"В определенных кругах Питера уже давно ходят слухи о том, что семья губернатора Яковлева прибирает город к рукам. И едва ли не любой прохожий расскажет, что Владимир Анатольевич осуществляет общее политическое и финансовое руководство, а его жена Ирина Ивановна курирует какие-то городские СМИ и фонды, которые держатся за счет бюджетных денег; а их сын Игорь, находясь за надежной родительской спиной, сумел взять под свой "неформальный" контроль деятельность петербургского топливно-энергетического' комплекса и как-то влиять в ту или иную сторону на его финансовые потоки.
Но слухи слухами, разговоры разговорами - чего только не услышишь на Руси о властях предержащих. Есть, однако, и конкретные истории.
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" является одним из поставщиков теплоэнергии вместе с "Ленэнерго" (ТЭК - 45%, "Ленэнерго" - 50%). Кроме того, это практически монопольный владелец городских теплосетей - 5000 км, или 85%. ГУП "ТЭК Спб" оптом покупает тепло у "Ленэнерго" и в розницу продает его потребителям, обеспечивая жизнедеятельность более 15 тысяч зданий северной столицы. Износ технологического оборудования этого госпредприятия составляет на сегодня от 20 до 50%.
И специалисты, и рядовые жители на себе убеждаются, что число протечек теплосетей постоянно растет, потому что половина труб давно отработала свое. Ежегодно на ремонтные работы ГУП "ТЭК Спб" получает из городского бюджета сотни и сотни миллионов рублей. А вот целесообразность их расходования проверить не так-то просто. Именно это в значительной мере и делает ТЭК лакомым куском, привлекая внимание грамотных любителей бюджетных денег.
Игорь Яковлев интерес к топливно-энергетическому комплексу Санкт-Петербурга проявлял давно. Еще в 1998 году распоряжением губернатора Владимира Яковлева без всякого тендера (кстати, обязательного в подобных случаях) неизвестной, только что учрежденной фирме с громким названием "Лентеплоснаб" был отписан Пушкинский филиал-ГУП "ТЭК Спб", при выделении коего в состав "Лентеплоснаба" были искусственно завышены тарифы и выделен из бюджета 1 млрд. рублей сверх сметы (дополнительные расходы). В свою очередь руководство "Лентеплоснаба" обещало провести модернизацию филиала и через год снизить тариф. Однако денежки, судя по всему, были разворованы, а тарифы вместо снижения повысились в несколько раз. Тем не менее руководство города выпустило распоряжение, в соответствии с которым, "...учитывая положительный опыт "Лентеплоснаба" (уж не по разбазариванию ли бюджетных средств? ), к нему присоединялись дополнительно Колпинский филиал ГУП "ТЭК Спб" и "Колпинские электросети".
Руководил "Лентеплоснабом" некто Алексей Кузьмин, его замом был Олег Котляревский. Об этих молодых людях известно, например, и то, что оба были однокашниками Игоря Яковлева по финансово-экономическому институту.
Спустя некоторое время Кузьмина назначают первым заместителем генерального директора по экономике и финансам ГУП "ТЭК Спб", а директор предприятия Константин Дубов выдает ему доверенность совершать от имени ТЭКа практически любые действия.
Олег же Котляревский примерно в то же время обосновался вместе с Игорем Яковлевым в ЗАО "Торговый дом", которое арендует офис в здании ЛенжилНИИпроекта, что на Галерной, дом 20.
Жизнь между тем шла своим чередом. Тепло по-прежнему вырабатывалось, трубы потихоньку лопались. Генподрядчиком ГУП "ТЭК Спб" по ремонту теплосетей являлось ЗАО "Межрегиональный промышленно-коммерческий концерн" во главе с генеральным директором Ильгаром Ахундовым. Основная доля работ по ремонту теплотрасс производится, как известно, в теплое время года, вот все лето прошлого, 2001 года МПКК и приводил в порядок теплосети. Однако деньги за уже выполненные работы ТЭК перечислять не спешил...
