"Приближающееся лето в Петербурге будет жарким. По крайней мере, в политическом смысле.
Виной тому - принятые Государственной думой поправки к закону, определяющему порядок функционирования органов власти субъектов Федерации. Согласно им, региональные Законодательные собрания отныне будут формироваться на основе смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы, и минимум половина мест в них будет распределяться по партийным спискам.
Случайно или нет, это решение совпадает с окончанием затянувшейся дискуссии о том, когда же, наконец, петербургские депутаты должны предстать перед избирателями для отчета и подтверждения собственных полномочий.
Больше года было у них для того, чтобы назначить дату перевыборов на апрель 2002-го, как того и требовал петербургский Устав. Скорее всего, при таком раскладе подавляющее большинство нынешних обитателей Мариинского дворца спокойно бы переизбралось. Выверенная система "бюджетных поправок", вольготно используемая парламентариями на протяжении аж четырех лет для фактического подкупа избирателей в округах, могла бы дать осечку лишь в особо "клинических" случаях.
Однако вместо этого в Мариинском принялись искать возможности для того, чтобы максимально оттянуть день свидания с избирателями. Сначала здесь заговорили о декабре 2002-го, затем - об апреле 2003-го, а потом и вовсе о желательности совмещения перевыборов ЗакСа с думским голосованием в декабре 2003-го.
Вряд ли, кстати, стоит удивляться, что у истоков этих "разговоров" стояли именно те депутаты, шансы которых переизбраться на очередной срок выглядели наименьшими, а встретиться с правоохранительными органами после сдачи мандата - наоборот, наибольшими.
Но поскольку депутатские интересы были слишком разнонаправленными, к согласию насчет выборной даты ЗакСу прийти так и не удалось. Да и форсировать события, казалось, смысла не было: зачем, ведь впереди еще долгие месяцы для дискуссий?
Ан нет, на сей раз не выгорело: подвела Дума, в просто-таки спринтерском темпе (за три апрельских дня) осилившая сразу два чтения злосчастного закона. Такую оперативность федеральные депутаты демонстрируют лишь тогда, когда до их сведения ясно доведено: за проектом стоит Кремль. Поэтому не стоит удивляться, что Совет Федерации рассмотрит принятые Думой поправки уже в ближайшую среду. А после того, как он их одобрит, президент должен будет подписать закон в течение двух недель. Это значит, что не позднее 8-го мая в Петербурге откроется новый политический сезон.
Причем играть в этом сезоне придется по новым правилам. Основной вопрос в этой связи - количественный состав будущего городского парламента. Дело в том, что городской Устав определяет численность ЗакСа 50-ю депутатами. Однако при введении новой выборной схемы половина из этих мандатов должна будет распределяться по спискам.
А это для мариинцев означает сущую катастрофу: действующие депутаты потеряют с таким трудом прикормленный электорат в округах и будут вынуждены соревноваться за место под солнцем со своими же коллегами-соседями. Главной в таком случае становится проблема нарезки округов, грубо говоря, кого из действующих депутатов с кем "сведут" в одном округе.
В тот день, когда Дума приняла "исторические поправки", в Мариинском дворце начали лихорадочно "сливать" округа. Пары порой получались весьма забавные: два ярких оппозиционера или же, наоборот, два горячих приверженца градоначальника, вынужденные сражаться друг с другом за вожделенный мандат - это ли не античная трагедия в современном исполнении?
Именно поэтому куда более вероятным сегодня кажется вариант, при котором число мест в ЗакСе нового созыва будет увеличено вдвое. В таком случае действующие депутаты остаются "при своих", а городские партии и вовсе приобретут дополнительный профит. Ведь они смогут провести в ЗакС изрядное число функционеров, для которых победа в одномандатном округе доселе оставалась несбыточной мечтой.
Однако тут не стоит сбрасывать со счетов позицию Смольного - губернатор активно настаивает на неприкосновенности нормы про 50 депутатов. А для того, чтобы ее изменить, необходимо 34 депутатских голоса, которые без согласия смольнинского лобби в ЗакСе собрать затруднительно.
Видимо, придется договариваться. Значит, у администрации появляется шанс "по бартеру" протащить через ЗакС поправку, изымающую из Устава неприятное упоминание про невозможность для губернатора баллотироваться на третий срок.
Вопрос лишь в том, сможет ли Смольный убедить полтора десятка "дружественных" депутатов пойти на риск, отказавшись от окученных округов в обмен на высочайшие гарантии попадания в Мариинский дворец по другим каналам.
Впрочем, и для Смольного в этой ситуации есть свой минус - один, зато весьма принципиальный. Не стоит забывать, что большинство ведущих городских партий находятся на антигубернаторских позициях.
Это значит, что по крайней мере "списочная половина" следующего ЗакСа окажется в оппозиции действующей городской власти. А если Смольному не удастся профилактировать политизацию выборов по одномандатным округам, такой же результат не исключен и для второй половины Собрания.
А оппозиционный Смольному парламент, сформированный за год до губернаторских выборов, коренным образом меняет весь городской политический расклад.
"