"Новая головная боль: губернатор Лебедь занялся государственным строительством. Якобы Путин сделал ему такое поручение в приватной беседе во время своего трехчасового визита в Красноярск. Генерал с таким пылом ринулся выполнять высшее поручение, что все забыли про бюджет, экономику, столпились вокруг и говорят только об этом. Нет у нас других забот. В Норильске и так пять времен года - лето, осень, зима, весна, принятие бюджета. Теперь появилось шестое - объединение в единый субъект Федерации. Пока оно не закончится, не будет вам ни весны, ни лета.
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
Все же некоторые сомнительные моменты в этом есть. Во-первых, подобные поручения - создать новый субъект Федерации - имеют отношение к изменению Конституции и не даются в частной беседе. Во-вторых, если Путин решил дать такое поручение, то почему именно Лебедю? Нет ответа.
Вот представьте, что вы - Путин. Приехали к губернатору Красноярского края. Спустились в рудник. И там, на километровой глубине, вам в голову приходит светлая мысль: а не объединить ли в один субъект Красноярский край, Таймыр и Эвенкию? А кому поручить? Вот Лебедю, например. Правда, у него рейтинг очень невысокий, а это означает, что население к его объединительным инициативам отнесется скорее всего скептически. Вывод: если Путин и поручал Лебедю заняться этим делом, то только ради того, чтобы Лебедь окончательно все завалил.
Есть еще один момент. Объединение, собирание земель - заветная мечта всех российских правителей, начиная с Владимира Мономаха. Тех, кому удалось это сделать, в историческом гербарии накалывают на самые золотые гвоздики. Вы - президент, вам хочется остаться в памяти народной новым Владимиром Мономахом, собирателем земель российских. И вместо этого вы поручаете работу по укрупнению субъекта Федерации одному из самых слабых своих подчиненных. Даете ему шанс войти в историю вместо того, чтобы воспользоваться этим шансом самому. В чем дело?
Рискну предположить, что все обстоит гораздо проще. Красноярский губернатор мучительно нуждается в реванше. За последние полгода он последовательно проиграл несколько политических сражений. Битву за Законодательное собрание. Войну с "Норильским никелем" за бюджетные поступления. Потерпел сокрушительное поражение от собственной команды, которую пришлось спешно набирать по конкурсу. Перенес унизительное равнодушие верховной власти, когда президент первым делом отправился в Норильск, а не в Красноярск. Через 11 месяцев у Лебедя губернаторские выборы. Ему жизненно необходима смена имиджа. И тут появляется возможность предстать перед народом в образе миротворца, борца с суверенитетами и объединителя. Имидж, правда, слегка запылившийся со времен Хасавюрта, но вполне пригодный. Да и выбора у него нет. Голова повязана, кровь на рукаве. Велика Россия, а отступать некуда.
Почти все отметили, что выполнять поручение Путина губернатор принялся с неистовой энергией. За несколько дней он взбудоражил всю политическую общественность громкими заявлениями и призывами. Обратился к депутатам Законодательного собрания. Пригласил принять участие в историческом процессе объединения губернаторов Таймыра и Эвенкии. Создал рабочую группу, куда вошли депутаты ЗС и чиновники краевой администрации. И даже запланировал на 16 апреля встречу трех губернаторов в Туруханске, чтобы там окончательно решить вопрос создания нового субъекта Федерации. Складывается впечатление, будто вся краевая администрация встала на трудовую вахту под лозунгом "Планы Путина-Лебедя - в жизнь!"
К бурной деятельности красноярского коллеги губернаторы Таймыра и Эвенкии отнеслись более чем сдержанно. Губернатор Эвенкии Борис Золотарев не стал играть в генеральские игры и ответил, что Эвенкия - это самостоятельный субъект Федерации. Более того - национальная автономия. Что у Эвенкии есть своя Конституция, устав и народ, мнение которого Лебедь по обыкновению забыл спросить. И что он, Золотарев, с Лебедем на одном гектаре совещаться не сядет, поскольку считает его возню с "объединением" очередным политическим демаршем. Хлопонин высказался в том смысле, что прежде чем браться за объединение, неплохо бы Лебедю разобраться с кризисом в краевой экономике. Норильские политики в своих оценках инициативы краевого губернатора были еще более раскованы. "Ситуативное и конъюнктурное решение" - Бударгин, "попытка отвлечь избирателей ложным маневром" - Шмаков. "Необдуманное и легковесное решение" - Семенов. "Создать за ночь субъект Федерации - такого в нашей истории еще не было" - Мельников.
