"Петербургские энергетики известны своим жестким отношением к должникам. Но подобное случилось в практике «Ленэнерго», пожалуй, впервые — «разборки» с очередным должником вылились и в политический и в дипломатический скандал.
Начало этой истории более-менее известно. Речь идет о визите судебных исполнителей в петербургскую дирекцию ВГТРК по поводу долга в 8,6 миллиона рублей. Исполнительный лист, предписывающий взыскать с ВГТРК данную сумму, был выдан еще в ноябре прошлого года, постановление же о возбуждении исполнительного производства появилось не-сколькими месяцами позже, в марте 2002-го. А собственно в петербургский филиал ВГТРК судебные исполнители прибыли в апреле.
Визит их руководству местной ВГТРК не понравился. Представители компании прокомментировали журналистам случившееся в том духе, что, мол, долг это не их, а филиала РТРС (Российских телерадиовещательных сетей), поскольку еще в августе прошло-го года РТРС были выделены из ВГТРК в отдельную структуру.
Однако до августа прошлого года телерадиовещательные сети входили в состав ВГТРК. А поскольку долг, который захотело взыскать «Ленэнерго», датирован прошлым годом, вполне вероятно, что появился он еще во времена, когда связисты были частью империи ВГТРК.
Впрочем, сейчас речь не о взаимоотношениях между государственными структурами, которые не могут поделить долги. История гораздо занятнее, нежели рассуждения о степени эффективности государственного менеджмента (чего тут рассуждать? И так понятно, что он не слишком эффективен).
На момент визита приставов в петербургский филиал ВГТРК генеральный директор «Ленэнерго» Андрей Лихачев находился за пределами Петербурга. Тем не менее заявление представителей «Ленэнерго» появилось. Смысл его сводился к тому, что долг — есть, однако репрессий в отношении ВГТРК не будет, поскольку кредитор и должник уже обо всем договорились.
Возможно, говоря о наличии договоренностей, представители «Ленэнерго» имели в виду соглашение между РАО «ЕЭС России» и федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» о погашении задолженности ВГТРК перед энергетиками. Этот документ был подписан еще в декабре прошлого года. Почему «Ленэнерго» вспомнило про его существование лишь после того, как судебные исполнители пришли в ВГТРК, - загадка.
Но еще большая загадка — события, развивавшиеся параллельно. Судебные приставы пришли в офис ВГТРК 12 апреля, а за два дня до этого «Ленэнерго» отключило за долги 11-й радиоцентр в Красном Бору. 11-й радиоцентр входит во все тот же филиал РТРС.
Для жителей Петербурга это отключение прошло незаметно. Жители Ленинградской области в результате лишились передач «Маяка» и «Радио Россия», выходящих на средних частотах. Но главный скандал был связан с тем, что действия «Ленэнерго» обрубили «Голос России». Этот государственный канал занимается иновещанием. Его программы слушают в Европе, Азии, на Кавказе и так далее. А транслируются они как раз через 11-й радиоцентр.
Ситуацией заинтересовался МИД. Дело запахло дипломатическим скандалом.
Для справки: финансируется 11-й радиоцентр исключительно из бюджета.
Пока же МИД пытается разобраться, что кроется за действиями петербургских энергетиков, примерно в этом же пытаются разобраться и петербургские политики. Дело в том, что, кроме дипломатического, вся эта запутанная история привела еще и к политическому конфликту. Он пока еще не виден невооруженным глазом, однако — вызревает. Дело в том, что до недавнего времени ни у кого не было сомнений в том, что руководство местного отделения Российского телевидения и руководство «Ленэнерго» — как минимум политические союзники. Андрей Лихачев часто появлялся в эфире питерского РТР, которое не забывало, что Лихачев — это не только глава энергетической компании, но и политик, причем, по мнению некоторых аналитиков, весьма перспективный. Меньше всего в этой ситуации кто-либо ожидал, что «Ленэнерго» может начать в отношении ВГТРК какие-то репрессивные действия. Тем более — такие странные: пришли, попугали, заявили о готовности к мирному разбирательству, параллельно отключили другую структуру...
То ли «Ленэнерго» несколько запуталось в должниках, то ли все случившееся следует воспринимать как некий намек с политическим подтекстом. Может быть, это — следствие наметившегося в лагере бывших союзников раскола? В общем, дело ясное, что дело темное. Вся эта история, скорее всего, не останется без последствий. Какими они окажутся, мы, возможно, узнаем не сразу.
"