Президента "Славнефти" увольняют, потому что власти надоело перераспределение средств компании в сторону Северного Кавказа. И потому, что у компании скоро будет новый хозяин.
"Михаила Сафарбековича Гуцериева хотят снять с поста президента российско-белорусской компании "Славнефть". Министерство имущественных отношений, владелец контрольного пакета акций "Славнефти", уже уведомило об этом самого Гуцериева и прочих членов совета директоров. Тринадцатого мая соберутся акционеры, уволят прежнего президента и назначат нового.
Известие о грядущей отставке совпало с другим событием, не менее огорчительным для семьи Гуцериевых. Родного брата главного славянского нефтяника, Гамзата Сафарбековича, совершенно незаконно отстранили от участия в президентских выборах в Ингушетии. Придрались к формальности, на самом же деле намекали на подкуп избирателей, хотя в штабе Гамзата Гуцериева ясно сказали: несколько миллионов долларов прибыли в Ингушетию ни на какой не на подкуп, а на пополнение оборотных средств местного отделения финансово-промышленной группы БИН, которой, кстати, руководит третий брат Гуцериев, Саит Сафарбекович.
По идее, столь дружные нападки на семью Гуцериевых свидетельствуют о том, что политическое решение убрать сильный клан из политики и лишить его финансовой подпитки принято. Детали этой истории дают основания предполагать, кем именно оно принято и куда славянская нефть польется без Гуцериева.
Откровение Михаила Гуцериева
"И последние станут первыми!" - такой неожиданный рекламный слоган использовала группа БИН в конце 1998 года, предрекая собственному некрупному банку большое будущее. Продолжение строк Апокалипсиса сейчас, наверное, дружно выкрикивают враги Гуцериева: да уж, воздастся теперь, точно воздастся!
В конце 90-х, однако, ничто не предвещало неудач. Создатель группы БИН и ингушской свободной экономической зоны, бывший вице-спикер Госдумы от ЛДПР депутат Михаил Гуцериев был в фаворе. В начале 2000 года доброе отношение к нему властей вылилось в назначение его президентом шестой по величине российской нефтяной компании. Гуцериев покинул Государственную думу, предварительно поспособствовав избранию двух преемников - брата Саита и члена своей команды Асламбека Аслаханова.
Ходили слухи, что президентство Гуцериеву обеспечила лично Татьяна Дьяченко, условием же назначения стал экспорт нефти через компании, аффилированные с "Сибнефтью". Слухам было дано немедленное подтверждение. Экспортом "славянской" нефти занялась "дочка" "Сибнефти" Runicom, а ответственные финансовые посты заняли бывшие сотрудники "Сибнефти" Михаил Некрич и Юрий Суханов. Позже Runicom заменили на менее звучные компании, однако, как утверждают наши источники, родственные отношения этих фирм с "Сибнефтью" сохранялись.
Гуцериеву кабала "Сибнефти" иногда оказывалась на руку. Так, именно высокое покровительство помогло "Славнефти" выстоять в полуторагодичной давности войне с ТНК за акции собственных дочерних предприятий. В преддверии приватизации "Славнефти" "танкисты" в присущей им нахрапистой манере занялись скупкой акций самой "Славнефти" и ее дочерних компаний "Ярославнефтеоргсинтез" и "Мегионнефтегаз". "Славнефть" защищалась всеми доступными способами и по возможности переходила в наступление, нанимая на работу врагов ТНК и, задействуя старые связи, организуя "танкистам" всякие неприятности. Через несколько месяцев война неожиданно закончилась без объявления результатов. По некоторым сведениям, посредничество "Сибнефти" привело к тому, что купленные пакеты акций переделили на троих: ТНК, "Сибнефть" и Гуцериева.
Впрочем, был в кормушке "Славнефти" и собственный кусок Гуцериева - на поддержание своего бизнеса и своего народа.
