Когда две недели назад нашу встречу с владельцем группы компаний "Нова" Леонидом Михельсоном несколько раз прерывала секретарь словами "Макаров у телефона", трудно было предположить, что как раз в это время решалась судьба объединения новокуйбышевского "Новафининвеста" и российской "Итеры". Михельсон, подробно рассказывавший в интервью "Делу" о планах реструктуризации своего бизнеса, ни словом не упомянул возможность слияния с "Итерой", хотя не секрет, что практически весь сбыт добываемого на Ямале предприятиями "Новафининвеста" газа уже давно идет через "Итеру". Несколько дней, прошедших со времени той встречи, в принципе изменили представление о том, как будет развиваться бизнес новокуйбышевского предпринимателя. Впрочем, теперь называть его новокуйбышевским уже как-то совсем неудобно.
"Новая "Итера"
Согласно официальному сообщению "Итеры" и "Новафининвеста", две компании договорились о создании общего холдинга в форме открытого акционерного общества с равным долевым участием сторон. Объединяются только профильные активы сторон. В структуре холдинга будут действовать субхолдинги по четырем основным направлениям: добыча, переработка, транспортировка, сбыт. Совместная комиссия по объединению как раз и обсуждает в настоящее время - что же отнести к профильным активам, и какие именно предприятия двух компаний сольются.
Уже окончательно утверждено, что новый холдинг будет называться "Итера", а местом регистрации определен Ямало-Ненецкий автономный округ.
Понятно, что штатное расписание новой "Итеры" пока только разрабатывается. Однако органы управления утверждены. Кроме общего собрания акционеров это будет правление и совет директоров. Последний будет сформирован из двенадцати членов - по шесть от каждой из сторон. Совет директоров возглавил Леонид Михельсон. Он же стал президентом холдинга. Игорь Макаров, возглавлявший совет директоров ООО "Итера-Холдинг", в новой "Итере" занял пост председателя правления. Его первым заместителем назначен известный самарский предприниматель, председатель совета директоров банка "Солидарность" Леонид Симановский. Заместителем Михельсона стал первый вице-президент "старой" "Итеры" Валерий Отчерцов. Таким образом "Новафининвест" и "Итера" как бы обменялись топ-менеджерами, видимо, для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть доверие друг к другу, и, во-вторых, усилить направления совместной деятельности. По информации "Дела", производственно-экономический блок будут курировать Михельсон и Отчерцов. Симановский и Макаров сосредоточатся на политической, лоббистской работе.
Что же объединилось под брэндом "Итеры"?
Под грохот канонады
"Итера" - компания со сложной судьбой. Два года вокруг нее бушевала настоящая информационная война, утихшая только с отставкой главы "Газпрома" Рэма Вяхирева. Не будем подробно описывать все перипетии этой войны - в свое время захватывающие заголовки вроде "Разграбление "Газпрома", "Обворовывание акционеров" обошли едва ли не все центральные издания нашей страны и ведущие мировые СМИ.
Напомним лишь, что частную "Итеру" обвиняли в тайной аффилированности с государственным "Газпромом", в выводе активов, сговоре и секретных финансовых схемах, якобы позволявших "Итере" продавать полученный за бесценок газпромовский газ втридорога. "Итеру", офис которой, кстати, расположен недалеко от высотки "Газпрома", какое-то время даже считали "Газпромом-2". Wall Street Journal, называя "Итеру" "присосавшейся к "Газпрому" пиявкой", признавал, что компания "продает газа больше, чем Алжир, объемы ресурсов месторождений, которыми оно располагает, больше, чем у Texaco".
"Итера" отчаянно пыталась доказать, что не имеет отношения к "Газпрому". Руководители "Итеры" заявляли, что две трети акций компании принадлежат двум фондам, созданным на основе опционных схем для работников компании. Остающиеся 39 процентов акционерного капитала компании контролируют семь физических лиц, никак не связанных с "Газпромом". "Итера" даже обещала выпустить специальное заявление, "которое рассеет все сомнения относительно структуры собственности компании".
Трудно сказать, появилось ли такое заявление и расставило ли оно все точки над i: дело в том, что в холдинге "Итера", по крайней мере, еще два года назад насчитывалось около пятидесяти компаний с разным составом акционеров, многие из которых являли собой обыкновенные офшоры.
Так или иначе, но проведенная Счетной палатой весной прошлого года проверка "Газпрома" ничего "такого" в отношениях между ним и "Итерой" не нашла, а после смены руководства газового монополиста скандал сам собой сошел на нет. Это, в общем-то, отчасти подтверждает простую мысль о том, что собственно целью многочисленных разоблачительных публикаций, которые били по "Итере", и была отставка Рэма Вяхирева.
За год, прошедший с назначения Алексея Миллера, многое изменилось в компаниях, скандальные "разоблачения" которых помогли буквально разогнать команду Вяхирева в "Газпроме". За решеткой оказался глава газпромовской "дочки" - "Сибура" Яков Голдовский. "Итере" повезло больше. Она "всего лишь" лишилась газодобывающих предприятий "Роспана" и "Пургаза", однако сумела остаться во многих проектах и даже сохранить реноме. Фактически огромная сбытовая структура, которую создала "Итера" и сегодня остается в ее распоряжении. Компания с 1992 года бороздит просторы СНГ, торгуя туркменским и российским газом на Украине, в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Литве...
