Главным итогом двухлетней работы полпреда в Сибирском округе Леонида Драчевского называют "Стратегию развития Сибири до 2020 года", принятую недавно правительством.
"Минэкономразвития, курирующее процесс рождения окружных стратегий, не хотело признавать Сибирь территорией, требующей тарифных и налоговых льгот. Команде полпреда после долгих споров с ведомством Грефа все же удалось настоять на том, чтобы за основу концепции был принят вариант, созданный сибирской группой.
В самом аппарате полпреда главным своим достижением считают приведение местных законов в соответствие с федеральными. В вопросах "нормализации" законодательства полпред никогда не делает политических заявлений от своего лица. Например, об угрозе роспуска Эл Курултая Республики Алтай, без должного внимания относившегося к правке законов, публично предупредил главный прокурор округа. В острых вопросах полпред апеллировал к прописным и правовым истинам. По поводу противоречий между акционерами крупнейших предприятий Сибири: "ни о каком вмешательстве властей не может быть и речи". По поводу возможного объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края: "Это должно решаться с согласия жителей, которое они должны высказать на референдуме".
Еще одним характерным принципом Драчевского можно назвать его подчеркнутое невмешательство в выборы. За два года в Сибири прошли выборы почти половины губернаторов, и не было случая, когда полпред высказывался в чью-либо поддержку. Наоборот, он всячески подчеркивает, что не может высказывать предпочтений.
За два года между губернаторами и полпредом не было замечено явных конфликтов. Единственным острым моментом, в котором Драчевский проявил себя, считают коллизию, сложившуюся прошлой осенью в Иркутском заксобрании. Оно полгода не могло приступить к работе. Только после поездки полпреда в Иркутск удалось выбрать спикера и начать работать.
Драчевский всегда подчеркивает, что губернаторы могут и должны решать региональные проблемы самостоятельно, и его вмешательство не требуется. Он видит свою роль в решении проблем межрегионального масштаба. Таких, как угольная. Так, прошлым летом было подписано межотраслевое соглашение о замораживании угольных, энергетических и транспортных тарифов до начала отопительного сезона. В этом году соглашение пролонгируют. Возможно, создадут и "угольный ОПЕК" - сибирский орган для регулирования добычи угля. Считается, что контроль за объемами решит проблему перепроизводства, с которой столкнулись разрезы.
Полпред много ездит по округу. Часто делает заявления, которые означают, что ту или иную отрасль будут поднимать посредством создания сибирской программы. Но заверения не всегда сбываются. Так случилось с высказанной Драчевским прошлой весной идеей о разработке специальных мер по развитию лесной отрасли в Красноярском крае и верхнем Приангарье - пока никаких явных свидетельств ее развития не последовало.
Нет видимых результатов и деятельности окружного союза производителей, созданного при поддержке аппарата полпреда. Первой инициативой союза стало создание в округе условий, при которых предприятия закупают сырье, станки и оборудование у соседей, а не за тридевять земель, но дальше поддержки со стороны аппарата полпреда дело не пошло.
Важнейшая для Сибири сфера, в которой произошли перемены, - северный завоз. Еще два года назад часть завоза либо вообще не выполнялась, либо разворовывалась. В прошлом году завоз был организован в полной мере и в максимально короткие сроки. Сейчас сезонное снабжение Севера превратилось в чисто техническую операцию. Впрочем, это связано не только с полпредом, но и с появлением во многих северных провинциях новых губернаторов.
"