Что сберег Яковлев. Зимний возьмет у Смольного реванш за 17-й год?
"Во вторник 14 мая Владимир Яковлев отмечает двухлетие своей победы на последних губернаторских выборах. Первая половина второго смольнинского срока - позади.
Когда до следующей выборной кампании (по крайней мере, по официальному графику) остается ровно столько же времени, сколько прошло после предыдущей, искусный политик обычно подбивает предварительные итоги - прикидывает, не убавилось ли сторонников, взвешивает шансы конкурентов, волей-неволей размышляет и о возможных преемниках. Мысли губернатора прочесть не так просто. Зато можно проанализировать те проблемы, над которыми он раздумывает. Они - в фокусе социологического исследования, проведенного по заказу "Дела".
Социологическая служба RMC (президент - Роман МОГИЛЕВСКИЙ, руководитель исследования - Ольга ГРИГОРЬЕВА) опросила 400 петербуржцев по представительной выборке. В отличие от предыдущих замеров общественного мнения (см. "Дело" за 18 февраля, 18 марта и 8 апреля), нынешний "юбилейный" опрос воспроизводит ситуации, приближенные к боевым (в политическом, разумеется, смысле), моделируя поединки градоначальника с претендентами-фаворитами - как это обычно и бывает на реальных выборах.
Напомним, что 14 мая 2000-го года на избирательные участки явились 47 % от списочного состава избирателей. Из них почти 73 % отдали голоса действующему губернатору Яковлеву, и около 15 % - его главному сопернику яблочнику Артемьеву.
Игорь Артемьев был третьим по счету претендентом-фаворитом в той кампании, поскольку в предшествующие месяцы сначала выдвигали, а затем снимали свои кандидатуры Сергей Степашин и Валентина Матвиенко. Оценить их шансы задним числом затруднительно, но, по тогдашним опросам, на старте каждый из них, лишь только заявлял о себе как о фаворите, мог в парном поединке рассчитывать приблизительно на 20-20 с небольшим процентов голосов против 50-60 процентов, которыми в начале кампании располагал Владимир Яковлев (остальные участники опросов затруднялись с выбором).
Многое ли с тех пор изменилось? В лагере рядовых сторонников Владимира Яковлева - многое.
Поредевшая рать
Круг нынешних приверженцев действующего градоначальника - это те, кто в мае 2002-го поддержал его, отвечая на вопрос:
"Если бы губернаторские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, Вы голосовали бы за Владимира Яковлева или за какого-то другого кандидата?"
Среди опрошенных доля "яковлевцев" составила 34 %. Хотя это немного выше тех рейтингов, которые публиковались нами в феврале-апреле (около 30 %), но причина не в росте губернаторской популярности, а в том, что нынешний опрос не предлагал респондентам на выбор фамилии двух десятков возможных соперников Яковлева.
Зато участники майского опроса, если хотели, могли сами назвать тех, кого желали бы видеть губернатором Петербурга. И тут был первый сюрприз. Чаще прочих звучало имя директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. За ним следовали российский президент Владимир Путин и ближайшая сторонница губернатора Оксана Дмитриева.
О потенциале возможных конкурентов Владимира Яковлева - чуть позже, а сейчас - о той части массовой базы, которую за эти два года сберег сам губернатор.
Принято считать, что самыми стойкими сторонниками Владимира Анатольевича всегда были пожилые и бедные. В то же время молодые, состоятельные и образованные чаще других оказывались к нему в оппозиции.
Майский опрос показывает, что на сегодня это уже не совсем так. Число болельщиков Владимира Яковлева среди людей зажиточных (тех, у кого заявленный доход на члена семьи значительно выше 2 000 рублей в месяц), а также среди петербуржцев с высшим образованием если и не растет, то, во всяком случае, уменьшается не так быстро, как в некоторых других слоях сограждан. Богатые по понятным причинам меньше страдают от текущих муниципальных проблем, не боятся роста коммунальных платежей и, возможно, выше ценят усилия по приведению отдельных участков городского центра в парадный вид.
Зато серьезно поколебался главный электоральный ресурс Смольного - пенсионеры. Среди них доля сторонников губернатора, согласно замеру, составляет сейчас только 39 % - немногим выше общегородского уровня. Вероятно, безысходный упадок коммунального хозяйства и кризис муниципального транспорта в соединении с увеличением тарифов, в конце концов, оказали некоторое агитационное воздействие.
