"Перманентный скандал, сопровождавший РАО "ВСМ" все годы его существования, перешел в стадию уголовного преследования.
В самом неблагоприятном для руководства РАО случае - 176-я статья УК ("незаконное получение кредита и его использование не по прямому назначению") грозит авторам петербургской ямы века пятью годами лишения свободы.
А начиналось все зимой 1991-го, когда для строительства высокоскоростной пассажирской магистрали между Петербургом и Москвой было создано РАО "ВСМ". Кроме того, в загашнике у РАО было два "смежных" начинания: конструирование высокоскоростного поезда "Сокол" и сооружение транспортно-коммерческого комплекса у Московского вокзала.
Проектированием "Сокола" по заказу "ВСМ" занималось ставшее всемирно известным после катастрофы "Курска" ЦКБ "Рубин". Серийное производство поезда должно было начаться еще в 2000-м - однако этого не случилось до сих пор. Что же до вокзального комплекса, запуск которого предполагался в мае 2001-го, то, кроме котлована, окруженного бетонным забором, у Московского вокзала ничего не наблюдается.
Как уже неоднократно писало "Дело", в 1998-м на строительство вокзала РАО - под гарантии российского правительства - привлекло кредит у английских банков "Индосуэц" и "Эс-Би-Си Варбург" ($ 200 млн. сроком на 10 лет под 7,3 % годовых). Израсходовано на строительство было порядка $ 80 млн. ($ 50 млн. из полученного кредита и около $ 30 млн. из средств, привлеченных за счет облигационного займа).
В том же 1998-м Счетная палата первый раз обратилась к правительству РФ с просьбой "уточнить экономическую эффективность сооружения магистрали и подтвердить возможность возврата средств". Спустя четыре года именно результаты проверки палаты легли в основу возбужденного дела. По оценке аудиторов, прямой ущерб бюджету РФ от сооружения самой дорогостоящей городской ямы составил $ 26,4 млн. (проценты по кредиту, которые государство в лице "Внешэкономбанка" в прошлом году выплатило англичанам). Понятно, что это только начало.
Игорь Киселев, директор по международным связям самого РАО, сообщил "Делу", что для компенсации потерь собрание акционеров РАО "ВСМ" решило передать Мингосимуществу главный актив компании. "Яму?" - удивились мы. Однако на этот термин г-н Киселев обиделся: "Это не яма, а нулевой цикл здания, доведенный до второго этажа".
В то, что в ходе расследования в этой истории удастся расставить все точки над "i", верится слабо. Маловероятно, скажем, что удастся окончательно прояснить роль в этой истории действующей городской власти. В 1997-м в обход петербургского законодательства губернатор Владимир Яковлев подписал контргарантии города на возврат кредита, привлеченного РАО.
"Губернатор активно продавливал это решение через ЗакС, чтобы депутаты подтвердили эти гарантии своим постановлением", - вспоминает экс-советник главы петербургского комитета финансов Борис Вишневский.
Но и после того, как парламент Владимиру Анатольевичу отказал, он продолжал настаивать на своем (см. досье) - даже несколько лет спустя, когда нереализуемость проекта стала ясна уже, кажется, всем. Возможно, в Смольном всего лишь добросовестно заблуждались.
ДОСЬЕ:
Из письма первого заместителя министра финансов РФ Сергея Игнатьева депутату Госдумы Игорю Артемьеву от 13 декабря 2000-го года. "Правительство Петербурга подписало с Минфином России соглашение о контргарантиях возврата кредита [полученного РАО "ВСМ" - ред.] в форме договора поручительства от 21.10.1997 № 242... Рассмотрение указанного вопроса в ЗакСе Петербурга неоднократно откладывалось в связи с внутренними организационными причинами. При этом Правительство Петербурга, неоднократно подтверждая свои обязательства по указанному договору поручительства, обращалось в Минфин России с просьбой о принятии мер, обеспечивающих продолжение финансирования в счет британского кредита этого проекта".
"