Как же так: поручение Президента, Лебедь в белой мантии Великого Объединителя, а в ответ - смешки и колкости? Это для Лебедя страшнее, нежели если бы его критиковали и ругали. Когда Лебедь объявил о своем намерении подвергнуть Норильск показательной бюджетной казни, норильские депутаты и чиновники пришли в бешенство - кричали, слали отчаянные письма, чуть не плакали навзрыд. Это было ужасно, но это походило на реальную жизнь - ведь инициативу Лебедя восприняли всерьез. Сейчас он говорит о государственном строительстве, а его высмеивают, и это конец. Если предложения большого политика вызывают смех - все, нет политика. Есть некий комический персонаж, чьи ужимки и прыжки не имеют ничего общего ни с реальной жизнью, ни с настоящей политикой.
При всей комичности ситуации в нее оказались втянуты большие массы народа. Начиная с депутатов ЗС и заканчивая губернаторами округов. При этом все прекрасно понимают - так проблемы не решаются. Таймыр и Эвенкия - национальные округа. Изменить их статус можно - путем окончательного выхода из края и образования республик. Но разве об этом шла речь?
Вывод может быть такой: все разговоры о создании единого субъекта Федерации являются только исключительно предвыборной акцией Лебедя.
Если Президент Путин давал такое поручение Лебедю и Хлопонину, то, разумеется, не случайно сделал это непублично. Вопрос объединения - непростой, затрагивает и Конституцию, и другие тонкие материи. Хлопонин, который тоже предлагал создать единый субъект, действовал иначе: предложил создать "антикризисную группу, разработать программу неотложных действий, сформировать постоянно действующий экспертный совет" и тому подобное. То есть: через организационные шаги идти к политическим результатам. Лебедь же, наоборот, сделал политическое заявление, попросил руководителей Эвенкии и Таймыра "представить кандидатуры в состав рабочей группы по подготовке предложений Президенту Российской Федерации". Кому представить? Александру Лебедю? Но Таймыр и Эвенкия равноправные субъекты Федерации. Ни Хлопонин, ни Золотарев не являются подчиненными Лебедя.
Понятно стремление красноярского губернатора возглавить процесс. Но "укрупнение субъектов Федерации" отнюдь не означает вхождение одних субъектов в другой. По Конституции - это объединение равноправных субъектов. Поэтому подобными, да еще публичными заявлениями (зачем, например, было публиковать телеграммы северным руководителям?) Лебедь только осложняет взаимоотношения между губернаторами. Явно рекламный, пиаровский характер носит и письмо Александра Лебедя депутатам ЗС.
"Такая поспешность и демонстративность в действиях губернатора объясняется просто, - пишет одна из красноярских газет. - Сам Александр Иванович вовремя не сориентировался, откуда ветер дует. Первым сообщением, которое распространили информационные агентства после прибытия Владимира Путина в Норильск, было высказывание Александра Хлопонина о целесообразности создания единого субъекта Федерации, оно как бы задавало тематику визита Президента. Очень неглупый таймырский губернатор понял, что хочет услышать Президент. Первое - что все разногласия между Севером и Югом должны быть разрешены путем договоренностей, а не вовлечения в конфликт верховной власти, и второе - в перспективе оптимальная форма разрешения противоречий - единый субъект. Эти тезисы и высказал Хлопонин. Александр Иванович не сумел сориентироваться вовремя. Поскольку инициатива в историческом деле (а оно, бесспорно, историческое) собирания земель принадлежит не ему, а его оппонентам, то он, видимо, решил компенсировать это демонстративной активностью. В конечном итоге, вряд ли политический пиар нашего губернатора серьезно повлияет на ситуацию".
