"На днях федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) объявила, что отныне Кипрский Центробанк намерен выдавать россиянам информацию о том, кто реальный (бенефициарный) владелец офшоров. Таков вроде бы смысл Соглашения между ФКЦБ и ЦБ Кипра. Будет ли работать этот документ? Есть основания сомневаться в этом. По кипрским законам имя реального владельца офшора (а не адвоката, на которого выдана доверенность) может быть раскрыто только по требованию суда. Таким образом, россияне вряд ли автоматически получат искомую информацию без обращения в суд с пакетом необходимых документов. Можно, конечно, попробовать.
И начать, например, с тех офшорных компаний, которые уже подготовлены на Кипре для своекорыстного освоения шельфа острова Сахалин. (Надо ли напоминать, насколько масштабен этот проект и какое значение имеет он для России?) Вот названия некоторых потенциальных "иностранных" инвесторов офшоров, уже зарегистрированных на Кипре, - "Vanguard Petroleum (CYPRUS) Ltd", "Sakhalin Offsore Contractors (ROS) Ltd", "Sakhalin Petroleum (CYPRUS) Ltd", "Sakhalin Shipping Company Ltd" и еще около тысячи им аналогичных. Узнают их реальных владельцев российские чиновники - ура! Не узнают - повторят печальную историю Счетной палаты, которая, если помните, гарантировала обществу, что найдет бенефициарных владельцев "Итеры" с использованием своих доверительных отношений с одной из комиссий американского Сената. Результат, кроме шумового эффекта, равен нулю.
Между тем у России уже есть печальный опыт - в некоторых сахалинских проектах уже сегодня просматриваются следы грязных денег, полученных, в частности, от нелегальной продажи оружием.
ПРОДАМ РАКЕТУ. НЕ ДОРОГО
Чтобы понять, каким путем грязные деньги могли попасть в сахалинские проекты, придется пройтись по длинной цепочке фактов.
Год с лишним назад было объявлено об аресте международной группировки торговцев оружием (поставки с Украины и из Белоруссии в Югославию почти 13 тысяч тонн оружия, часть "стволов" передана итальянскому клану организованной преступности). Среди арестованных - и россиянин с британским паспортом Александр Жуков, официально занимающийся бизнесом, связанным с нефтепродуктами. До этого был арестован в Германии и этапирован в Италию и еще один выходец из России Дмитрий Стрешинский, торговец алмазами, нефтью и др. Выяснилось, что оружие через кипрско-панамскую "Global Technolo-gies International Inc" поставляли два госпредприятия - украинское "Прогресс" и белорусское "Белорусинторг". Через "Global Technologies" проходила большая часть оружейного потока (поставки ракет "земля - воздух" в Боснию, Либерию, Сьерра-Леоне, Эритрею и Афганистан).
В октябре 2001 года Женевская прокуратура блокировала банковские счета украинской нефтяной фирмы "Sintez Holding" (Schweiz), имеющей 150 дочерних фирм в разных странах мира. В российском "Синтез" Жуков и Стрешинский до середины 90-х были топ-менеджерами. Эти фирмы, как выяснилось, имели прямое отношение к фирме-посреднику, которая всплыла в итальянском скандале. И одновременно активно оперировали в России.
Известно, например, что все тот же арестованный в Италии Дмитрий Стрешинский совместно с одной из компаний группы "Sintez" зарегистрировал в офшоре Нью-Джерси свою фирму. И именно эта фирма ("Trade Concepts Ltd") получала деньги (около 900 тыс. долл.) от засвеченной в оружейном скандале кипрско-панамской компании "Global Technologies International Inc".
Еще более интересный факт. В 1993 г. заместитель министра обороны Украины Иван Бижан подписал некое соглашение с фондом "Новое поколение". Фонд, в свою очередь, подписал контракты с уже знакомым нам по оружейному скандалу Стрешинским. При этом итальянские следователи установили, что бывший председатель Совбеза Украины оказывал давление на руководство концерна "Sintez", чтобы он стал посредником между украинским оружейным предприятиям "Прогресс" и все той же "Global Technologies International Inc" (участницей оружейного итальянского скандала).
Что из всего этого следует? Например, то, что через концерн "Sintez" и его аффилированные структуры проходили "грязные" деньги от торговли оружием. И об этом должны были знать в России. Объясним - зачем.
КУДА ПЛЫВЕТ САХАЛИН
К разработкам шельфа имеет отношение ОАО "Сахалинморнефтегаз". Ее контрольным пакетом владеет государственная компания "Роснефть". А вот еще 14 процентов принадлежит уже известной нам "Trade Concepts ltd" - офшорной компании г-на Стрешинского. (Именно эта компания, как мы указывали выше, вела дела с фирмой, посредничающей в нелегальной торговле оружием.) С 1999 г. компания "Роснефть", похоже, начала камуфлировать участие сомнительной фирмы в совместном бизнесе, но так до оружейного скандала не успела это закончить. И в момент скандала офшорная компания Стрешинского все еще владела акциями "Сахалинморнефтегаза".
Г-на Стрешинского и его товарищей по несчастью из-под ареста освободили. Но следственные действия по факту торговли украинским и белорусским оружием не прекращены. А значит, продолжается и охота за "оружейными" деньгами. И она вполне может привести итальянских следователей на Сахалин. Надо ли было российским госпредприятиям рисковать, втягиваясь в партнерские отношения с засветившимися в скандале офшорами? Однозначно - нет. Другой вопрос: была ли у них возможность избежать ненужного риска? Увы, российское государство, как и российский бизнес, так и не взяло себе за правило искать имена реальных "зарубежных" инвесторов, которые приходят на российский рынок.
Механизмы, с помощью которых Россия может установить реальных владельцев разного рода офшоров, есть, и "МН" об этом многократно писали. Механизмы - прежде всего судебные - есть, а желания нет. И потому грязные деньги через офшорные компании по-прежнему спокойно вливаются в российский бизнес.
Во всем мире борьба с отмыванием ведется не с помощью подобных российско-кипрскому "протоколов о намерениях", а на основе систематической работы специальных государственных служб. И чем уже взаимодействие этих служб с аналогичными на Западе, тем шире ворота для притока "грязных" денег, тем громче обещания бороться с ними.