"Еще недавно клан Гуцериевых, казалось, был несокрушим. Компания "Славнефть", банк "БИН", Центр международного бизнеса "Ингушетия" - такой финансовый ресурс позволял не только оказывать решающее влияние на положение дел внутри родной Ингушетии, но и на экономические процессы на федеральном уровне.
Теперь ситуация резко изменилась. У Михаила Гуцериева "Славнефть" отбирают - произойдет это в середине мая на внеочередном собрании акционеров, созываемом по инициативе Мингосимущества, которому принадлежит контрольный пакет акций компании. Его старшего брата и фаворита президентских выборов в Ингушетии Хамзата Гуцериева за пару дней до голосования снял с дистанции российский Верховный суд - за то, что тот в течение первого месяца избирательной кампании оставался действующим главой МВД республики. Да и с банком "БИН" дела обстоят неважно: незадолго до выборов ФСБ Ингушетии задержало 3 млн долл. и 10 млн руб., прибывших самолетом в его адрес. Поначалу деньги были объявлены фальшивыми, затем из штаба одного из главных конкурентов Гуцериева - генерала ФСБ Мурата Зязикова - пошла информация о том, что их привез Гуцериев на подкуп избирателей.
Существует две версии происхождения неприятностей, которые постигли клан Гуцериевых. Согласно первой, президентские структуры поставили целью не допустить победы Хамзата Гуцериева на ингушских выборах. И когда выяснилось, что "Славнефть" оказывает поддержку его избирательной кампании (в самой "Славнефти" это опровергают), было принято решение уволить и младшего брата. Кроме того, увольнение Михаила стало знаком для ингушских элит, которые "недопоняли", на кого в республике ставит Кремль. Но, как показал первый тур выборов, далеко не все отреагировали на это так, как ожидали в Москве.
Согласно второй версии, Михаил Гуцериев лишился бы своего поста в любом случае. Объявление о его будущей отставке практически совпало с информацией о предстоящей приватизации "Славнефти". Вероятными претендентами на победу в будущем аукционе называют "Сибнефть", ТНК и Межпромбанк. Примечательно, что в марте на пост первого вице-президента компании по коммерческой деятельности был назначен не кто иной, как бывший первый заместитель управляющего Межпромбанка Александр Гнусарев. Гуцериев в этой конструкции мог оказаться лишним.
Вступиться за Михаила Гуцериева толком некому. Можно вспомнить информацию о том, что приход Гуцериева в "Славнефть" в начале 2000 г. совпал с резким усилением экономической экспансии "семейной" группы и, возможно, стал ее частью. Но теперь Семья в обороне и не может отстоять свою "периферию" - для нее сейчас речь идет о политическом "выживании" куда более важных фигур. Союзником Гуцериева считался его бывший начальник в Госдуме Геннадий Селезнев, но теперь ему явно не до жиру. Вроде бы поддержали пока еще президента "Славнефти" миноритарии-белорусы, но к их мнению в кадровых вопросах никто особо не прислушивается - уже третьего главу компании снимают, а они каждый раз против.
Не исключено, что ингушские выборы все же придали импульс решению вопроса об отставке Гуцериева. Очевидно, что Кремль намерен превратить Ингушетию в верного союзника в борьбе с чеченским сепаратизмом (бывший ингушский президент Руслан Аушев был критиком кавказской политики Кремля). Клан Гуцериевых же слишком тесно связан с аушевским режимом, так как обеспечивал его финансовую основу. Поэтому показательны последовательные действия Кремля в ингушском вопросе: назначение полковника Зязикова заместителем полпреда в Южном округе (ранее он работал в УФСБ по Астраханской области), присвоение ему генеральского звания, встреча Зязикова с Путиным, отставка Хамзата Гуцериева с поста главы МВД и назначение на этот пост полковника Ахмеда Погорова, находившегося в конфликте с Аушевым и министром Гуцериевым. Наконец, отнюдь не добровольный "выход из игры" Хамзата Гуцериева.
Однако в родной Ингушетии Гуцериевы намерены биться до конца. В первом туре выборов, состоявшемся 7 апреля, большинство голосов (31,5%) получил тесно связанный с ними депутат Госдумы Алихан Амирханов, которого считали запасным кандидатом клана на случай снятия Хамзата. Зязиков, несмотря на мощную поддержку Центра, остался на втором месте с 19,4%. Так что решающий бой - за вотчину клана - еще впереди. "