НАГНУЛИ
Есть еще один аспект этой проблемы. После визита президента Лебедь уже дважды ездил в Минфин - выпрашивать деньги на покрытие долгов по зарплате бюджетникам. Поэтому его суета "по объединению" выглядит еще более жалкой. Все ведь предельно ясно. Край, перестав быть донором, попал в жесткую финансовую зависимость от центра. Ситуация усугубляется ещё и тем, что нищий край накануне губернаторских выборов. Окончательно уронить социальную сферу было бы самоубийством. Поэтому краевые власти теперь будут стремиться уловить любое желание Москвы и сломя голову исполнять их. Суетливое поведение красноярского губернатора на языке чиновников означает одно: Лебедя "нагнули".
Красноярский край пристроился в очередь дотационных территорий, выпрашивающих деньги в Минфине. Умение выпрашивать - это наука, которую другие дотационные регионы постигают уже не первый год, и Красноярску придется туго. По словам норильского депутата Раисы Кармазиной, которая также была на встрече в Минфине, нынешнюю ситуацию с бюджетом для Красноярского края можно назвать критической. И это еще цветочки, сказала Кармазина, ягодки будут в 2003 году. В целом, дефицит бюджета составляет около семи с половиной миллиардов рублей. При этом край может рассчитывать на субвенции из федерального бюджета в размере всего 300 миллионов рублей - на выплату повышенной зарплаты бюджетникам. Никаких трех миллиардов на покрытие бюджетного дефицита, о которых говорит Лебедь, Минфин краю не даст. Такие субвенции в федеральном бюджете планируются заранее, а российский бюджет на этот год уже принят.
Есть еще и такой выход - привлечь в край внешние кредиты, но за время правления Лебедя кредитный и инвестиционный рейтинги Красноярского края упали до нуля, и серьезных денег в краевую экономику никто не будет вкладывать до тех пор, пока фамилия губернатора - Лебедь. Остается последний выход - поднимать оплату жилищно-коммунальных услуг с 40 до 70 процентов. Если это произойдет, Лебедь гарантированно проиграет выборы. Выборы - это деньги, денег взять неоткуда, кроме как у населения. А население за такого губернатора голосовать не будет. Красноярский край и так уже несколько месяцев занимает два первых места: по России - как самый неблагополучный регион по бюджетным задолженностям, и по Сибирскому федеральному округу - по стоимости потребительской корзины товаров и услуг. Жизнь в крае все дороже, зарплаты бюджетникам задерживают все чаще, дырка в бюджете огромная... А губернатор занят выполнением ответственного поручения президента.
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
Грамотные финансисты понимают, что Лебедь сам себя загнал в ловушку. На этой неделе подал в отставку начальник финансового управления края Антон Михалев. Незадолго до этого "Вечерний Красноярск" описывал, как во время последней сессии в Законодательном собрании та же Кармазина спросила Михалева, когда же край начнет приумножать свои богатства вместо того, чтобы делить и отбирать. Михалев ответил честно - "никогда". А спустя три дня подал в отставку.
Антон Михалев был седьмым начальником главного финансового управления Красноярского края за последние три года. Около месяца назад подал в отставку заместитель Лебедя по экономике Александр Сараев. Череда отставок позволяет предположить, что в финансовом блоке команды Лебедя царят не слишком веселые настроения. Финансисты, в отличие от политиков, депутатов и губернаторов, лучше других понимают истинное состояние экономики Красноярского края и предпочитают вовремя уйти.
Тем временем бывший губернатор Красноярского края, а ныне депутат Госдумы Валерий Зубов избран председателем думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Отношение Зубова к Лебедю известно: чего стоит хотя бы слоган предвыборной зубовской кампании "Вор должен сидеть в тюрьме!" рядом с фотографией Лебедя. Учитывая большие связи Зубова в Минфине, а теперь (в связи с новой должностью) и в Центробанке, красноярский губернатор получает еще одного влиятельного недоброжелателя на пути к получению помощи из федерального бюджета.
"