"Администрация Иркутской области одобрила проект строительства нефтепровода длиной 550 километров, который соединит Сибирь и Дальний Восток. "Проект строительства нефтепровода из Ангарска (Иркутская область) до Находки (Дальний Восток), который разрабатывает "Транснефть", сравним с решением о строительстве Транссиба", - заявил губернатор Иркутской области Борис Говорин во время презентации проекта "Транснефти" в Иркутске 29 апреля.
Основным аргументом в пользу строительства нефтепровода стала гипотетическая сумма налогов, которые должна получить Иркутская область после запуска проекта, - 30 млн долларов. А также заявление разработчиков проекта о том, что строительство трубы станет стимулом к скорейшему освоению северных месторождений нефти в регионе, главным образом Верхнечонского, лицензией на разработку которого владеет компания "Русиа-Петролеум". Пока "Транснефть" не располагает точными экономическими расчетами о том, сколько и когда частные компании - ЮКОС и ТНК - будут добывать нефти, которую предполагается транспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В проекте указано, что "Транснефть" намерена перекачивать по новой трубе около 50 млн тонн нефти в год.
Директор института "Гипротрубопровод" Олег Ищенко заявил Стране.Ru, что презентация проекта, которую "Транснефть" проводит сейчас во всех регионах, по территории которых пройдет труба, - это всего лишь политический аспект. Экономика проекта и его экологическое воздействие на окружающую среду еще не просчитаны. Именно эти два пункта вызвали основные возражения со стороны иркутских участников презентации. Глава областного комитета по природным ресурсам Анатолий Малевский заявил, что, судя по представленным "Транснефтью" чертежам, труба должна пройти через центральную зону озера Байкал, которая по постановлению правительства РФ является особо охраняемой зоной и на ее территории запрещено проектирование и строительство трубопроводов. "С точки зрения федерального законодательства проект непроходим", - заявил Анатолий Малевский. Представители "Гипротрубопровода" в ответ заявили, что на представленной карте "слишком крупный масштаб", а на самом деле разработчики проекта собираются обойти непроходимую для них зону. Кроме того, сообщил директор "Гипротрубопровода" Олег Ищенко, государственную экологическую экспертизу проект еще не прошел и разработчики готовы предложить иркутским ученым принять участие в подготовке этой части проекта.
Стоимость строительства трубы - 5 млрд долларов. Заместитель начальника департамента строительства "Транснефти" Юрий Саядов отметил, что часть средств государство планирует получить от частных инвесторов, которые заинтересованы в транспортировке добываемой ими нефти. В Иркутской области есть несколько мелких месторождений, но "Транснефть" рассчитывает более всего на запасы Верхнечонского месторождения.
Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на севере Иркутской области (на 700 км к северу от Ковыктинского газоконденсатного месторождения). Запасы нефти на месторождении составляют 201 млн тонн. Лицензией на его разработку владеет компания "Русиа-Петролеум". Особую заинтересованность в Верхней Чоне проявляет ТНК, а также не отрицает возможного участия в проекте и НК "ЮКОС", которой было бы выгодно совместить Верхнюю Чону с разработкой Талаканского месторождения в Якутии. Однако до сегодняшнего дня пока неизвестно, когда начнется разработка этих месторождений, поскольку ТНК и ЮКОС пока не сформулировали условий для совместной работы. Представители Института географии СО РАН сообщили, что столь же неясной остается картина по планам разработки нефтяных месторождений в Красноярском крае. По этому поводу Юрий Саядов многозначительно заметил, что, "если сибирские месторождения не будут разрабатываться в ближайшие 2-3 года, мы будем гнать на Восток нефть с Запада".
Между тем разработчики проекта не скрывают, что трубопровод, активно продвигаемый "Транснефтью", есть конкуренция проекту Ангарск - Дацин, который разрабатывает сегодня НК "ЮКОС", назначенная правительством оператором восточных нефтяных проектов. "У ЮКОСа возникли проблемы с трубой в Тункинском национальном парке, - намекнул Олег Ищенко. - Сравнивать наши трубы нет необходимости, но проект ЮКОСа - это тупиковый экспорт, рассчитанный только на Китай. У нас - проект универсальный, так как с берегов Японского моря можно будет возить нефть куда угодно. Однако выбирать будет государство".
Косвенно государственную компанию поддержал и иркутский губернатор: Борис Говорин заявил, что "строить нефтепровод в Китай будет очень сложно. Тем более что Китай предъявляет нам жесткие условия: например, труба обязательно должна проходить в обход территории Монголии", - отметил Борис Говорин. По его мнению, проект АК "Транснефть" Ангарск - Находка можно считать более выверенным.
"