"Новосибирская область, в отличие от большинства сибирских регионов, не богата ни нефтью, ни газом, ни углем, ни какими-то другими полезными ископаемыми. Крупных предприятий здесь -- раз, два и обчелся. Главное богатство центрального субъекта Сибирского федерального округа -- это люди. Поэтому если многие сибирские губернаторы фактически являются нефтяными магнатами и угольными баронами, как, например, томский Виктор Кресс, или кемеровский Аман Тулеев, то главе администрации Новосибирской области Виктору Толоконскому приходится зарабатывать именно на людях. Виктор Александрович, его семья и его ближайшее окружение открыли для себя здравоохранение не как одну из важнейших социальных сфер, а как выгодный бизнес. Поэтому новосибирская медицина стала еще более коррумпированной и мафиозной отраслью, чем то же строительство или игорный бизнес. Мафия - это ведь в первую очередь семья, разве не так?
В Новосибирской области живет более трех миллионов человек. Соответственно, областная инфраструктура здравоохранения представляет собой огромную машину, на обслуживание которой уходит более трети бюджета всей области. А что можно увидеть в больницах? Даже в основных клиниках Новосибирска осыпается штукатурка со стен и потолков, больных кормят баландообразной едой. Катастрофически не хватает лекарств, шприцов и перевязочных материалов: все это пациенты вынуждены покупать за свои деньги. В больницах массовая нехватка младшего и среднего медицинского персонала -- медсестры и медбратья не могут прожить на грошовые зарплаты. При этом у врачей в обычной городской больнице зарплаты отнюдь не копеечные -- в среднем 15 тысяч рублей. Главные врачи получают более чем по 50 тысяч в месяц. А среди ржавых "уток" и поломанных операционных столов в самой захудалой поликлинике можно запросто обнаружить импортную флюорографическую установку стоимостью порядка миллиона долларов. Для Новосибирска закупки самого дорогого медицинского оборудования уже несколько лет абсолютно в порядке вещей. Беда лишь в том. что оно простаивает без дела -- нет денег на обслуживание.
Дышите глубже - вы взволнованы
Заработки на медицинской ниве Виктор Толоконский начал еще во второй половине 90-х годов, когда занимал пост мэра Новосибирска. Можно сказать, что его наставником выступал бывший новосибирский губернатор Виталий Муха. По слухам, Виталий Петрович увлекся медициной после того, как гомеопаты излечили его от импотенции, а одного из его сыновей сняли с иглы. С того момента развитие гомеопатии стало чуть ли не целевой областной программой, а самым доверенным человеком Мухи стала Надежда Азарова, возведенная в ранг первого вице-губернатора вопреки воле депутатов областного Совета. Муж Надежды Борисовны занимался поставками дорогостоящего немецкого медицинского оборудования в Новосибирскую область. Примечательно, что в Германию с ним неоднократно летал губернаторский сын Евгений Муха. В общем, не сложно обрисовать контуры семейного бизнеса, о котором писали и в местной, и в центральной прессе. В Новосибирске, например, не возникало вопросов, почему губернатор тратит миллионы долларов на медицинское оборудование в то время, когда врачам нечем было платить зарплату. Для всех понимающих людей было очевидно и то, почему лекарства для больниц покупались на бюджетные деньги не напрямую у производителей, а через сложную цепочку посредников, и как это связано с тем, что сын главы областной администрацией владеет сетью аптек в сибирской столице. Но после губернаторских выборов Виталий Муха отправился на заработанный достойный отдых, а Надежда Азарова прошла в Государственную Думу по списку "Отечества". И возглавивший областную администрацию Виктор Толоконский показал, как нужно по-настоящему выстраивать семейный бизнес в здравоохранении.
Труба пониже, доход пожиже
Пока Толоконский был мэром, объемы финансирования здравоохранения не позволяли ему развернуться по крупному. Но кое-какие заработки все-таки перепадали. Например, в апреле 1999 года в новосибирских школах родителей стали в поголовном порядке заставлять платить по 450 рублей за прививки для детей вакциной против гепатита В. Для убедительности директора школ показывали листовку о том, насколько смертоносной и заразной болезнью является гепатит, подписанную не кем-нибудь, а Натальей Толоконской -- супругой мэра и главным новосибирским инфекционистом в одном лице. Журналистам тогда оставалось только гадать, сколько заплатил поставщик вакцины от гепатита в семейный бюджет Толоконских за такую сверхэффективную рекламу.
