"Российский алмаз намерен уже в ближайшее время вернуться на мировой рынок в качестве сильного самостоятельного игрока. Все признаки налицо: за последний год Россия заметно активизировала поиск и разработку новых алмазных месторождений. И если до сих пор практически единственным источником российских алмазов была Якутия, то с июня этого года у нее может появиться конкурент - месторождение имени Ломоносова в Архангельской области. Кроме того, идет поиск алмазных месторождений в горле Белого моря и на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Алмазы ищут даже под Санкт-Петербургом, в районе Гатчины. Недавно открыто месторождение в Курской области. Все это говорит о том, что государство намерено по-настоящему зарабатывать на алмазном рынке.
Слишком много алмазов
Правда, в ближайшей перспективе отечественные алмазы и бриллианты "локомотивом" российского бюджета наряду с нефтью и газом вряд ли станут. Причин тому несколько. Во-первых, после терактов 11 сентября на Западе спрос на украшения и предметы роскоши заметно упал. Это ситуативное падение спроса наложилось на общемировую тенденцию, наблюдаемую уже несколько лет: кризис перепроизводства алмазов и бриллиантов. Правда, в последнее время эксперты с некоторым удивлением отмечают увеличение внутрироссийского спроса.
Тем не менее сегодня российский алмазно-бриллиантовый рынок сориентирован на экспорт - основная прибыль приходит в страну из-за рубежа. Как заявил руководитель Гохрана РФ Валерий Рудаков, потенциальный ресурс России от добычи необработанных алмазов составляет 1 миллиард 600 миллионов долларов. Но наш внутренний рынок потребляет только 5 процентов. Бриллиантов Россия производит на 800 миллионов долларов. Внутри страны продается 10 процентов, а оставшиеся 90 процентов экспортируются. Поэтому в последнее время наряду со сбытом алмазного сырья и готовой продукции по традиционным каналам, то есть через дочернее предприятие De Beers - Diamond Trading Company (DTC), Россия ищет и альтернативных партнеров.
Трудности выхода на новые рынки связаны прежде всего с кризисом перепроизводства. Так, накануне нового тысячелетия крупнейшие ювелирные и алмазодобывающие корпорации провели мировую рекламную кампанию под слоганом "Бриллиант - лучший подарок к миллениуму". Но вопреки ожиданиям украшений с бриллиантами было куплено значительно меньше, нежели планировалось. Как следствие возник кризис перепроизводства, и даже De Beers вынуждена была внести коррективы в свою стратегию. Так, сайтхолдерам (представителям гранильных центров, покупающим алмазы на торгах DTC) было позволено отказываться от приобретения новых партий сырья. В итоге запас нереализованных алмазов на складах DTC приблизился к рекордной отметке - 2,7 миллиарда долларов. На это наложились еще и теракты 11 сентября. В результате Соединенные Штаты, основные потребители украшений с бриллиантами, стали заказывать их гораздо меньше.
Бриллиантовая революция
Сегодня De Beers меняет устоявшиеся модели бизнеса под давлением антимонопольных требований Еврокомиссии. Это означает, что круг сайтхолдеров, имеющих возможность купить сырье у DTC, сузится. Отчасти это сделано для того, чтобы преградить путь на рынок так называемым кровавым алмазам, то есть камням, добываемым в горячих точках планеты, в первую очередь в Анголе, Сьерра-Леоне и других странах Африки. Эти камни нередко используются для финансирования междоусобных войн, опустошающих целые регионы Черного континента.
Однако затрудненность доступа на сайты DTC, по мнению президента объединения израильских обработчиков алмазов Урии Шварца, будет в значительной мере компенсирована беспрецедентной акцией - De Beers позволит сайтхолдерам самим выбирать камни. Раньше все алмазы, выставляемые на торги, смешивались, и в результате в одном и том же лоте можно было найти камни с самыми разными качественными характеристиками. Теперь же все будет иначе. "АЛРОСА", в соответствии с подписанным в конце прошлого года торговым соглашением, ежегодно будет продавать De Beers алмазы на сумму 800 миллионов долларов. Из них 300 миллионов придется на камни, которые пока нерентабельны для обработки в России (то есть стоимостью выше 250 долларов за штуку). Как раз за счет этих камней участникам торгов будет предоставлено право выбирать алмазы.
