"Уход генерал-лейтенанта внутренней службы Владимира Спицнаделя кое-кто на берегах Невы поспешил окрестить «новой победой федералов». На самом деле по линии Минюста, к которому с прошлого года относится Главное управление исполнения наказаний, «федералы» хотели перестановок более серьезных.
Еще в конце прошлого года работой питерских органов юстиции осталась очень недовольна окружная Контрольная инспекция, которая подчиняется полпреду Виктору Черкесову и является частью Контрольной инспекции президента. По некоторым данным, начальника питерского управления юстиции Владимира Еременко ревизоры якобы уличили в нецелевом расходовании средств, на которые должна была развиваться служба судебных приставов. Именно с отставки Еременко, скорее всего, и планировалось начать «наведение порядка» в правоохранительном блоке. Однако соответствующее представление Контрольной инспекции министр юстиции РФ Юрий Чайка проигнорировал.
Приказом об освобождении Спицнаделя от обязанностей Чайка убил сразу двух зайцев — показал, что Минюст все же озабочен ситуацией в своем питерском главке, и защитил своего заместителя Калинина, «главного тюремщика» России, на место которого еще недавно прочили Спицнаделя. Оставшийся не у дел генерал-лейтенант относится к пресловутому «северному альянсу» и в первой половине 90-х много общался с Путиным. Но для «перехода на другую работу» бывшего начальника ГУИН нашлись — помимо формальных — такие аргументы, что даже президентской администрации нечего было возразить. Владимир Спицнадель смягчил положение Юрия Шутова и Михаила Мирилашвили, дав добро на их перевод из СИЗО в специальную тюремную больницу (Шутову требовалась операция, а Мирилашвили перенес инфаркт). А месяц назад еще и разрешил посещение спецбольницы Людмиле Нарусовой, имевшей в ходе благотворительного визита общение с Михаилом Мирилашвили. Уж не с этой ли встречи началась опала вдовы Анатолия Собчака?
Вопрос о главном тюремщике для города, который в последнее время планомерно заводит уголовные дела на «больших людей», не так прост, как кажется на первый взгляд. Обитатели Смольного, например, то ли в шутку, то ли всерьез обсуждают сейчас... камеру в Лефортово, куда якобы должны посадить вице-губернатора Виктора Кротова (о сгущении туч над его головой «МН» рассказывали в одном из предыдущих номеров). То есть предполагается, что рассчитывать на искренние признания можно, во-первых, только в московском следственном изоляторе, а во-вторых, только если за дело возьмется ФСБ.
«Народные» опасения косвенно подтвердил недавно заместитель министра внутренних дел РФ генерал-майор Виталий Мозяков. Работу подразделений МВД в Северо-Западном округе по итогам первого квартала 2002 года он назвал недостаточно эффективной, а обстановку в Петербурге и Ленинградской области, где снизилось количество зарегистрированных преступлений, «тревожной».
Сейчас в питерском ГУВД со страхом ждут инспекторской проверки, которая прибудет из МВД в мае. Вообще правоохранительный блок все больше становится в городе точкой приложения сил. Как только возникли проблемы с конвоированием подследственных на судебные процессы, администрация Яковлева обрушилась с критикой в адрес полпредства: ваш участок. В свою очередь, СМИ, ориентированные на «фе-дералов», не упускают случая припечатать ГУВД.
Это уже не просто милая питерская «привычка ругаться». Накануне выборов в Законодательное собрание борьба за органы обретает довольно четкие перспективы. Когда сойдутся примерно равные по силам противники (прием необязательно принадлежащие к разным политическим лагерям), от милиции и юстиции будет зависеть многое, если не все. Если же правоохранителей не трогать вовсе, слишком велика угроза, что они будут руководствоваться не соображениями закона, а принципом «свой-чужой». Нечто подобное уже происходило на декабрьских довыборах в городской парламент по округу Сергея Миронова. Одни милиционеры безучастно наблюдали, как от имени кандидата «Единства» избира-телей беззастенчиво пытаются купить за продуктовые наборы, другие милиционеры ловили «раздатчиков» и давали «Воле Петербурга», поддерживавшей второго кандидата, аргументы для протестов. Так что в «борьбе за органы» отставка Владимира Спицнаделя — первый, но отнюдь не последний эпизод.
"
- Председатель комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, вдова бывшего мэра Петербурга Анатолия Собчака, экс-сенатор от Республики Тыва в Совете Федерации