За время пребывания Виктора Толоконского на посту мэра в новосибирских больницах развилась практика "двойного финансирования". С одной стороны, больницы и поликлиники получали деньги из бюджета, но эти средства поступали вроде как не вовремя и их вроде как не хватало. Благодаря высокопоставленному положению своей супруги в медицинской иерархии, Толоконский был осведомлен о финансовых проблемах врачей. И с его легкой руки больницы стали в массовом порядке навязывать пациентам платные услуги. Вся медицинская помощь, которая по идее должна быть бесплатной, в Новосибирске оказывалась за деньги. Доходы от платных услуг делились между врачами по принципу "кто главнее, тому больше". Так и получилось, что оклады главных врачей стали стабильно превышать 50 тысяч рублей, и это не могло не сказаться на материальном благополучии четы Толоконских.
По настоящему громкий скандал разразился в конце лета 1999 года, когда мэр Толоконский распорядился отдать расположенное в самом центре Новосибирска здание старейшего городского кинотеатра в аренду медицинской компании "Никомед" в аренду на 49 лет на невероятно льготных условиях. Одни возмущались тем, что коммерсантам отдали один из самых известных памятников архитектуры. Другие поражались, почему право долгосрочной аренды столь привлекательного здания не было выставлено на тендер. Третьи недоумевали, как можно зачитывать расходы "Никомеда" на ремонт и реконструкцию здания "Победы" в счет арендной платы. Четвертые беспокоились за судьбу популярного городского драматического театра Сергея Афанасьева, оказавшегося без крыши над головой, а пятые просто не понимали, зачем надо было отдавать здание кинотеатра фирме, занимающейся поставками импортных лекарств и медоборудования. Короче, равнодушных было немного. Но не все знали, например, что в "Никомеде" работает брат Виктора Толоконского -- Сергей. И не все понимали, что до губернаторских выборов оставалось лишь несколько месяцев, и "черной кассе" Толоконского подпитка требовалась больше, чем городскому бюджету. К слову, после того, как Виктор Александрович стал главой областной администрации, "Никомед" получил еще ряд внушительных помещений в центре Новосибирска под бутики для "новых русских".
Место, где деньги
Став губернатором, Виктор Толоконский получил в руки такой мощный финансовый ресурс, как деньги областного внебюджетного Фонда обязательного медицинского
страхования. Через ФОМС проходят почти все деньги государственного здравоохранения. Официальный бюджет фонда равен примерно 30 процентам всего бюджета Новосибирской области. Никто из непосвященных не в состоянии понять, как именно тратятся миллиарды рублей в рамках этой суперзакрытой структуры. Нетрудно заблудится в цифрах, скрывающих под собой платежи за работающее и неработающее население, отличить койко-дни от койко-мест, и так далее. А посвященных --единицы. Даже члены правления ФОМСа, в число которых входят депутаты областного Совета и представители Ассоциации врачей, узнают о расходах фонда только постфактум. Например, из результатов проверки Контрольно-ревизионного управления по Новосибирской области правление фонда узнало, что на бюджетные по сути деньги закупались ноутбуки по цене новых "Лад". Но это мелочи. Главное -- руководство фонда имеет возможность бесконтрольно распоряжаться огромными деньгами с выгодой для себя. Взять и проплатить, к примеру, какой-нибудь коммерческой фирме крупный аванс за услуги, которые будут оказаны неизвестно когда и неизвестно, будут ли вообще оказаны. Или закупить медицинское оборудование по цене в два раза выше рыночной. После губернаторских выборов исполнительный директор Фонда обязательного медицинского страхования Константин Асеев раскрыл карты перед Виктором Толоконским и, сохранив свой пост, стал активно способствовать обогащению нового главы областной администрации и его окружения.
