" Жесткая отповедь, которую дал монополистам Владимир Путин в послании Федеральному собранию, уже привела к конкретным результатам. Глава МПС Геннадий Фадеев умерил аппетиты и теперь считает, что железнодорожники смогут модернизировать отрасль, инвестируя в нее по 125 млрд руб. в год. За неделю до президентского послания первый зам Фадеева Владимир Якунин оценивал ежегодные инвестиционные потребности МПС в 225 млрд руб. Месяц назад Минэкономразвития написало в сценарии среднесрочного развития экономики, что тарифы МПС должны расти тем же темпом, что и цены производителей в промышленности. Главу МПС это не устроило, и он пожаловался на Германа Грефа президенту. Главный аргумент Фадеева - чудовищное состояние основных фондов, износ которых достиг 56%. Путин попросил железнодорожного министра обосновать свои потребности в пояснительной записке, за сочинение которой и засело руководство МПС.
Однако с тех пор многое изменилось. В своем послании парламенту президент огорошил монополистов словами о том, что их "запросы чаще всего несостоятельны". Высказывание президента железнодорожники поняли правильно. Как сообщила "Ведомостям" замминистра путей сообщения Анна Белова, в отправленной Путину записке о программе модернизации отрасли Фадеев просит об 1 трлн руб. капвложений за восемь лет, т. е. о 125 млрд руб. в год.
Такая скромность потрясла наблюдателей. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев напоминает, что "Arthur Andersen завизировал сумму 160 млрд руб. в год, и в принципе было бы логично, если бы Фадеев продолжал, подобно Аксененко, на нее ссылаться". Однако Белова теперь говорит, что "МПС полностью поддерживает стремление правительства внимательно исследовать текущие и капитальные расходы монополий перед утверждением госбюджета на будущий год".
А в ведомстве Грефа, которому в этом году удалось снизить инвестпрограмму железнодорожников с первоначальных 166 млрд руб. до 94 млрд руб. , считают, что и 125 млрд руб. многовато. "Если они исходят из того, что у них будет индексация тарифов в рамках инфляции, то просить инвестпрограмму 125 млрд руб. вряд ли разумно, - поясняет директор департамента регулирования монополий Минэкономразвития Вячеслав Кравченко. - Разве что им удастся много сэкономить на текущих расходах".
Вопросы экспертов вызывает и направленность новой инвестиционной политики отрасли. Белова признается, что МПС планирует увеличить инвестиции в слишком изношенный вагонный парк с нынешних 5 млрд руб. до 12 млрд руб. Николаев из ФБК считает это странным, ведь само же министерство планирует до 2005 г. распродать половину всех вагонов. "Зачем инвестировать в то, что через год будет приватизировано? Чтобы потом правильно продать? " - задается вопросом аналитик. А Кравченко из Минэкономразвития в шутку предполагает, что, "видимо, они собираются инвестировать в вагоны, чтобы возить зэков в суперкомфортабельных купе, ведь у них и после приватизации останется какой-то парк для государственных перевозок".
Примечательно, что МПС требует от государства 125 млрд руб. и больше не говорит о возможности привлечения инвестиций с финансовых рынков. А между тем Минэкономразвития настаивает на том, чтобы 30 - 40% программы финансировалось не из тарифов. Белова из МПС утверждает, что, "учитывая нынешнее финансовое положение отрасли и не до конца урегулированные долги, привлекать 30-40 млрд. руб с рынка на регулярной основе мы сможем не раньше чем с 2005 г. ". А Николаев из ФБК убежден, что тем самым МПС "наконец расписалось в крахе реформы". "Их заставили наложить обременение на имущество ОАО "РЖД", которое не попадает в рыночный оборот. Мы внимательно изучили перспективы этого акционерного общества, и вывод ФБК однозначен: если в залог под кредиты можно будет давать только скрепки, столы и другие канцелярские товары, то никаких инвестиций в отрасли не будет, что и признали руководители МПС", - уверен консультант."