Скандал вокруг “Черного квадрата” Малевича из коллекции Инкомбанка, судя по всему, достиг вершины. Буквально за несколько дней до аукциона его пытаются снять с торгов. И, похоже, интрига готовилась давно.
"Распродажа произведений искусства обанкротившегося “Инкомбанка”, по договору с комитетом кредиторов, проходит в аукционном доме “Гелос”. Торги идут уже две недели. Пока уходит “мелочевка” — многочисленная интерьерная живопись, украшавшая не менее многочисленные филиалы обанкротившегося “Инкомбанка” по всей России. Но серьезные коллекционеры ждут, конечно, 13 апреля. В этот день состоится так называемый “коллекционный торг”, когда с молотка пойдут “сливки” бывшего банковского собрания. Среди 183 лотов — классическая русская и западная живопись XIX и ХХ веков, русский авангард и большой раздел современной живописи
Но, конечно, главная новость аукциона — участие в торгах трех работ Казимира Малевича: “Автопортрет”, “Портрет жены” и наконец, главный “стринг” — “Черный квадрат”. И вот когда к аукциону было практически все готово, стало известно, что комитет кредиторов, распоряжающийся имуществом “Инкомбанка”, неожиданно для всех отправил “Черный квадрат” на повторную экспертизу в питерский Эрмитаж.
Спрашивается, зачем? Вот этот-то вопрос и стоит во главе угла. Как известно, “Черный квадрат” куплен “Инкомбанком” в 1993 году у семьи художника (а именно — у живущей в Самаре сестры жены Малевича). Тогда же была проведена тщательная экспертиза профессионалами из Третьяковки — С.Иваницким, И.Вакар, Т.Михиенко, которые, что называется, на “квадратах” “собаку съели” — как известно, в Третьяковке их целых два. Дополнительные проверки проводились и комитетом кредиторов в 1998 году, при оценке коллекции (тогда Виктор Петраков, замначальника департамента по сохранению культурных ценностей Минкульта, бывший руководителем рабочей группы, обнаружил еще и отпечатки пальцев Малевича на холсте). Как оказалось, была еще одна экспертиза прошлой осенью — и опять же там, в Эрмитаже. Возможно, в преддверии подписания договора с аукционным домом “Гелос” на предмет проведения торгов. Но сейчас-то зачем? Когда уже объявлены сроки аукциона? И почему экспертиза проходит именно в Эрмитаже?
Галина Демосфенова, президент Фонда Малевича:
— Знаете, в мире как-то принято доверять профессионалам. И никогда уважающий себя и других эксперт в области антиквариата не будет перепроверять выводы своих коллег. А потом — понимаете, тот факт, что картина происходит из семьи, уже может говорить о ее подлинности.
Дмитрий Сарабьянов, большой авторитет в области антиквариата и особенно авангарда, в своей статье к аукционному каталогу тоже не сомневается в подлинности “Черного квадрата”: “...Эксперты справедливо сослались на происхождение холста из семьи художника, на подлинность надписи на обороте, на характер самой живописи, на соответствующие признаки старения живописи, позволяющие предположить, что работа была создана в 20-е годы...”
Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея:
— Это очень, очень странно. Если они (члены комитета кредиторов “Инкомбанка” — М.О.) до сих пор сомневаются в подлинности этой работы, почему не обратились к нам? Как известно, Русский музей обладает самой большой коллекцией произведений Малевича, у нас есть свой “Черный квадрат” и, соотвественно, опытные специалисты по творчеству этого художника.
Директор Русского музея признался, что отправил в Минкульт письмо с заявкой на приобретение “Черного квадрата” и “Автопортрета”. Как известно, о шедевре Малевича мечтает Омский художественный музей, в котором есть большой раздел авангарда.
Кажется, главная причина именно в этом — в том, что руководители крупнейших музеев страны вдруг поняли, насколько обладание “Черным квадратом” может быть сильным козырем. Лучшего экспоната для особенно зарубежных выставок не найти — успех обеспечен. И не важно, какой он — первый или четвертый по счету.
Видимо, это хорошо понимает и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. И соответствует многочисленным слухам о том, что, пользуясь большой поддержкой в пропитерских властных структурах, Михаил Борисович пытается обойти всех и заполучить “Черный квадрат” в коллекцию своего музея. Даже несмотря на отсутствие в ней подобного искусства вообще.
По словам Виктора Петракова, в министерстве культуры сейчас готовится очередная попытка купить “Черный квадрат” вне аукциона, напрямую. В государственный музейный фонд. По словам того же Петракова, к Закону о банкротстве есть некая инструкция, по которой государство в подобных ситуациях имеет приоритетное право как покупатель. Впрочем, он же признался, что полтора года назад комитет кредиторов, который хочет получить свои кровные, живые деньги, отказал минкульту, попытавшемуся обменять “Черный квадрат” на некие долги “Инкомбанка” перед культурой. Удачна ли будет попытка сейчас и в какой из музеев в результате успеха попадет шедевр, можно только гадать. Как, впрочем, и о том, вернут ли вкладчики “Инкомбанка” хотя бы часть своих денег.
А вопрос об участии “Черного квадрата” в аукционе “Гелоса” 13 апреля пока так и висит в воздухе.