"ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» — это та самая организация, благодаря деятельности которой горожане получают (или не получают) тепло и горячую воду в свои дома. А еще ГУП «ТЭК» знаменито своими феноменальными долгами организациям, обеспечивающим это предприятие энергоресурсами — электроэнергией и газом. Но в России бедность не порок, а повод для бюджетного финансирования.
Вот почему ГУП «ТЭК» ежегодно получает из городского бюджета дотацию в миллиарды рублей, которые вроде бы расходуются на оплату энергоносителей и ремонт теплотрасс, — и это отнюдь не новость. Новостью, по крайней мере для нас, стала информация о том, каким образом еще расходуются деньги городских налогоплательщиков.
Цитата:
«Прошу вас возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» генерального директора Дубова К.С., первого заместителя по экономике и финансам Кузьмина А.В., начальника контрольно-экспертного управления Пазухина С.В. и лиц, входящих в организованную преступную группу Соколовского и Котлиевского под руководством сына губернатора города Яковлева с целью вымогательства взяток в крупных размерах».
Это сенсационное заявление сделал председатель совета директоров ЗАО «МПКК» Ильгар Ахундов, и документ с подробным изложением всех обстоятельств этого дела поступил в канцелярию ГУ МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу еще 1 марта. Сегодня 24 апреля, но никто из названных в заявлении Ахундова лиц даже не опрошен.
Свидетель обвинения
Нам удалось связаться с Ильгаром Ахундовым, и он повторил свои обвинения в специальном интервью для нашей газеты:
— Чем занимается ваша фирма?
— Вот уже шесть лет мы занимаемся ремонтом теплосетей и котельных по заказу разных организаций, в том числе и ГУП «ТЭК». На каждый объект составляется договор, потом работа принимается специалистами ТЭКа и оплачивается согласно утвержденной смете.
— Что случилось этой весной?
— На самом деле началось все полтора года назад. С лета 2001 года первый заместитель директора ГУП «ТЭК» Кузьмин пытался втянуть меня в хищение бюджетных средств Санкт-Петербурга путем приписок в актах работ по ремонту и реконструкции объектов ГУП «ТЭК». Я от этих предложений всегда отказывался, и тогда мне стали угрожать.
— Вы хотите сказать, что отказались от выгодного предложения — вам ведь тоже с этой комбинации должно было что-то перепасть?
— Вы не понимаете масштабов — ведь предлагали не 10% приписать и даже не 30%. Речь шла о том, что я должен буду удваивать смету — т. е. приписки должны были составить 100%! Это просто невозможно, я на такое не пойду даже под дулом пистолета. Кроме того, я хоть и коммерсант, но у меня есть совесть — нельзя же так нагло грабить бюджет, у нас и так денег ни на что не хватает.
— Когда вы говорите «они», вы кого имеете в виду? И почему вы в заявлении указываете на сына губернатора города — его нет в списках руководителей ГУП «ТЭК».
— Я говорю о том, что знаю, — всех заинтересованных в этом деле лиц легко найти в офисе на Галерной улице, который принадлежит Игорю Яковлеву. Позвоните 312-ХХ-ХХ — по одному телефону зовут и Яковлева, и Кузьмина, и Соколовского. Игорь Яковлев неформально курирует ТЭК, и я не сомневаюсь, что он знает, каким образом там зарабатывают деньги.
— О чем конкретно вы написали в своем заявлении в ГУ МВД РФ?
— Я просто рассказал, как в ГУП «ТЭК» планируют украсть $2 млн. Схема следующая: моя фирма в прошлом году выполнила работ на 80 млн. рублей. Сам факт этих работ подтверждается актами приема-сдачи. Так вот, мне отказались передать эти акты. В середине декабря прошлого года меня вызвал к себе заместитель директора ТЭК господин Кузьмин и заявил, что раз я отказался делать приписки к сметам, то буду должен ему и его группе два миллиона долларов. Он же разъяснил мне схему, по которой я должен буду действовать, — мне предлагалось сделать уступку долгов ГУП «ТЭК» некой фирме ООО «Энерго-инвест» на сумму в три миллиона долларов. После вычета двух миллионов эта фирма и должна была перечислить мне остаток от моих денег. Я вынужден был согласиться на это, поскольку только таким образом получал акты выполненных работ — с ними я могу потом идти в арбитраж. Затем я обратился в органы правопорядка, поскольку считаю, что речь идет о банальном вымогательстве у меня и хищении денег у бюджета. К моему величайшему сожалению, ни окружная прокуратура, ни окружное следственное управление этим делом не занимаются. Дело передано на рассмотрение городской прокуратуре, но ведь им, очевидно, трудно будет выдержать натиск заинтересованных лиц. Кстати, ООО «Энерго-инвест» тоже располагается в офисе сына губернатора Игоря Яковлева — вот совпадение, верно?
