"Ровно год назад все питерские газеты сообщили сенсационную новость: из Киева доставлен под конвоем глава группировки, очередной жертвой которой должен был стать один из самых влиятельных людей Петербурга.
Криминальная хроника нашего времени переполнена известиями о заказных убийствах, жертвами которых едва ли не регулярно становятся предприниматели и бандиты, а порой - и «государевы люди». Киллеры нередко орудуют среди бела дня на людных улицах - похоже, они уверовали в свою безнаказанность. И напрасно. Хотя самые громкие из таких преступлений ~ убийства вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича и депутата Государственной думы Галины Старовойтовой - до сих пор не раскрыты, но все же за последние годы питерские сыщики работать научились. Свидетельством этому стало незаурядное уголовное дело, к рассмотрению которого вскоре приступит городской суд Петербурга.
КЕМЕРОВСКОГО ВЕРНУЛИ ИЗ КИЕВА
20 апреля 2001 года в Петербург был доставлен арестованный в Киеве 34-летний Владимир Беляев, известный в криминальных кругах северной столицы под кличкой Боб Кемеровский. Его задержали еще в январе в аэропорту Борисполь, куда Беляев прилетел из Польши по поддельным документам. К тому времени он был объявлен в международный розыск по подозрению в подготовке покушения на крупного петербургского предпринимателя - президента Фонда развития телевидения Константина Яковлева. Этот авторитетный во всех смыслах слова бизнесмен в различных рейтингах занимает строчку в третьем-четвертом десятке наиболее влиятельных людей Петербурга. Но злые языки по сей день именуют его порой Костей Мо-гилой. Говорят, это прозвище прилепилось к Константину Карольевичу еще в бытность его кладбищенским землекопом. (При советской власти это занятие считалось весьма доходным делом.)
В начале девяностых годов Константин Яковлев чудом уцелел, когда в его офис ворвались двое вооруженных автоматами киллеров. Выводы из этой истории он сделал, и в марте 2000 года служба безопасности г-на Яковлева «не дремала». Охранники обнаружили слежку за своим шефом...
Всех перипетий этой истории мы не знаем, но итог известен: вскоре прокуратура арестовала 26-летних новгородцев Алексея Маликова и Романа Метелкина. На допросах оба рассказали, что следили за Яковлевым с декабря. Они должны были выбрать подходящее место для снайпера, роль которого, по версии следствия, отводилась бывшему офицеру Игорю Манаеву, давнему знакомому Владимира Беляева. Оба в конце восьмидесятых годов служили в одной десантной части, только будущий Боб Кемеровский тогда «тянул солдатскую лямку», а Манаев (он на четыре года старше) уже носил погоны со звездочками.
Армейская закалка тому причиной или склад характера, но, создав свою группировку, Беляев поддерживал жесткую дисциплину. Когда один из его подчиненных, Сергей Фролов, захотел «выйти из дела», Кемеровский решил его убрать - так говорят в уголовном розыске.
24 октября 1997 года Фролов был убит в подъезде 1-го корпуса дома № 117 по Гражданскому проспекту. «Ренегата» зарезали у порога собственной квартиры, стоило ему только выйти из лифта. Это убийство инкриминируется тезке и почти однофамильцу Боба Кемеровского - 28-летнему ныне Владимиру Белову.
Следующее убийство не было спланировано заранее. 3 января 1999 года Кемеровский «со товарищи» отдыхал в своей вотчине - ночном клубе Relax, расположенном в гостинице «Спутник». Там же, на свою беду, проводила время компания дагестанских спортсменов. Заурядная кабацкая драка и началась-то банально: мужчины повздорили из-за девушек. Выяснение отношений продолжили на улице. Там, на автостоянке, пошли в ход ножи. Результат оказался трагическим: двое дагестанцев были ранены, один убит. Смертельный удар спортсмену Магомедову, по версии следствия, нанес Беляев, а по меньшей мере один раненый на счету последнего «почти однофамильца» из той же группировки - 34-летнего Владимира Белоуса по кличке Вова Белый.