"Прошу Вас возбудить уголовное дело по ст. 290 ч. 4 пп.а, б, в, г У К РФ в отношении должностных лиц ГУП "ТЭК Спб": генерального директора Дубова К. С., первого заместителя по экономике и финансам Кузьмина А. В., начальника контрольно-экспертного управления Пазухина С. В. и лиц, входящих в созданную организованную преступную группировку Соколовского и Котляровского под руководством сына губернатора города Яковлева с целью вымогательства взяток в крупных размерах.
Примерно с лета 2001 года Кузьмин стал предлагать мне войти в указанную преступную группировку с целью хищения бюджетных средств путем приписок в актах выполненных работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов ГУП "ТЭК Спб". После моего отказа мне стали угрожать сотрудниками ОБЭПа и РУБОПа, которые находятся на содержании у Яковлева, а также физической расправой вплоть до убийства. В результате появился более сговорчивый подрядчик "Росэнерго", который в настоящее время является монопольным подрядчиком ГУП " ТЭК Спб" на все виды работ.
По непосредственному указанию Кузьмина моей организации прекратили выплачивать деньги за выполненную работу на общую сумму 80 млн. 239 тыс. руб.
В начале декабря 2001 года начальник контрольно-экспертного управления ГУП "ТЭК Спб" по приказу Кузьмина потребовал от меня 250 тыс. руб. за то, что он "не потеряет" акты выполненных работ. Учитывая, что моей организации в результате намеренного неисполнения обязательств руководством ГУП "ТЭК Спб" был причинен крупный ущерб и дальнейшая деятельность моего предприятия была поставлена под угрозу, я вынужден был передать Пазухину указанную сумму в виде взятки (видеозапись прилагается)". (Из заявления Ахундова начальнику ГУ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу генерал-майору милиции Уемлянину Б. В.)
Но, как оказалось, четверть миллиона рублей в виде взятки - это еще цветочки. Аппетиты у руководства ГУП "ТЭК Спб" росли с каждым днем. Из заявления Ахундова в ГУ МВД:
"В середине декабря (2001 г. - Ред.) Кузьмин сообщил мне,
что своим отказом от совместной деятельности с их группой по хищению бюджетных средств я причинил им ущерб, который должен возместить в размере 2 (двух) миллионов долларов США. Для этого я должен сделать уступку долгов ГУП "ТЭК Спб" фирме Соколовского ООО "Энерго-Инвест" на общую сумму в три миллиона долларов, т. е. на всю сумму выполненных моей организацией работ по договорам с ТЭКом. Затем непосредственно от Соколовского получу остаток денег за вычетом двух миллионов долларов.
После этого предложения, которое я расцениваю как вымогательство, вновь последовали угрозы о том, что, если я не приму предложения Кузьмина, они с помощью сотрудников милиции расправятся со мной как с хозяйствующим субъектом.
26 февраля 2002 года позвонил Соколовский и сообщил мне, что я должен им еще и два миллиона рублей - за просрочку выплаты двух миллионов долларов! "
Как видим, не банальная схема работы практикуется в государственном унитарном предприятии: чтобы получить от него свои заработанные деньги, надо две трети из них отдать в виде оброка или взятки!
Долго ли, коротко ли, но уголовное дело было возбуждено. Однако как-то странно оно ведется: на допросы свидетелей не вызывают, даже факт взятки в 250 тысяч не заинтересовал следователей. Видимо, чиновники ТЭКа не просто бравировали, когда "предупреждали" Ахундова о том, что в силовых структурах города у них кругом свои люди.
Вымогательство двух миллионов долларов продолжалось. Ахундов обратился в РУБОП: так, мол, и так, что посоветуете в данной ситуации? Работники по борьбе с организованной преступностью ответили: будем проводить операцию. Вы соглашаетесь на их условия, т.е. на передачу денег, а мы их, голубчиков, тут же и возьмем с поличным.
Ахундов связался с Кузьминым и сообщил, что принимает их условия. Оформили договор о переуступке прав требований: 000 "Энерго-Инвест" взяло на себя долги ГУП "ТЭК Спб". Расплачиваться решили векселями Сбербанка. То есть руководитель ООО "Энерго-Инвест" Дмитрий Соколовский передает гендиректору ЗАО "МПКК" векселя как будто бы на 80 миллионов рублей, но из них только 25 с половиной миллионов забирает Ахундов. Остальное достается Кузьмину и Кш.