Верность губернатору, и то далеко не поголовно, сохраняют лишь самые пожилые: среди тех, кому 65 лет и больше, готов голосовать за Яковлева почти каждый второй - 46 % (при том, что в предыдущей возрастной группе, от 55 до 64 лет, состоящей, в первую очередь, из работающих пенсионеров, сторонников губернатора не больше, чем в среднем по городу - 33 %).
Не значит ли это, что городская власть начинает дерзкий социально-политический маневр, отказываясь от голосов социально слабых и обездоленных ради союза со средним классом и продвинутыми молодыми петербуржцами?
Вряд ли. Хотя мысли об этом возникают и даже обсуждаются, для такого грандиозного предприятия у сегодняшнего Смольного слишком мало интеллектуальных, творческих и организаторских сил, да и просто мало времени.
Очевидный индикатор - настроения петербургской молодежи, которая была и остается одной из наименее "прогубернаторских" категорий горожан (среди тех, кому от 18 до 24 лет, лишь 27 % - приверженцы Владимира Яковлева), и особенно, молодежи учащейся (среди людей с незаконченным высшим образованием готовы поддержать градоначальника всего 16 %).
Но, может быть, те блага, которые не принес Яковлев, город надеется получить от его предполагаемых конкурентов?
Лучше не повторять
"Исполняется два года со дня последних губернаторских выборов. Главным соперником Владимира Яковлева тогда был Игорь Артемьев. Если бы выборы состоялись сегодня, за кого бы Вы голосовали?"
Моделируя ситуацию двухлетней давности, опрос во многом повторил тот расклад, который имел место два года назад. За Яковлева "проголосовали" 36 % опрошенных, за Артемьева - 7 %, т.е. впятеро меньше. Именно таким и было соотношение сил на выборах 2000-го года.
Можно, конечно, отметить, что, в отличие от позапрошлой весны, большинство петербуржцев сейчас не определились в выборе, а если бы определились, то соперник губернатора получил бы немало дополнительных голосов.
Но ясно, что Игорь Артемьев не станет той фигурой, которая поведет за собой поднимающиеся социальные слои Петербурга. Его позиции равно слабы и среди зажиточных, и среди образованных, и среди молодых (тут он сделал явный шаг назад по сравнению с собственными достижениями 2000-го года).
Повышенная доля готовых голосовать за Артемьева - только среди пенсионеров (12 %). Надо признать, что пожилые, прежде - стойкие "яковлевцы", стали одной из мятущихся в политическом смысле групп петербуржцев и в настоящий момент готовы примкнуть буквально к любому яковлевскому сопернику. Или преемнику.
Наследница по прямой
Прошлые опросы показали, что среди предлагавшихся на выбор возможных претендентов на смольнинское кресло больше всего "голосов" набирают Ирина Хакамада, Сергей Степашин и Оксана Дмитриева. А в нынешнем опросе фамилия Оксаны Генриховны попала также и в обойму тех, кого респонденты называли самостоятельно.
"Если на новых выборах главным соперником Владимира Яковлева станет Оксана Дмитриева, за кого Вы проголосуете?"
Счет 30 : 14 (в пользу Владимира Анатольевича) показывает, что Оксана Генриховна, существенно отставая от своего политического патрона, способна все же перетянуть на свою сторону часть его сторонников.
Во-первых, женщин. Среди них доля "голосующих" за Дмитриеву достигает 18 % против 31 %, предпочитающих Яковлева, авторитет которого в женской половине электората до сих пор был очень прочным. Во-вторых, пенсионеров. Тут Дмитриева со своими 27 % почти сравнялась с губернатором (32 %). Женщины между 50 и 65 годами как раз и составляют костяк ее сторонников.
Этого недостаточно, чтобы победить Яковлева, если бы честолюбивая Дмитриева бросила вызов нынешнему своему политическому покровителю. Но если Яковлев не сможет баллотироваться на третий срок, то можно допустить, что Дмитриева по складывающейся у нас традиции будет выдвинута Смольным в качестве "официальной" наследницы старого градоначальника. Видимо, она стала бы одним из сильных претендентов, хотя и располагает более узкой, чем у Яковлева, избирательской базой.
Настоящие соперники?