Но Россия изыскивает возможность выйти на новые рынки сбыта и помимо De Beers. Например, в настоящее время рассматривается вопрос поставки алмазов на китайский ювелирный рынок. Правда, в Китае традиционно более популярен изумруд, нежели бриллиант, но российские ювелиры не теряют надежды. По мнению специалистов, большой интерес представляют также Тайвань, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии. Однако действовать здесь нужно поистине ювелирно: любой неконтролируемый выброс камней запросто может привести к обвалу рынка. Подобное уже случалось в Японии в 1994 году. Тогда одна из ювелирных компаний выставила на внутренний рынок продукции на 60 миллионов долларов по ценам всего лишь на 5 процентов ниже обычных. Обвал рынка оказался настолько сильным, что многие предприятия не оправились от него по сей день.
Кто купит русский бриллиант?
Пока российские алмазодобытчики и ювелиры ищут новые выходы на международные рынки, рынок бриллиантов внутри России постепенно развивается. Общий объем внутрироссийского сегмента этого рынка оценивается в 300-350 миллионов долларов. Тогда как, по мнению Александра Богуславского, гендиректора фирмы "Грэйс-К", объем всего ювелирного рынка России - 500-550 миллионов долларов. Так что продавцы бриллиантов оценивают возможности российского покупателя более оптимистично, нежели Гохран. При этом согласно социологическому исследованию, проведенному "КОМКОН", 13,2 процента населения покупают украшения стоимостью менее 3000 рублей и только 0,3 процента позволяют себе приобретать украшения дороже 60 000 рублей. В то же время, как ни парадоксально, на прилавках наблюдается острый дефицит. "Сегодня на внутреннем рынке ощущается недостаток изделий со средними и крупными камнями. Даже в известных магазинах вы найдете не более 2 - 4 изделий с бриллиантами от полкарата и выше, - считает Игорь Кевченков, гендиректор ТД "Русская Ювелирная Мануфактура-К". При наличии спроса на подобную продукцию предложение практически отсутствует, поскольку у производителей не хватает оборотных средств.
Считается, что изделие с хорошим, крупным бриллиантом продается в среднем за год. Год российские ювелиры ждать не могут. Поэтому они предпочитают работать с не столь дорогими камнями, которые находят быстрый сбыт. При этом, по словам заместителя директора торгово-выставочного центра "Алмазный Двор" Олега Яковлева, затраты на изготовление "массовки" в России выше, чем в Китае или Индии, примерно на 30 процентов, поскольку у нас рабочая сила дороже. Хотя цена на золото и бриллианты в России на 5 процентов ниже мировой, но 20 процентов НДС и 5-процентный акциз снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. Так что наши ювелиры работают с мелкими камнями, а крупные уходят за границу. В результате российские бриллианты теряют в цене. Как это происходит? Например, для производства украшения с бриллиантом в 1 карат требуется не более 5 граммов золота, а цена золота вместе с работой составляет порядка 50 долларов, при том что само украшение будет стоить около 10 000 долларов. Профессионалы считают, что в изделиях с камнями от двух карат золото "вообще ничего не стоит". Но при работе с камнями не более 0,1 карата уже 55 процентов стоимости приходится на металл и работу. Таким образом, российские ювелиры как бы завышают расценки на свою работу, тогда как стоимость основной составляющей - бриллианта - снижается. Одна из основных причин этого - высокая налоговая ставка. Как считает вице-президент Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич, освобождение от НДС при продаже драгоценных камней и драгметаллов может способствовать увеличению продаж ювелирных изделий примерно на 23 процента.