— Может быть, ваше дело не расследуется из-за отсутствия явных доказательств самого факта вымогательства?
— У меня есть видеозапись, на которой запечатлен процесс получения взятки в размере 250 тысяч рублей господином Пазухиным, начальником контрольного управления ГУП «ТЭК». Эту сумму он вымогал у меня за то, что «не потеряет» акты выполненных работ. Пришлось платить и за это. Что касается остальных действующих лиц, то они мне уже успели насчитать, помимо $2 млн., еще 2 млн. рублей за просрочку. Представляете, они мне «включили счетчик» за то, что я не хочу передавать им свои заработанные деньги! Что тут доказывать — ставь телефоны на прослушивание, опрашивай весь персонал упомянутых фирм, поднимай все документы. Ведь, кроме нашей фирмы, есть еще другие, где людей также вынуждают заниматься приписками, — то есть речь идет о миллиардах рублей, которые воруют из нашего с вами бюджета.
Бюджет большой — ему видней
В бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год только на капитальное строительство в коммунальной сфере в виде дотаций ГУП «ТЭК» выделено 818 млн. рублей. Если господин Ахундов говорил нам правду о требовании 100% приписок по актам проделанных работ, то сумма подареных горожанами денег на благо пока не установленных лиц в этом году составит 409 млн. рублей. Но это далеко не все деньги из энергетического оборота Петербурга — в том же бюджете СПб на 2002 год предусмотрена дотация за «возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую ГП «ТЭК Санкт-Петербурга» для отопления жилых домов» в размере 976 млн. рублей! А ведь в этот тариф входят и расходы по ремонту теплосетей.
Но и это еще не все денежки — в отдельном положении городского бюджета предусмотрено финансирование Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в сумме свыше миллиарда рублей, и львиная часть этих денег также достается ГУП «ТЭК» либо приватизированному с участием все тех же лиц предприятию ЗАО «Лентеплоснаб». Последнему в этом году обломится дотация в 159 млн. рублей, не считая расходов на ремонт и реконструкцию. Теперь попробуйте сложить все эти числа, учесть поправку на 100%-ную приписку и прочую усушку-утруску, после чего ответьте на вопрос: можно ли назвать каплей в море те самые два миллиона долларов?
Деньги и бумага
Разумеется, обвинения руководителя ЗАО «МПКК» в адрес ГУП «ТЭК» и тем паче членов семейства уважаемого господина губернатора СПб нуждаются в проверке и документальном подтверждении. В качестве таких подтверждений нам были представлены копии договоров, заключенных между ЗАО «МПКК» и ГУП «ТЭК». Эти документы имеются в редакции, и из них следует, что 18 марта 2002 года руководство ТЭКа действительно списало свой долг на некое ООО «Энерго-инвест» в сумме 79319297 руб. Причем из этой суммы только 25 млн. передавалось ЗАО «МПКК», остальные деньги, как следует из документов, оставались в распоряжении «Энерго-инвеста».
Разъяснить схему так называемого «черного отката» мы попросили главного инженера ЗАО «МПКК» Владимира Дробышева:
— Если бы к 18 марта федеральные правоохранительные структуры наконец отреагировали на наши призывы, то в помещении Сбербанка они обнаружили бы четырех человек — нашего директора Ахундова с юристом и гражданина Соколовского с юристом, который действовал по поручению замдиректора ГУП «ТЭК» Кузьмина. Эти люди передали нам договор, где упоминалась полная сумма задолженности ТЭКа — 80 млн. рублей и на котором нам предлагалось расписаться. Взамен мы получали векселя Сбербанка на сумму 25 млн. рублей. То есть ГУП «ТЭК» затем получал бы из бюджета 80 млн. и присваивал бы разницу — 55 млн. рублей.