ДРУЖИЛИ ДВА «БОБА»
Боб Кемеровский вел совместный бизнес с криминальным авторитетом Бобом Инкассатором, «в миру» - Борисом Ивановым, председателем совета директоров и фактически владельцем вышеупомянутого отеля. Говорят, что у них была даже общая фирма под названием «Ту Бобс».
Авторитетный во всех смыслах этого слова 42-летний Борис Иванов помимо
«Спутника» и найт-клуба Relax имел долю в ночном клубе Harley Davidson, расположенном неподалеку от гостиницы в помещений, арендованном у одного НИИ. По имеющимся сведениям, Кемеровский тоже был совладельцем; этих лакомых кусков. (Возможно, свой пай имел и Вова Белый - в прессе высказывалось такое мнение.) Летом 1999 года Иванов продал Relax, но и оставшейся в его руках части совместной собственности оказалось достаточно, чтобы Инкассатора решили ликвидировать. Убийство Бориса Иванова стало третьим в числе инкриминируемых Владимиру Беляеву и членам его группировки.
Один убитый,трое раненых - таков итог совершенного 16 августа 1999 года успешного покушения на жизнь Бориса Иванова. Место и время для акции были выбраны удачно - темно-синий «Мерседес-500», за рулем которого сидел сам Иванов, еле двигался в потоке автомобилей, буквально запрудивших в двенадцатом часу дня безымянный проулок, разделяющий здания бывшего НПО «Вектор». Иванов объезжал таким путем автомобильную пробку, перманентно образующуюся на пересечении Кантемировской и Сампсониевского проспекта. Это был обычный его маршрут при поездках на Петроградскую сторону. Но о том, что в то утро Иванов направлялся на тренировку в спортзал, не знали даже люди из его близкого окружения, однако для убийц маршрут жертвы тайной не был.
Киллеры, расположившиеся за кустами на пригорке, из которого «растет» серая бетонная громада института, открыли огонь, едва «мерседес» поравнялся с ними. Пули калибра 7,62 миллиметра прошили боковые стекла автомобиля. «Мерседес» рывком проскочил несколько метров, и град пуль обрушился на следовавший за ним «форд сьерра», водитель которого не имел никакого отношения к уже покойному Иванову.
Опустошив магазины пистолетов-пулеметов системы Судаева, киллеры бросили оружие и пустились наутек в сторону Белоостровской улицы. Из расстрелянного «мерседеса» выскочил охранник и бросился вдогонку, стреляя на ходу. Но не догнав убийц, вернулся к «мерседесу» и еще долго ходил вокруг, сжимая в руке пистолет с прикрепленной к рукоятке металлической цепочкой. Как выяснилось позже, он «поймал» не менее трех пуль и оставался на ногах лишь под анестезирующим воздействием стресса.Второму охраннику пули угодили в руку и в нижнюю часть туловища. Он вывалился из автомобиля на дорогу и лежал там до приезда «скорой помощи». А водителю «форда», случайно попавшего в чужую «разборку», прострелили оба бедра.
В расстрелянных автомобилях эксперты насчитали в сумме 53 пробоины. То есть лишь 17 пуль из полностью опустошенных магазинов двух ППС-43 были растрачены понапрасну. (Если, конечно, не считать напрасной стрельбу по «форду», в котором ехал кладовщик мебельной фабрики.)
Пистолет-пулемет Судаева образца 1943 года в Великую Отечественную снискал себе заслуженную славу наиболее со-вершенного оружия такого класса, но с тех пор минуло полвека. А глушители на стволах были и вовсе самодельными. Впрочем, на результате это не отразилось. Борис Иванов скончался прямо за рулем от ранений в голову и «другие жизненно важные органы». Так окончилась жизнь человека, за которым числится немало преступлений.