Реки славянской нефти
Два года президентства Гуцериева в "Славнефти" оставили двойственное ощущение. С одной стороны, компания бурно прирастала активами. Кое-что удалось вернуть из похищенного прежним руководством. Через принадлежащую друзьям-депутатам Сулейману Керимову и Ахмеду Билалову компанию "Нафта-Москва" "Славнефть" купила небольшие нефтедобывающие предприятия в Ульяновской области, Сургуте, Ямало-Ненецком округе и Нижневартовске. Через них же получила в управление бывшую сиданковскую "дочку" - "Варьеганнефть". Прикупили бензоколонок: против 198 собственных АЗС в 1998 году в 2002 году у компании оказалось 850 заправочных комплексов, из них 320 - на Украине.
За границей компания развернула бурную и рискованную деятельность: инвестициями "Славнефть" решила обогатить мутные страны Иран, Ирак и Судан. Увеличения добычи зарубежные проекты не дали, а вложенные деньги могли пропасть и зазря: полувоенные условия, партизаны. По официальным данным, объем собственных инвестиций компании вырос с 2,5 млрд рублей в 1999 году до 9 млрд в 2001-м.
Это же самое время - период наибольшего процветания финансово-промышленной группы БИН. БИН-банк увеличил активы более чем в три раза и сместился по этому показателю в рейтинге российских банков с 35-го (2000 год) на 16-е (2001 год) место. Капитализация банка выросла в 2,4 раза. Входящая в группу компания "Чайка-Плаза" обзавелась третьим деловым центром, группа купила сеть универмагов "Магнолия" и торговый центр "Пассаж". Одним из возможных способов перекачки денег в группу БИН были схемы с недвижимостью. По слухам, именно группа БИН является собственником офисного здания "Пятницкая Плаза", которое со второй половины 2000 года арендует "Славнефть".
Последней каплей в чаше "народного гнева" стали ингушские выборы. По некоторым оценкам, Гуцериев переправил на поддержку своего брата и его дублера Асламбека Аслаханова порядка 20 млн долларов. И "народ" перешел в наступление.
Пугачев, вождь повстанцев
Главу Межпромбанка Сергея Пугачева называют человеком, вхожим в ближний круг Владимира Путина. Причинами этого влияния называют разное. Что оба они - выпускники ЛГУ. Что сейчас у них общий духовник, отец Тихон. Или что у них одинаковый взгляд на проблемы современности.
Как бы то ни было, но в вопросе о "Славнефти" их общий взгляд оказался удобен именно Пугачеву.
"Первые разговоры с Гуцериевым на тему его ухода были проведены до Нового года, - рассказал нам осведомленный человек в правительстве. - Для начала был выбран компромиссный вариант: контроль над финансовыми потоками от 'Сибнефти' должен был перейти к Межпромбанку". Вскоре промежуточный вариант был осуществлен: Гуцериев уволил своего заместителя по финансам Юрия Суханова, а его функции перешли к одному из бывших руководителей Межпромбанка Александру Гнусареву. Такие кадровые перестановки совсем не понравились владельцу "Сибнефти" Роману Абрамовичу - по слухам, именно его лоббистскими усилиями Гуцериева не заставили сразу написать заявление об уходе, а обеспечили паузу еще на месяц.
Интерес Межпромбанка к "Славнефти" понятен. С прошлого года компания вступила в партнерство с "Роснефтью", создав общую компанию "Русский уголь". На прошлой неделе Минимущества в очередной раз за последние три года объявило о планах приватизировать "Славнефть" осенью. Если приватизация состоится, альянс Межпромбанк-"Роснефть" мог бы в ней поучаствовать.
Очевидно, этот альянс будет иметь на приватизационном конкурсе сильного конкурента в лице ТНК (возможно, она будет представлять консолидированные интересы "Сибнефти" и Гуцериева). В такой ситуации важно подстраховаться, загодя обеспечив "свой" менеджмент в приватизируемой компании. У противников остался всего месяц для выдвижения собственных аргументов правительству - и в мае компанию возглавит полноправный представитель будущего собственника."