортируют в поселок Росляково. На судоремонтном заводе под лодку подведут два понтона, с помощью которых она встанет в сухой док на утилизацию. Основная часть субмарины пойдет на разделку в "боевом" снаряжении - с ядерной установкой и ракетами на борту.
Риск первый -технологический
Погода на начальном этапе операции не внесла существенных корректив в работу водолазов-глубоководников: как принято считать, они просто вовремя не справлялись с вырезкой технологических отверстий. А когда заштормило Баренцево море, стало понятно, что подъем лодки оттягивается на неопределенный срок.
Подвела и тросовая пила для отсечения первого отсека субмарины. Только за прошедшую неделю водолазы несколько раз опускались на дно и ремонтировали автоматическую конструкцию. Сколько еще раз оборвется трос и как долго продлится "пилка" лодки, теперь уже не берется сказать никто: вчера, например, пилу опять чинили.
Между тем главные проблемы с "Курском" у членов экспедиции особого назначения - впереди. Полностью затопленный атомоход весит около 22,5 тысячи тонн. Он не просто лежит на дне: за прошедший со дня трагедии год лодка просела в морской ил, и ее еще надо сорвать с места. Как это сделать с такой махиной, известно лишь теоретически: мировая практика, повторим, не знает аналогичных операций. "Сюрпризы" не исключены. Какие? Например, с работой не справятся специальные механизмы. Или "Курск" сдернут с места так, что он завалится набок, и первоначальный план работ придется вновь корректировать.
Не исключены неожиданности и при самом подъеме субмарины. Опущенные с баржи "Giant" и закрепленные в 26 "корзинах" подлодки тросы вроде бы не раз испытаны на грузоподъемность - конструкторы даже позаботились о своеобразном запасе прочности. Но представим на секунду, что система "баржа-лодка" где-то дала "просадку" (например, при срабатывании механизмов подъема от перекоса лопнул трос или из корпуса "Курска" вырвало уплотнительную "корзину"). Несложно догадаться, что за этим последует эффект карточного домика: субмарина просто оторвется от баржи и вновь устремится на дно. От удара лодка может элементарно развалиться на части, а ее корпус - деформироваться так, что "поедут" технологические отверстия.
Даже если эта часть операции пройдет успешно, немало опасностей подстерегает "Giant" с пристыкованной подлодкой по пути в ремонтные доки. На днях вице-премьер Илья Клебанов назвал новую ориентировочную дату доставки "Курска" в Росляково - 25-27 сентября (прежде это планировалось сделать 20 сентября). Руководитель же экспедиции особого назначения адмирал Михаил Моцак считает, что это произойдет не раньше начала октября. Учитывая не слишком благоприятные метеорологические прогнозы для Баренцева моря, велика вероятность транспортировки субмарины в штормовую погоду. Как поведет себя при большой качке стыковочная конструкция - баржа с "привязанной" к ней подлодкой? В этом случае наши эксперты не исключают возможности отрыва "Курска" от "Giant"...
Риск второй - взрывной
Может преподнести "сюрпризы" и разрушенный на 60 процентов первый отсек. Если конкретнее - неразорвавшиеся торпеды (всего на борту субмарины их было 28), которые могут находиться под завалами. Адмирал Михаил Моцак, правда, твердо уверен: взрыва при резке первого отсека не будет. Наши эксперты не столь категоричны. Их доводы просты: случилось же что-то с торпедами (или торпедой) 12 августа прошлого года - абсолютно ясно, что именно их взрыв отправил "Курск" на дно. Теперь, когда автоматы режут корпус подлодки и до завершения этой работы остались считанные дни, существует вероятность нового взрыва.
Не стоит сбрасывать со счетов и теоретическую возможность детонации боеприпасов, если субмарина во время подъема оторвется от баржи. Махина "Курска" может запросто свалиться на отрезанный первый отсек - тогда жди беды. А если сдетонируют в шахтах два десятка ракет "Гранит", то от подлодки вообще ничего не останется: взорвется и ядерная установка...