От соперницы более или менее условной перейдем к тем, кого принято рассматривать как подлинных политических конкурентов, даже как политических противников действующего губернатора.
Сергей Степашин однажды уже бросал (хоть и ненадолго) вызов Владимиру Яковлеву. Ирина Хакамада считается одной из немногих ярких фигур на тусклом российском политическом поле.
Полученные в ходе опроса результаты поединков Яковлев : Степашин и Яковлев : Хакамада (соответственно 31 : 12 и 36 : 11) говорят о том, что опасения, испытываемые в их отношении нашим градоначальником, видимо, несколько преувеличены.
Впрочем, при формальном сходстве результатов, избирательская база у этих двух условных претендентов - разная.
Сторонники Степашина довольно однородным образом распределены среди образованных и не очень, среди зажиточных и бедных, и даже среди молодых и пожилых (с некоторым перевесом немолодых). Если бы он был не условным, а действующим претендентом на губернаторство, то имел бы возможность наступать широким фронтом, отбивая у Яковлева одну группу сторонников за другой.
Хакамада вряд ли сумела бы отобрать у Яковлева существенное число сторонников, хотя у нее неожиданно много приверженцев среди людей с незаконченным средним образованием и даже среди пенсионеров, вероятно, видящих в ней светскую львицу из западного фильма о красивой жизни.
В целом же ее фигура скорее консолидирует избирателей Яковлева - на его стороне в поединке с Хакамадой оказывается больше голосов (36 %), чем в других парных поединках. Зато Хакамада теоретически способна привлечь тех, кто либо изначально не поддерживал Яковлева, либо давно от него отошел. Это - молодые, просвещенные и продвинутые. Однако на сегодня ее избирательский контингент поуже - главным образом, молодые и продвинутые женщины, особенно студентки (в этой группе обаятельная Ирина Муцуовна ассоциируется, вероятно, не столько с кинозвездами, сколько с героинями журнала "Cosmopolitan").
Общая доля ее сторонников среди женщин - 15 % (при 7 % среди мужчин). В группе же людей с незаконченным высшим образованием ее перевес над Яковлевым становится буквально подавляющим - 37 : 16. Однако среди интеллигентов более зрелых лет популярность Хакамады снижается, и в слое людей с высшим образованием доля ее сторонников (10 %) резко уступает доле "яковлевцев" (34 %).
Как видим, оба "главных" соперника Владимира Яковлева откровенно ему уступают, хотя результаты опроса и показывают, что такой ошеломляющей победы, как в 2000-м, он сейчас в поединке с любым из них уже не добился бы. Но ведь эти "условные соперники" - и в самом деле условны. Ни один из них не предложил городу никаких внятных идей, не выступил ни как глава команды администраторов, ни как лидер политического блока.
То "неяковлевское большинство" петербуржцев, которое в очередной раз выявил майский опрос, просто не видит в них альтернативу. Так же, как и в многочисленных прочих условных претендентах, фамилии которых фигурировали в февральском, мартовском и апрельском опросах. Видя, что наши политики не ведут себя как политики, участники опроса предлагали в петербургские губернаторы то действующего президента, то просто всем известного и уважаемого человека - директора Эрмитажа.
Человек из Зимнего
Поскольку Путин в наши губернаторы пока, кажется, не собирается, было измерено "соотношение сил" только в паре Яковлев : Пиотровский. Счет (30 : 13 в пользу Яковлева) оказался практически таким же, как и в условном поединке губернатора с самым сильным из "претендентов"-политиков Оксаной Дмитриевой.
Сторонники Пиотровского равномерно распределены среди всех возрастных, имущественных и социальных групп. Михаил Борисович "сравнялся" с сильнейшими из наших политиков, не приложив к этому никаких политических усилий, исключительно своей профессиональной деятельностью на культурном поприще.
Следует ли из этого, что Зимний дворец того и гляди возьмет реванш над Смольным за 1917-й год? Скорее всего, не следует - ведь каких-либо заявок на губернаторство Михаил Пиотровский никогда не делал. Впрочем, у нас ни от каких чудес не стоит зарекаться. Но куда более очевидно, что наступает время дележки политического поля, с боями оставляемого Владимиром Яковлевым. И слабость действующих игроков, которые сейчас вяло по этому полю передвигаются, - лишняя приманка для тех, кто в игру еще не вступил.
"