Но, разумеется, в России покупают не только "массовку". В последнее время активизировался и рынок элитных ювелирных изделий - появились люди, которые могут позволить себе купить бриллиант именно как украшение, а не в качестве долгосрочного вложения капитала. Активно продвигаются такие мировые брэнды, как Chopard, Tiffany и другие. Появляются на этом рынке и новые игроки.Так, в 2001 году De Beers образовала совместное предприятие с мировым лидером по производству предметов роскоши - компанией LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy) и начала выпускать украшения под маркой De Beers. Исполнительный директор De Beers Гэри Рэйф заметил, что 80 процентов продаж парфюмерной продукции и 50 процентов продаж часов приходится на известные марки, тогда как украшений с бриллиантами под известными марками продается только 13 процентов, и это явное упущение, поскольку брэнд позволяет значительно активизировать сбыт. "Через пять лет в алмазной промышленности будет больше конкурирующих торговых марок, чем сегодня", - считает он.
Другой полюс российского бриллиантового рынка - это некачественные камни, которые на сленге ювелиров называются "хлам". "Хлам" в Россию импортируется из Китая, Индии и Турции, причем по "серым схемам" и благодаря дешевизне расходится очень быстро через небольшие ювелирные магазины. Виной тому специфическая психология российского потребителя, оставшаяся с советских времен: бриллиант ценен сам по себе, а кто его обработал - дело десятое. Именно по этой причине прилавки завалены недорогими бриллиантами, выдаваемыми за первосортные, благо покупатель без специальных навыков вряд ли способен отличить камень чистой воды от "шестерки". Вот мнение Василия Старко, начальника отдела маркетинга смоленского алмазообрабатывающего объединения "Кристалл": "Российских камней на прилавках - процентов 40-50 от общего числа. Что же касается нелегального ввоза бриллиантов в Россию, то показательны такие цифры: из 350 миллионов долларов доля легального рынка составляет 190 миллионов. Остальное - нелегальный. Проще говоря, камни привозят просто в карманах, благо никакой детектор на таможне их "не видит".
Из истории
От Голконды до Якутии
Первые алмазы были найдены в Индии, в Голконде, приблизительно в 800 году до н. э. Там же были добыты и многие из камней, вошедших в историю, как, например, "Кохинур". По преданию, когда его нашли, он весил около 900 каратов. С самого начала этот алмаз приносил своим владельцам неприятности. Из восемнадцати правителей, владевших им по очереди, одни были убиты в результате дворцовых заговоров или пали в сражениях, другие низложены. И никто не расставался с "Кохинуром" по своей воле. Афганский принц Шах-Шуджа в середине XIX века отдал "Кохинур" врагам только под пытками. Принц считал, что этот камень приносит удачу.
Верил в алмазную удачу и Наполеон. В эфесе шпаги он носил знаменитый "Регент".
В преданиях об алмазах говорится также, что кроме удачи они дарят здоровье и успех. А также оберегают от умственных расстройств и импотенции, предохраняют от действия ядов и чумы. Индусы еще в древности подметили, что чума сначала поражает бедняков, у которых бриллиантов нет.
К XVIII веку алмазные месторождения в Индии истощились, зато были открыты новые, в Бразилии. Эта страна оставалась основным мировым поставщиком камней до 1866 года, пока какой-то европейский путешественник, исследовавший юг Африки, не обратил внимание на мальчишку, игравшего блестящим камешком. Так началась "алмазная лихорадка", приведшая к падению цен на камни. Только в 1888 году бизнесмен Сесиль Родс, подписав чек на сумму, эквивалентную нынешним 200 миллионам долларов, основал компанию De Beers Consolidated Mines. Чтобы стабилизировать рынок, добыча алмазов в Южной Африке была снижена на 40 процентов. Тысячи горняков и гранильщиков остались без работы, но зато цены на алмазы пошли вверх. А в 1893 году была создана первая структура по сбыту алмазов Diamond Syndicate, которая объединила пять добывающих компаний и позволила контролировать сбыт камней во всем мире.
В настоящее время на долю De Beers приходится порядка 50 процентов мировой добычи алмазов и около 80 процентов продаж. Только в последнее время под давлением антимонопольных комиссий De Beers начинает ослаблять контроль алмазного рынка. Хорошо ли это - покажет будущее.
К. В.