"Почти гамлетовский вопрос о дате очередных выборов ЗакСа прочно расколол депутатский корпус на два необычных лагеря. Прежде ратовать за весну автоматически означало «быть на стороне губернатора», а высказываться за декабрь — брататься с его противниками. Но после избирательных новаций на федеральном уровне определить, за кого тот или иной парламентарий, практически невозможно.
На минувшей неделе депутаты, словно отдавая дань своему митинговому прошлому, наперебой стремились оставить автограф на коллективной петиции. Эта бумага, которая не имеет абсолютно ни-какой юридической силы, представляет собой что-то вроде декларации о намерении провести выборы ЗакСа в декабре 2002 года. Уже в течение первого часа «подписной кампании» на поистине историческом документе красовалось не менее двадцати депутатских росчерков. Но самое удивительное, что среди подписантов отметились представители практически всех фракций...
Дилемма последних месяцев — «в апреле или декабре» теперь зависит от того, как быстро народные избранники назначат новую дату. Быстрое решение (пока федеральный закон не подписан президентом) погонит избирателей к урнам как раз в декабре. Причем голосовать им придется по старинке: 50 мандатов по мажоритарным округам. Промедление будет почти наверняка означать весну и партийные списки.
После трогательного «политического братания» вокруг декабрьской декларации многострадальный вопрос о дате депутатских выборов выглядел раз и навсегда решенным. Однако автор этих строк буквально до дыр залистал повестку вчерашнего заседания ЗакСа (ее утверждает совет депутатских фракций), но так и не обнаружил даже намека на желание заняться распутыванием предвыборных узлов. Хотя проект о декабрьских выборах лидер «яблочной» фракции Михаил Амосов внес еще несколько месяцев назад. Вот бы дружно уцепиться за эту законодательную соломинку и одним махом покончить с проблемой, которая уже второй год не дает покоя обитателям Мариинского дворца! Неужто вся энергия ушла на роспись в бумаженции, ни к чему никого не обязывающей?
Тут, наверное, следует вспомнить, что избрание части депутатского корпуса по партийным спискам было едва ли не главной политической страшилкой, с помощью которой Смольный через подконтрольные ему фракции минувшей зимой пытался склонить ЗакС к апрелю. Однако мариинским оппонентам Яковлева тогда удалось найти убийственный и самое главное — предельно доходчивый контрдовод. По новой версии петербургского Устава, одобренной депутатами в двух чтениях еще год назад, запуск механизма выборов по партийным спискам автоматически удваи-вает количество депутатских мест. Окончательному принятию новации, с помощью которой были бы «и волки сыты, и овцы целы», до сих пор препятствуют прогубернаторские фракции.
Тем временем в петербургский Уставный суд поступил куда более серьезный документ. Депутаты Виталий Калинин, Игорь Матвеев, Ватаняр Ягья (все — фракция «Законность»), Александр Кущак («Яблоко») и Константин Сухенко («Единство») предложили эксклюзивным трактователям городского Устава решить целую триаду юридических загадок. Как соотносится статус ЗакСа — «постоянно действующего высшего и единственного органа государственной власти Санкт-Петербурга»— с истечением полномочий действующего депутатского корпуса б января 2003 года и выборами его нового состава в апреле? Сохраняются ли полномочия нынешних парламентариев с 6 января до дня официального оглашения итогов выборов? Могут ли продлеваться эти полномочия в тех округах, где не удастся избрать новых депутатов?
Отнюдь не риторические вопросы красноречиво свидетельствуют о том, каких ответов добивается пятерка просителей. А уж вопрос о дате выборов для них не подлежит обсуждению: это — апрель 2003 года. Теперь все заинтересованные лица с замиранием сердца будут ожидать судейского вердикта. Если последует положительный ответ на второй и третий вопросы, ряды ратующих за декабрьские выборы в полном соответствии с сезонными реалиями начнут таять. Двойной резон как можно дольше «потянуть резину» имеют фракции СПС, «Яблоко» и «Законность», буквально грезящие выборами по партийным спискам. Почти идиллическую картину совпадения депутатских интересов портит губернатор Яковлев со своим неизбывным стремлением поломать любые договоренности, которые не гарантируют ему возможности баллотироваться на третий срок. Впрочем, к этому неудобству парламентарии по-тихоньку начинают приспосабливаться, говоря одно, подписывая другое, а голосуя за то, что им нужно.
"