Таких друзей -- за стетоскоп и в музей
Само собой, что в ближайшем окружении Виктора Толоконского, женатого на враче, числится элита областного здравоохранения. Например, некогда известный доктор Никита Тов. В бытность губернатором Виталия Мухи Никита Львович представлял в правлении ФОМСа Ассоциацию врачей. Он видел, как руководство фонда и высшие чины областной администрации умело крутят бюджетные деньги, но сам до этих денег добраться не мог. Поэтому он распускал сплетни среди журналистов о тотальном воровстве в фонде Константина Асеева, в надежде получить свой кусок пирога после губернаторских выборов. И получил его из рук того же Константина Асеева, после того, как Толоконский назначил Това начальником областного управления здравоохранения. Теперь Тов и Асеев -- лучшие друзья, деньги делят вместе.
Другая одиозная фигура в новосибирском здравоохранении и в окружении губернатора
-- Владимир Степанов. Когда Толоконский был мэром, Степанов возглавлял городское управление здравоохранения. Весной 1999 года, когда управление всем коллективом праздновало 8-е марта, Владимир Валентинович напился пьяным и упал с лестницы в мэрии прямо на аптечный киоск в вестибюле (согласитесь, весьма символичное падение). Но это -- официальная версия. Согласно неофициальной, Степанов не только напился, но и попытался в своем кабинете соблазнить одну из подчиненных. Ее супруг застал самый интересный момент этого соблазнения, и просто сбросил главу городского управления здравоохранения с лестницы. Как бы то ни было, празднование 8-го марта в 1999 году закончилось для Степанова сложным переломом ноги, тяжким похмельем и увольнением из мэрии -- такие скандальные дебоши не делали чести мэру, уже нацелившемуся на губернаторское кресло. Но после победы на выборах Виктор Толоконский вернул из небытия старого товарища, и назначил Владимира Валентиновича заместителем начальника областного управления здравоохранения, а по совместительству -- главным врачом новосибирской областной больницы.
Владимир Степанов и Никита Тов -- друзья, которые не только вместе делят деньги, но и вместе их пропивают. В областном управлении здравоохранения складываются настоящие легенды о запоях руководства. Подчиненные знают, в какие моменты их начальники больше расположены удовлетворять просьбы и подписывать бумаги. Владимиру Степанову лучше бы покрепче держаться на ногах --ив администрации области, и в областной больнице лестницы такие же крутые, как и в мэрии Новосибирска.
А оскандалиться для Владимира Степанова сейчас просто смерти подобно. Виктор Толоконский "попросил" его выставить свою кандидатуру на выборах депутата областного Совета от Искитимского района Новосибирской области, если быть точным
-- от избирательного округа № 20. В начале декабря прошлого года губернатору удалось организовать избрание в большинстве своем лояльных депутатов областного Совета. Но на округе № 20 явным фаворитом был один из яростных противников Толоконского -- бывший директор Новосибирского электродного завода Сергей Кохановский, которого Виктор Александрович убрал с предприятия после того, как возглавил администрацию области. За день до выборов регистрация кандидата Кохановского была отменена в угоду областной власти, но большинство избирателей округа проголосовало против всех остальных кандидатов. 12 мая там должны состояться новые выборы. Чтобы не допустить победы Кохановского, Толоконский выставил кандидатуру Степанова и бросил на округ впечатляющие бюджетные ресурсы. За последние два месяца миллионы рублей выделены на ремонт старых больниц в Искитимском районе и строительство новых. Закупаются компьютеры, оргтехника и автомобили "скорой помощи", создаются новые ставки для влачей. Избиратели десятками бесплатно направляются на дорогостоящие обследования в областную. больницу -- лишь бы у Степанова сформировался положительный образ. Его кандидатуру поддерживают некоторые ведущие искитимские врачи, хотя "лечат" они не совсем в прямом смысле слова. Например, скромную должность заместителя главного врача больницы поселка Линево занимает некто Виктор Рева, которого называют самым влиятельным криминальным авторитетом в Искитимском районе. Он фигурировал в громких уголовных делах областного масштаба, принимал непосредственное участие в криминальных разборках вокруг украденного имущества Новосибирского электродного завода. А теперь Рева назначен руководителем комиссии, которая будет осваивать деньги, выделенные губернатором на развитие искитимского здравоохранения в ходе предвыборной лихорадки.