— Вы отказались подписывать этот документ?
— Нет, мы его подписали, поскольку иначе они бы нам не вернули акты о проделанных работах. Но, подписав, мы сделали в договоре приписку, что на самом деле получили только 25 млн. рублей, и это обстоятельство вызвало у руководства ГУП «ТЭК» ярость — теперь нам угрожают, причем речь идет об угрозах физической расправы, и мы можем надеяться только на адекватную реакцию правоохранительных структур.
Пошла реакция!
Реакцией на обращение руководителей ЗАО «МПКК» к силовикам стал документ, копия которого также имеется в редакции. Документ называется «Требование о предоставлении документов», он составлен 28 марта 2002 года, сразу после получения руководством ЗАО «МПКК» актов выполненных работ от ГУП «ТЭК».
В требовании от имени отдела налоговой полиции по Кировскому району (не имеющему отношения к ЗАО «МПКК», ибо ЗАО зарегистрировано в Приморском районе) гендиректора убедительно просят предоставить все финансовые документы фирмы не позднее 27 марта.
Напоминаю: сей документ был составлен 28 марта, а вручен 29-го. Поскольку это требование налоговой полиции выполнено не было, 28 марта группа сотрудников Кировской налоговой полиции проникла в офис ЗАО «МПКК» и провела там обыски. Однако те самые акты, ради которых, видимо, и затевалось данное мероприятие, найдены не были — руководство «МПКК» приобщило их к уголовному делу, от греха и полицейских подальше.
Кроме налоговых полицейских, на просьбы ЗАО «МПКК» помочь в борьбе с произволом и беззаконием больше никто не откликнулся. В ГУ МВД РФ по СЗФО заявление Ахундова только зарегистрировали, доверив изучение всех обстоятельств городским чиновникам. Посему в результатах расследования сомневаться не приходится. Как и в перманентном росте стоимости тарифов на горячую воду и отопление в Петербурге. Впрочем, нет худа без добра — зато теперь вы знаете, сколько в этих тарифах «воды». Похоже, что не меньше половины.
P.S. Разумеется, мы не можем сегодня судить о том, кто именно виновен в приписках к сметной стоимости ремонтных работ городской инфраструктуры — ЗАО «МПКК» или ГУП «ТЭК». Мы лишь привели обе точки зрения на ситуацию и очень надеемся, что в ней наконец разберутся соответствующие правоохранительные структуры. Но вот что интересно — обе стороны обвиняют в приписках друг друга. Это означает, что приписки действительно есть. А в ответе руководства ГУП «ТЭК» (см. ниже) говорится, что эта информация «не заслуживает внимания общественности».
Право на ответ
Мы передали интервью Ильгара Ахундова начальнику управления по связям с общественностью ГУП «ТЭК» Елене Душкиной и через несколько часов получили комментарий, написанный от имени руководства ГУП «ТЭК», который приводим здесь без изменений:
ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» и лично заместитель генерального директора А. В. Кузьмин расценивают предоставленные журналистом «ПЧП» материалы как грубо сфальсифицированные и не имеющие никакого отношения к действительности.
ЗАО «МПКК» под руководством И. Ахундова в течение нескольких лет являлось одним из подрядчиков ГУП «ТЭК СПб». После вступления в должность заместителя генерального директора ГУП «ТЭК СПб» А. В. Кузьмина началась проверка эффективности использования средств подрядчиками.
Предварительные итоги проверки в отношении ЗАО «МПКК» выявили значительные несоответствия объема и качества выполненных работ договорным обязательствам компании И. Ахундова. По итогам проверки, которая проводилась совместно с Петербургэнергонадзором и Государственной архитектурно-технической инспекцией, планируется передача документов в компетентные органы.
Внимание редакции к этому материалу, возможно, спровоцировано указанными в нем крупными суммами и громкими фамилиями. Это интересно изданию в целях повышения тиража, но не заслуживает внимания общественности.
По итогам публикации упомянутые в ней представители ГУП «ТЭК СПб» намерены подать соответствующие иски о защите чести, достоинства и деловой репутации.
ГУП «ТЭК СПб» обращает внимание на очередной пример вынесения противоречий между хозяйствующими субъектами на страницы СМИ вместо использования цивилизованного правового пути и обращения в арбитражный суд.