"Распродажа художественной коллекции Инкомбанка чуть было не обрушила цены на арт-рынке. Стартовые цены на картины некоторых современных художников были установлены настолько низко, что галеристам, раскручивающим этих художников, пришлось спасать положение - выкупать картины "своих" по показательным ценам.
Инкомбанк начал собирать коллекцию художественных ценностей в 1991 г. при помощи известной в то время галереи "Арт-миф", президентом которой был Юрий Никич. Изначально банк приобретал работы модных в то время современных художников и фотографов. Картины известных русских художников, в том числе три работы Казимира Малевича, были приобретены в 1993 - 1994 гг.
На момент банкротства Инкомбанка его коллекция насчитывала около 1000 произведений, которые конкурсному управляющему предстояло продать для расчетов с кредиторами. Для организации торгов по согласию с комитетом кредиторов Инкомбанка был выбран аукционный дом "Гелос". Но, как говорит его президент Олег Стецура, стартовые цены для торгов предложил заказчик - комитет кредиторов Инкомбанка.
Как пояснил "Ведомостям" представитель комитета кредиторов, оценкой работ занимались Союз экспертов и оценщиков антиквариата, Эрмитаж и Министерство культуры. Оценщики консультировались и с "Гелосом", который, в свою очередь, консультировался с составителем коллекции Никичем.
Как рассказал Стецура, все работы были разделены на две группы - представляющие музейную ценность (183 шт. ) и так называемую товарную массу (850 шт. ) , в которую попало большинство купленных Инкомбанком полотен современных художников.
К "товарной массе" причислили, например, Игоря Макаревича, который в рейтинге профессионального Союза художников относится к высокой категории 2А ( "профессионалы высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью") , и двух художников категории 2В - выдвинутого на Государственную премию Сергея Шутова и Тимура Новикова. И стартовые цены на картины этих художников галерейщики называют "смешными": на работы Макаревича - $200, Шутова - $20 - 30, а Новикова - вообще $5. Вместе с тем Никич рекомендовал "Гелосу" продавать картины Шутова по $4000 - 5000, а Новикова - по $750.
Картины из "товарной массы" продавались не на основном аукционе, состоявшемся в прошлую субботу, а раньше - "Гелос" продавал их на своих регулярных торгах по средам и пятницам.
Как рассказала "Ведомостям" куратор галереи современного искусства "Улица О. Г. И. " Елизавета Плавинская, о распродаже работ современных художников практически никто на рынке не знал. По ее словам, такие низкие оценки могли серьезно подорвать бизнес галерей, которые занимаются художниками, перечисленными в списке. Такие известные галерейщики, как Елена Селина (галерея XL) , Айдан Салахова ( "Айдан") и Владимир Овчаренко ( "Риджина") , все-таки узнали о торгах "Гелоса" - в прошлую среду и пятницу они бросились спасать художников, которыми торгуют сами. Например, Айдан Салахова, которая занимается Новиковым, выкупила две его картины за $2000 - 3000. Макаревича купили за $2500. В то же время, по словам Овчаренко, у галерейщиков и дилеров была хорошая возможность выкупить дешево старые работы своих художников. По каким ценам в основном приобретались работы, он не сказал.
Известный искусствовед и арт-критик Вильям Мейланд считает, что в целом прошедшие торги подтвердили, что многие из тех художников 70-х, которых пытались специально раскрутить, все-таки оказались невостребованными. "Когда Инкомбанк формировал свою коллекцию, эти художники были в моде. Но время показало: те, кто их когда-то возносил, ошибались, - говорит искусствовед. - Эти художники оказались не нужны Западу, а мы всегда косились на Запад. Для галерейщиков это большая печаль".
Зато на субботнем аукционе, где продавались картины "музейного" уровня, цены, по мнению галерейщиков, были довольно высокие. Например, небольшую и незначительную работу Ильи Кабакова - литографию "Муха Маша" - "Гелос" выставил за $3000 и продал за $3200.
На субботнем аукционе, где продавалась более ценная часть коллекции Инкомбанка, удалось реализовать чуть больше половины из 183 картин и гравюр. Большинство покупок сделал Музей современных искусств Российской академии искусств, которым руководит Зураб Церетели. Музей приобрел самые дорогие работы - "Автопортрет" и "Портрет жены" Малевича. За картины, стартовая цена которых была установлена в $300 000 и $50 000 соответственно, покупатель заплатил $600 000 и $90 000. Музей приобрел за $1000 копию "Черного квадрата", созданную "Гелосом" к аукциону. Сам "Квадрат" будет продаваться отдельно - Минкульт не рекомендует выставлять его на открытые торги. Пока картина находится на экспертизе в Эрмитаже. Ее балансовая стоимость составляет 5,5 млн руб. , или в переводе по курсу 1994 г. - $1 млн. По словам Никича, Инкомбанк приобрел "Квадрат" у родственников Малевича за $250 000, однако сейчас он рекомендует "Гелосу" продать его за $6 - 7 млн. "