Накрутить 100 процентов не вопрос
Какая часть щедро выделенных губернатором денег будет разворована? Посмотрим на примере, как вообще делаются деньги в новосибирском здравоохранении. В каждом регионе есть компании, приближенные к власти, которые зарабатывают деньги благодаря связям с высокопоставленными чиновниками и с этими же чиновниками делят прибыль. В Новосибирске есть некое 000 "Энергокомплект", которое больше всего известно своей монополией на проведение любых взаимозачетов с областной администрацией. Но помимо этого, фирма по заказу областной власти еще и занимается поставками всякой утвари для больниц. И почему-то так получается, что если "Энергокомплект" берется поставлять компьютеры для больниц, то закупаются самые дорогие компьютеры. Почему? Не потому ли, что коммерсанты просто делятся "откатами" с областным руководством? "Энергокомплект" запросто может поставить в какую-нибудь больницу некомплектные операционные столы, а деньги за это фирма получает как за полноценную контрактную поставку. Вместо запрошенной главным врачом мебели ему могут привезти, к примеру, марлю. Миллиона так на три-четыре.
Другая прикормленная областной властью фирма -- "Медтехника" -- прославилась тем, что весной 2001 года в рамках широкомасштабной программы компютеризации районных больниц Новосибирской области "накрутила" на технику более 100 процентов от ее рыночной стоимости. А Фонд обязательного медицинского страхования безропотно оплатил счет. Некоторые главные врачи районных больниц, увидев, по какой стоимости им предстоит ставить компьютеры на баланс, просто отказывались подписывать договора о поставке с "Медтехникой". Однако под жестким прессингом областного управления здравоохранения им пришлось это сделать. Есть веские основания предполагать, что прибыль от сделки была поделена поровну между заинтересованными сторонами.
Ничего личного?
Проявляя трепетный интерес к сфере здравоохранения, губернатор Толоконский, разумеется, решает не только свои финансовые проблемы. Например, уже год раскручивается скандал вокруг руководства Новосибирской государственной медицинской академии. Еще в октябре 2000 года академия отправила в Гейдельбергский институт пластинации 56 "бесхозных" человеческих тел и 440 фрагментов человеческого головного мозга. Через некоторое время, в ходе плановой проверки Новосибирской таможни вяснилось, что документы при отправке были оформлены неправильно. Однако транспортная прокуратура не нашла повода для возбуждения уголовного дела. Зато в апреле 2001 года этот повод нашла прокуратура Новосибирской области, известная своей лояльностью к губернатору Толоконскому. Любопытно то, что на стадии возбуждения дела никто из облпрокуратурьг даже не придпринял попытки связаться с ректором медакадемии Анатолием Ефремовым чтобы получить его объяснения. По сей день расследование уголовного дела то останавливают, то возобновляют. И все обстоятельства деда скандально преподносятся прогубернаторскими СМИ. Для всех людей, занятых в новосибирской медицине, совершенно очевидно, что это -- прямые попытки очернить Анатолия Ефремова с тем, чтобы жена губернатора Наталья Толоконская без проблем переместилась с поста главного инфекциониста в кресло ректора медакадемии.
Для семьи губернатора здравоохранение стало настолько перспективным бизнесом, что даже сын Виктора Толоконского Алексей, получив экономическое образование, был устроен на работу не куда-нибудь, а в новосибирскую областную больницу, под крыло Владимира Степанова. Вообще довольно любопытно, к чему все это приведет. Например, Новосибирская область считается одним из лидирующих регионов по распространению туберкулеза. Областные власти уверяют, что здесь просто больше обследуют пациентов, и, соответственно, больше лечат. Только эти утверждения как-то не вяжутся с тем, что у больниц просто нет денег на обслуживание дорогостоящего диагностического оборудования. Еще несколько лет процветания губернаторского семейного бизнеса, и самым популярным рецептом в новосибирском здравоохранении станет "мертвому -- припарки".