Риск третий - экологический
О радиационной опасности стоит поговорить отдельно. Постоянные мониторинги в районе гибели подлодки пока внушают оптимизм: радиационный фон не превышает обычных показателей, а значит, реакторы заглушены. Конструкторы заложили в них такую устойчивость, что из всех рисков, связанных с эвакуацией субмарины, этот выглядит наименьшим.
Как известно, ядерное сердце "Курска" спрятано в прочном корпусе подлодки и окружено биозащитой. Автоматика настроена так, что защитная система срабатывает при малейших отклонениях от нормы. Эксперты свидетельствуют: ядерный реактор безопасен даже при сильных ударах - их гасят подушки-амортизаторы. Сталь используется очень высокого качества, способная выдержать огромное давление внутри установки.
Куда больше специалистов тревожит возможность повреждения ядерной установки. Абсолютной уверенности, что она сейчас в порядке, ни у кого нет: реакторы-то запрятаны глубоко в корпусе. А при подъеме "Курск" может "зафонить" - по какой-то причине выплеснуть затаившуюся в нем радиацию. Это означает, что при транспортировке субмарины в Росляково зона радиационного заражения растянется на сотни километров.
Риск четвертый -экономический
Подготовку к операции по подъему субмарины провели с истинно российским размахом - не пожалели денег даже на пятиминутный компьютерный мультфильм и модельный эксперимент в ЦНИИ им. Крылова, за которые, по некоторым данным, ЦКБ "Рубин" выложило более 400 тысяч долларов. Правда, как быстро выяснилось, не слишком расчетливо выбрали фирму-исполнителя: мало кому известный "Маммут" до этого не занимался столь масштабными эвакуационными работами.
А потому вероятность того, что "Курск" в этом году останется на дне, была... запрограммирована с самого начала. Еще когда правительство решало, кому доверить операцию по подъему лодки, в дело вмешались финансовые интересы. Мы тогда отказались от услуг большого авторитета в этой области - фирмы "Халлибертон". По официальной версии, ЦКБ "Рубин" не устроили предложенные "халлибертонцами" сроки операции (2002 год). По неофициальной - не сошлись в цене. Российская привычка экономить копейки и транжирить рубли здесь проявилась на все сто.
...В подъем субмарины уже вложено 80 миллионов долларов - именно в такую сумму обойдется вся операция с доставкой "Курска" в доки поселка Росляково. Из них 48 миллионов выделены Россией. Заметим, что это лишь официальные цифры - те, что огласил Илья Клебанов. Если подлодку в этом году все же не поднимут - в следующем придется раскошеливаться по новой.
Риск пятый - nчеловеческий
Тем временем в поселке Росляково, где планируется утилизировать затонувший атомоход, люди не на шутку встревожены самим фактом доставки в доки "Курска". Вырезать из лодки атомные реакторы и опустошать расположенные вдоль ее бортов ракетные шахты придется-то им (большинство трудоспособного населения поселка - судоремонтники). Все попытки командования Северного флота успокоить жителей приносят обратный эффект. Даже специальное табло индикации радиационного фона, недавно установленное на фасаде местного дома культуры, некоторые росляковцы восприняли как своеобразный сигнал опасности: мол, в обычных условиях до такого не додумались бы.
Впрочем, пожарные и специалисты МЧС не скрывают: потенциальную опасность для поселка "Курск" действительно представляет. В первую очередь два комплекса подлодки - энергетический, с его атомными реакторами, и оружейный, с ракетами и торпедами. На случай радиационной опасности разработан специальный план эвакуации населения. Вывозить людей планируют в Мурманск. От Рослякова до областного центра - 10 километров, но это расстояние начальник главного управления по делам ГО и ЧС Мурманской области полковник Валерий Лишак считает достаточно безопасным. Тем временем и в Мурманске, и в центральной базе Северного флота - городе Североморске - установлены приборы радиационной обстановки для информирования населения об уровне радиации. Но людей отсюда, похоже, эвакуировать не собираются...
Дай Бог, чтобы операция по подъему "Курска" прошла благополучно. Этого специалистам сейчас желают все - и родственники погибших моряков, и правительственные чины, и простые россияне, которые следили за трагедией подлодки. Дай Бог, чтобы известный принцип - "Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается" - остался в этом случае только "красным словцом". Но забывать о нем - все-таки не стоит. "