О МЕРТВЫХ-ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ?
В 1987 году Борис Иванов был осужден на десять лет лишения свободы с конфискацией имущества за незаконные валютные операции, вымогательство и мошенничество. Но отбыл лишь пять лет, причем последние два года провел практически на воле ~ в Череповце, куда он был переведен на «химию».
Впоследствии его подозревали в незаконном хранении оружия и ряде убийств. Первое из этих подозрений можно считать доказанным - когда раздевали труп Иванова, нашли револьвер. Начальник Управления уголовного розыска Владислав Пиотровский заявил на следующий день, что Борис Иванов занимался организацией вымогательств, грабежей и разбоев, составляющих «всю палитру организованной преступности».
В 1996 году в Выборгском районе были убиты два охранника ночного клуба «Минотавр». В районной прокуратуре нам сказали тогда, что охранников застрелили в результате ссоры пьяные посетители. В ходе расследования подозрения пали на Иванова, однако, он «вышел сухим из воды». В уголовном розыске уверены в виновности Боба Инкассатора, но по этому делу он проходил в качестве свидетеля. Чтобы не давать показаний, Иванов уехал тогда за границу.
Следующей приписываемой ему жертвой стал лидер одной из «казанских» группировок Крупица, убитый в Калининском районе в 1997 году. Числится за Ивановым и «казанский» авторитет Анищук, погибший на территории Красногвардейского района. Оперативники уголовного розыска считали Иванова виновником смерти пятерых «казанских». Впрочем, эти подозрения так и остались подозрениями.
Остается добавить, что, насколько известно, Борис Иванов начинал свою криминальную деятельность в одной компании с Анджеем - бригадиром «тамбовских» Андреем Сергеевым, лет семь или восемь назад застреленным в Будапеште. А после гибели в 1997 году некоего Сергея Сокола, с которым Иванов отбывал заключение, Боб Инкассатор, по некоторым данным, примкнул к «казанскому» преступному сообществу. То, что среди жертв Инкассатора были «казанские», - не препятствие, ведь этот обширный преступный конгломерат разделен на отдельные «дворы», между которыми порой разгорались настоящие войны.
ЖИВЫЕ - НЕ ЛУЧШЕ...
Биография человека, обвиняемого в организации убийства Инкассатора, не менее «красочна». Кличку Кемеровский Владимир Беляев получил из-за места рождения, но «карьеру» он сделал в Петербурге - в рядах так называемого тамбовского преступного сообщества. По данным криминальной милиции петербургского ГУВД, на счету возглавлявшейся Беляевым группировки помимо вышеупомянутых убийств числится ряд вооруженных налетов и других преступлений.
По подозрению в разбойном нападении Боб Кемеровский впервые был задержан еще в 1991 году. В следующий раз он оказался за решеткой через три года - тогда его «взяли» у пересечения Невского проспекта и канала Грибоедова с двумя «стволами» в карманах. Причем и 15-зарядный австрийский пистолет «Глок» и 16-зарядный бразильский револьвер «Таурус» находились на боевом взводе - в этот день у Боба и его группировки состоялась «стрелка» с конкурирующей бандой. В тот раз Кемеровского задержали за то, что он отнял новенький автомобиль «БМВ» у одного из питерских бизнесменов. Тем не менее, через пару месяцев Владимир Беляев был отпущен на поруки коллектива одной из контролируемых им фирм. А уголовное дело, заведенное на него по факту разбоя в Красном Селе, бесследно исчезло при пересылке в суд.
Оговоримся, что до приговора суда вышеизложенные обвинения являются версией правоохранительных органов - презумпцию невиновности никто не отменял. И добавим, что на скамью подсудимых вместе с Беляевым сядут все пятеро упомянутых в этой статье соратников главного ее героя. Процесс над Кемеровским «со товарищи» начнется в июне.
"