В условленное время рубоповцы на сделку не пришли. Оказавшись в почти тупиковой ситуации, Ахундов, судя по всему, не растерялся и на акте приема-передачи векселей сделал приписку: "получил 25, 5 миллиона рублей". Можно только представить себе реакцию тех, кто уже считал 2 миллиона долларов своими, потирая руки в предвкушении хорошего куша!
Но ясно, что такое не могло сойти с рук - тем более в отношении "лица кавказской национальности" (притом что "лицо" уже 25 лет живет и трудится в Питере). 28 апреля около 10 утра Ахундову позвонили из ГУП "ТЭК Спб" и сказали, что через час для важного разговора к нему приедет первый зам по экономике и финансам Алексей Кузьмин. Однако в 11 часов вместо чиновника на территорию ЗАО "МПКК" вторглись полтора десятка вооруженных людей в камуфляже. Сына гендиректора Ильяса Ахундова отвели в кабинет для обыска и там избили (травмопункт поставил диагноз сотрясение мозга).
Оказалось, "в гости" пришла налоговая полиция. Правда, распоряжение о проведении обследования помещений и свои документы они предъявили лишь после того, как прибыл вызванный работниками МПКК наряд милиции.
"После этого сотрудники налоговой полиции вошли в здание ЗАО, где один из них, капитан Барков К. В., потребовал от главного бухгалтера Бать Л. Б. выдать все документы по уголовному делу в отношении ГУП "ТЭК Спб", возбужденному по моему заявлению заместителем прокурора РФ по Северо-Западу (часть материалов в виде видеокассет, аудиозаписей, а также подлинники финансовых документов хранились в ЗАО "МПКК". - Ред.), и после этого налоговая полиция удалится с предприятия. После отказа Барков дал указание своим сотрудникам обыскать женщин-работников. В результате обыск был проведен с применением физического насилия, а три женщины были вынуждены даже обратиться потом в медучреждения в связи с причинением им тяжких телесных повреждений". (Из заявления Ахундова заместителю генерального прокурора РФ по Северо-Западному федеральному округу В. В. Зубрину.)
В итоге полицейские собрали всю документацию, которую нашли в МПКК (в том числе и совершенно посторонних организаций, которые арендовали офис), взяли компьютеры и все это увезли.
Налоговая полиция действовала явно с превышением своих полномочий, если не сказать незаконно. Во-первых, согласно закону, прежде чем производить обыск в помещениях таким методом, полиция должна предварительно получить отказ о добровольном предоставлении документов. Ничего этого сделано не было. Вернее, соответствующее требование появилось на следующий день после погрома на МПКК, написанное задним числом. Кроме того, в фирме Ахундова работала налоговая полиция Кировского района Санкт-Петербурга, хотя ЗАО "МПКК" расположено в Приморском. А после того как пострадавшие обратились в службу внутренних расследований УФСПН, выяснилось, что и подпись на распоряжении о проведении обследования помещений была "левая". Но уж, как говорится, по волосам не плачут, когда отсекают голову...
Самое печальное, что, может быть, эта история о двух миллионах - лишь эпизод в деятельности ГУП "ТЭК Спб". И он стал известен потому, что руководитель ЗАО "МПКК" не побоялся открыто выступить против сильных мира сего. Хотя, полагаем, Ильгар Ахундов отдавал себе отчет, с кем и с чем ему придется столкнуться, И возможно, в северной столице еще имеются производственники, которые предпочитают молчать о том, сколько они были вынуждены "откатить" за право работать? Внешне в городе все вроде бы тип-топ, и он ударными темпами движется к славному 300-летию...
- Ты думаешь, зря, что ли, Питер называют криминальной столицей? - сказал мне в неофициальной беседе один из работников правоохранительных органов Санкт-Петербурга, к которому я обратился за разъяснением о перспективности уголовного дела по ГУП "ТЭК Спб". - Между прочим, ныне более половины уголовных дел возбуждается по "наводке" конкурентов. Или, как в этом случае, если кто-то из партнеров не хочет воровать бюджетные деньги. А насчет перспективности... Кому дадут "копать" под сына Яковлева? Пока губернатор в силе, хода делу скорее всего не будет.
Как оказалось, четверть миллиона рублей в виде взятки - это еще цветочки.