Сегодня на российском рынке "Итера" в числе "так называемых независимых" производителей газа, по решению "Газпрома" продает большие объемы газа российским энергетикам.
Больше того, "Итера" пытается участвовать в приватизации предприятий белорусской экономики. Как известно, Игорь Макаров в числе представителей других крупных российских компаний ведет активные переговоры об инвестициях в Белоруссии и даже не так давно лично встречался с Александром Лукашенко.
Одним из важных моментов, объясняющих контекст, в котором "Итера" идет на объединение с "Новафининвестом", является то, что нынешней весной российское правительство, наконец, поддержало "Газпром" в стремлении начать в 2002 году формирование федерального оптового рынка газа. Продукция "независимых производителей" и одна десятая газпромовского газа будет продаваться по свободным ценам. Не воспользоваться такой ситуацией было бы, конечно, непростительно.
Газовый котел
Ключевых позиций контролируемой Михельсоном группы немало. Это активы в нефтегазодобывающих компаниях "Таркосаленефтегаз", "Пурнефтегазгеология", Ханчейское НГДУ, "Геойлбент", "Юрхаровнефтегаз"; инжиниринговый "Новафининвест"; расчетный центр группы - новокуйбышевский "Нова-банк" с филиалом в Тарко-Сале; страховая компания "Содействие"; строительная компания "Нова"; завод "Трубоизоляция" и другие фирмы.
При этом жемчужины в коллекции - это, конечно, "Пурнефтегазгеология" и "Таркосаленефтегаз".
Акционерная компания "Пурнефтегазгеология" была организована как геологическое предприятие для разведки нефтяных и газовых месторождений в Пуровском районе. В 2000 году предприятие отметило свое 35-летие. Сегодня "Пурнефтегазгеология" ведет работы на территории 120 тыс. кв. км. За прошедшее время были открыты 58 месторождений углеводородов, разведаны 367 залежей, из которых 172 нефтяных, газовых - 60, газоконденсатонефтяных - 62, газонефтяных - 22. Созданная сырьевая база для добычи углеводородов составляет: нефти - 1,6 млрд тонн; газового конденсата - 122,6 млрд тонн; газа - 4,21 трлн куб. метров. В 1991 году "Пурнефтегазгеология", компания "Роснефть-Пурнефтегаз" и американская "Бентон" создали совместное предприятие "Геойлбент - Ltd" для разработки двух месторождений. "Пурнефтегазгеология" имеет лицензии на разработку 3 месторождений нефти и газа и 2 лицензии на поиск углеводородов. В состав ОАО "Пурнефтегазгеология" входит управление "Пурнефть", ведущее добычу углеводородного сырья на лицензионных участках компании. В 1999 году "ПНГГ" добыла 170 тыс. тонн нефти и 15,2 тыс. тонн газоконденсата, а также около 1,6 млрд куб. м газа.
"Таркосаленефтегаз" - крупнейшее добывающее предприятие в империи Михельсона. В 2001 году компанией добыто около 303 тысяч тонн нефти и стабильного конденсата, что в 1,8 раз больше по сравнению с 2000 годом. Природного газа добыто 6,8 млрд кубометров, что также в 2,4 раза превысило показатели 2000 года. Только за первый квартал 2002 года "ТСНГ" добыл 2,4 миллиарда кубометров газа.
В атаку
Ближайшие задачи, которые предстоит решить руководителям объединяющихся компаний, - это консолидация активов и решение вопросов с акционерами структурных подразделений. По словам Леонида Михельсона, холдинг заинтересован в стопроцентном владении низовыми структурами. Для этого придется выкупать часть активов. Например, в "Таркосаленефтегазе", главном добывающем предприятии, у ITERA INTERNATIONAL и подконтрольных Михельсону структур ("Пурнефтегазгеология", "Новафининвест") менее 50% акций. Остальные - у немецкой TNG Holding GmbH.
Следующий этап развития нового холдинга, по-видимому, будет заключаться в переходе на единую акцию и привлечении новых партнеров в качестве инвесторов. Начав после этого осваивать свои гигантские месторождения нефти и газа, "Итера" превратится в крупнейшую после "Газпрома" газовую компанию страны и, возможно, одну из крупнейших нефтяных.
Безусловно, немаловажный вопрос, который с объединением "Новафининвеста" и "Итеры" будет волновать власти Самарской области, - это вопрос о налогооблагаемой базе. По оценкам самого Леонида Михельсона, его предприятия по объемам налоговых платежей - не самые крупные плательщики в Новокуйбышевске, но вторые после заводов ЮКОСа. Конечно, город будет не в восторге, если деньги группы "Нова", ставшей частью вертикально интегрированной компании, уйдут в Москву.
Однако, судя по всему, волноваться не придется. И Михельсон, и Симановский уже заявили, что все налоги, которые город получал, останутся. Больше того, со временем, если, конечно, после объединения планы не изменятся, новая "Итера" может построить в Новокуйбышевске или, скажем, приобрести перерабатывающие нефтехимические мощности. Проблем с финансами, кажется, у компании быть не должно. По некоторым оценкам, годовой оборот новой "Итеры" будет составлять несколько десятков миллиардов рублей.
Самое, может быть, интересное заключается в том, что, несмотря на паритетное участие Игоря Макарова и Леонида Михельсона в новой "Итере", источники "Дела" не сомневаются, что реальным хозяином образованного холдинга через некоторое время станет фактически один Михельсон."