"Александр Лебедь обожал летать. В его вотчине знали: если есть возможность отправиться в местную командировку не на машине, а по воздуху, пускай даже речь идет о простой инспекционной поездке в соседний район, губернатор предпочтет второй вариант. Сразу после избрания на пост за Лебедем был закреплен специальный “губернаторский” вертолет “Ми-8” с бортовым номером 22158. Он базировался в аэропорту “Черемшанка” под Красноярском и принадлежал предприятию “Сибирский меридиан”. Именно оттуда винтокрылая машина поднялась в воздух вчера в 7.00 по местному времени. В последний раз.
Подробности катастрофы, в которой погиб едва ли не самый известный российский губернатор, удалось выяснить корреспондентам “МК”.
Сам Лебедь почти никогда не начинал путешествие прямо из аэропорта — его забирали в губернаторской резиденции “Сосны”. Так было и на этот раз. Вообще предполагалось, что геликоптер сделает по пути несколько остановок. В частности, в Ермаковском ему предстояло взять на борт главу местной администрации Рогового. А путь предстоял неблизкий, в район озера Ойское, на Буйбинский перевал, где должна была состояться презентация новой горнолыжной трассы.
Замысел создать здесь горнолыжный курорт зрел давно. “Это очень помогло бы не только нашему району — всему югу Красноярья”, — рассказывают в администрации Ермаковского. Спуск планировалось оснастить канатно-кресельной дорогой, построить уютный отель... Места здесь красивейшие, и отбою от туристов наверняка не было бы. Естественно, что Лебедь заинтересовался проектом. И согласился участвовать в презентации, которую решили организовать после состоявшейся недавно в крае Международной туристической выставки.
Примерно в 11.00 в Ермаковском забрали на борт Рогового. Всего, по разным данным, на борту находились 20 человек, в том числе семь журналистов. Полет проходил нормально до тех пор, пока геликоптер не подлетел к Буйбинскому перевалу. До цели оставалось минут 7—8. К слову, экипаж ждала нелегкая посадка: предстояло сесть на необорудованную средствами связи и пунктом управления площадку в предгорном районе. Но до нее, увы, вертолет не долетел.
Мог ли Лебедь влиять на действия летчиков? Корреспонденту “МК” самому не раз доводилось сопровождать генерал-губернатора в подобных объездах, как раз на том геликоптере, который потерпел крушение вчера утром. У главы администрации края в салоне был свой, в меру комфортабельный отсек, где он либо отдыхал, либо проводил совещания с сопровождающими лицами. Если с генералом летела небольшая группа журналистов, их брали в тот же вертолет (как и в воскресенье). В пути Лебедь выходил к корреспондентам, разговаривал, выпивал рюмку-другую, но подобные деловые поездки никогда не превращались в пьяные оргии. Заглядывал губернатор и к летчикам. За штурвал, правда, не садился — как человек военный, понимал, чем это чревато. Но вчера, по предварительной информации, когда вертолет вошел в зону тумана, именно высокопоставленный пассажир посоветовал снизиться. А дальше — “зацеп” за линию электропередач и моментальное падение.
Вертолет рухнул в ущелье с высоты примерно в 40—50 метров. Неизвестно, как долго машина лежала бы на земле, если бы не случайность: проезжавшие по дороге Ермаковское—Турун (участок более крупной федеральной трассы М-54 Абакан—Кызыл) сотрудники ГИБДД заметили потерпевшую крушение машину. Чудо, что после падения не взорвались топливные баки: в этом случае эвакуировать было бы уже некого.
Рассказывают, что Лебедь был еще жив, когда его доставили в одну из больниц Абакана (до него от места трагедии ближе, чем до Красноярска). Шансов на жизнь у губернатора практически не оставалось — врачи констатировали множественные переломы, ушибы, сильную кровопотерю... Около 10.00 по московскому времени наступила остановка сердца. Дальше список жертв катастрофы пополнялся с каждым часом.
Вообще, состав делегации был весьма представительным. Помимо двух охранников Лебедя сопровождала его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба — человек по-своему уникальный. Когда губернатор решил выбрать себе заместителей на конкурсной основе, Кольба была единственной из бывших замов, кто отказался участвовать в своеобразном соревновании. Но специальная комиссия подтвердила ее ликвидность, и чиновница осталась на посту.
Отправился на горнолыжный курорт председатель краевого комитета по туризму и спорту Геннадий Тоначев — один из верных соратников губернатора. Был в геликоптере и пресс-секретарь Лебедя Геннадий Климик, занявший свой пост около двух лет назад. Профессиональный социолог, кандидат философских наук, он был прекрасным собеседником, но, как поговаривают, побаивался грозного шефа.
В местной администрации не скрывают, что к составлению “путевого листа” с точным списком пассажиров, в тех случаях, когда летит губернатор, относятся крайне легкомысленно. Кого-то могли вписать по ошибке, кого-то, наоборот, не указать вовсе... Лебедь, естественно, знал своих спутников, а вот организаторы полета — едва ли. В любом случае, в Красноярске уже вчера были вызваны на работу все сотрудники городского морга: готовить помещения для погибших VIP-персон.
Катастрофа нанесла удар и по журналистам Красноярья. Так, тяжелейшие травмы получила заместитель главного редактора газеты “Красноярский рабочий” Елена Лопатина. Тяжело травмирован тележурналист Игорь Гареев, погибли его коллега Эмма Мамутова и корреспондент Станислав Смирнов. Наконец, по злой иронии, едва не принял смерть “от коня своего” гендиректор “Красноярскэнерго” Михаил Куричев. Он также был в злополучном геликоптере и пострадал при столкновении машины с ЛЭП.
К концу дня офис губернатора края гудел, как растревоженный улей. Кого-то экстренно вызвали на работу, кто-то пришел сам. Многие едва сдерживали слезы. Как сообщил на состоявшейся вчера пресс-конференции в здании администрации Красноярского края назначенный и.о. губернатора первый заместитель Лебедя Николай Ашлапов, версия о том, что катастрофа была организована, не имеет права на жизнь. Трагедия произошла из-за неблагоприятных природных условий — накануне прошел снегопад, в горах был туман, соответственно, ужасная видимость... Интересно, что к месту презентации летел и второй вертолет, который абсолютно не пострадал.
Характерно, что вчера почти ничего не говорили об экипаже вертолета. Обычно Лебедя возила стандартная для “Ми-8” тройка — командир, второй пилот и борттехник. В воскресенье экипажем командовал пилот 1-го класса Ахметов, как говорят, очень опытный и спокойный летчик. Но есть и неофициальная информация, согласно которой губернатор должен был лететь с другими летчиками, но в последний момент в маршрутный лист внесли изменения и команду заменили. Если эти сведения подтвердятся, предположения о диверсии наверняка снова начнут циркулировать в воздухе. А вообще, Лебедь — увы, не первый из сильных мира сего, кто становится жертвой роковой случайности в воздухе. В начале марта в Индии при заходе на посадку разбился самолет с руководителем тамошнего парламента на борту. Воздушное судно задело... пальмовое дерево."