"Вокруг крупнейшей естественной монополии - РАО "Газпром" - продолжает развиваться международный скандал. Из Госдумы, правительства и корпоративных пентхаусов он уже вылился на страницы российской и международной печати. 12 марта британская "Дейли телеграф" сообщила, что Саймон Коквелл, трейдер-"медведь", предрекший крах империи Роберта Максвелла, привлек миллион долларов для финансирования кампании и судебного разбирательства против Бориса Федорова. Коквелл утверждает: потеряны сотни миллионов долларов стоимости акций российского газового гиганта из-за атак Бориса Федорова на руководство компании. Якобы, используя слабость отечественного законодательства, Федоров скупил более 10 процентов акций газового монополиста. Так что же происходит?
В конце февраля британская газета "Индепендент" сообщила, что английская юридическая фирма "Класс Ло" от имени владельцев АДР на акции "Газпрома" направила жалобу в адрес Лондонской фондовой биржи (LSE). Предметом жалобы стала деятельность члена совета директоров "Газпрома" Бориса Федорова.
По мнению юристов "Класс Ло", Федоров создал специальную схему, которая позволяла в обход указа президента N529 от 28 мая 1997 года скупать акции "Газпрома" на внутреннем рынке России в собственность иностранных юридических лиц. В итоге курс АДР на мировом фондовом рынке упал, а курсовая стоимость внутренних акций выросла. Капитализация "Газпрома" в целом снизилась. Саймон Коквелл в "Дейли телеграф" оценил ущерб в "сотни миллионов долларов", а среди пострадавших оказались даже такой известный биржевой спекулянт, как Джордж Сорос.
Аналогичная жалоба была направлена в Комиссию по ценным бумагам и рынкам США. А председателю совета директоров "Газпрома" Дмитрию Медведеву юристы "Класс Ло" направили письмо с просьбой дать оценку деятельности Федорова, рассмотрев вопрос о правомочности его пребывания в совете директоров компании.
Криминальное чтиво
Все начиналось с письма главы Минэкономразвития Германа Грефа председателю совета директоров "Газпрома" Дмитрию Медведеву с просьбой провести аудит компании и разобраться в отношениях с газовой компанией "Итера". Три дня спустя совет директоров "Газпрома" выполнил просьбу-поручение Грефа: аудитором утвержден "ПрайсУотерхаузКуперс". Тогда Федоров (он был против этого решения) стал раздавать скандальные интервью (что не могло способствовать повышению капитализации "Газпрома"), требуя от лица миноритарных акционеров провести "независимый" аудит "Газпрома" силами компании "Делойт энд Туш". При этом "Делойт" является аудитором контролируемой Федоровым Объединенной финансовой группы. Комментируя жалобу юристов "Класс Ло" в адрес Лондонской фондовой биржи, Федоров заявил газете Independent on Sunday: "Никто не обращал внимания на то, что я делаю с акциями "Газпрома". Лишь когда всплыл вопрос о независимом аудите, начали появляться все эти скандальные статьи". Впрочем, "скандальные статьи" формально появились все-таки раньше, чем формально был поставлен вопрос о независимом аудите. Что касается операций Федорова с акциями "Газпрома", то за этими операциями уже более полугода следили правоохранительные органы.
24 ноября прошлого года следователь Следственного управления при УВД Северного административного округа г. Москвы Свиридова Е.А. направила в адрес совета директоров "Газпрома" письмо. Вот несколько цитат из него. "В ходе проверки ИБ "Восток - Запад" за период 1997- 1998 гг. установлены компании-нерезиденты (место регистрации - республика Кипр) "Парбури Трейдинг Лимитед" и "Арролл Инвестмент Лимитед", которые проводили крупные операции с акциями российских предприятий, в том числе ОАО "Газпром".
Указанные компании представительства в Москве не имели, управление их капиталом осуществлялось через подставных лиц. Было установлено, что действующие таким образом компании "Парбури Трейдинг Лимитед" и "Арролл Инвестмент Лимитед" выступили учредителями ряда российских фирм с крупным уставным капиталом, компаний, предназначенных для скупки акций. При этом они как выступали непосредственными учредителями фирм, так и действовали через зависимые от них компании...
При проверке указанных в п. 1 фирм (ООО "Оникс-Инвест", ООО "Ариал", ООО "Вега-Трейд", ООО "Информ-Актив" и др.) было установлено, что все они являются акционерами ОАО "Газпром" и совместно владеют пакетом акций, составляющим около пяти процентов от общего количества акций ОАО "Газпром"... Причем некоторые из этих фирм выступили учредителями друг друга в один и тот же день, что противоречит законодательству РФ и может повлечь за собой признание недействительности их регистрации, то есть ничтожность всех заключенных ими сделок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, ряд указанных фирм напрямую учреждены фирмами-нерезидентами или имеют 100% иностранный капитал, что, по нашему мнению, противоречит указу президента РФ N 529 от 1997 года...
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, считаю целесообразным:
1. Рассмотреть вопрос о необходимости проведения проверки на соответствие существующему законодательству фактов приобретения указанными фирмами акций ОАО "Газпром".
2. Решить вопрос о размере возможно нанесенного ущерба ОАО "Газпром" в результате деятельности указанных фирм". Конец цитаты.
Какое отношение к Федорову имеет письмо следователя? А то, что все названные в этом письме фирмы являются корпоративными членами ЗАО "Объединенная финансовая группа" (ОФГ), в которой ему до недавнего времени принадлежало 60 процентов уставного капитала. Оффшорная компания "Парбури Трейдинг Лимитед" - соучредитель ОФГ. А сама ОФГ, в свою очередь, является, по данным "Делойт энд Туш", единственным учредителем "Парбури". Федоров был избран в совет директоров "Газпрома" только благодаря поддержке ОФГ.
Таким образом, по мнению юристов "Класс Ло", речь идет о конфликте интересов и использовании инсайдерской информации в целях обогащения группы акционеров. Кроме того, через влияние на "Газпром" можно оказывать давление на всю Европу, газовые потребности которой почти на 30 процентов удовлетворяются поставками из России.
"Разобраться в отношениях с "Итерой"
В то же время скандал вокруг миноритарного акционера Федорова и его брокерской деятельности - лишь часть общей проблемы прояснения чистоты финансовых потоков "Газпрома". В этой связи на Западе часто упоминают название газовой компании "Итера". Вдруг из ничего она стала третьим, а затем вторым по величине игроком на газовом рынке России после "Газпрома" и до недавнего времени - "Сургутнефтегаза". Также "Итера" превратилась в главного поставщика газа в страны СНГ. Сразу возник вопрос - а не является ли "Газпром" тайным собственником "Итеры". Что, впрочем, в обеих компаниях всегда отрицали. По этому поводу вице-президент "Итеры" Владимир Мартыненко однажды заявил, что ни одно из газпромовских лиц не является совладельцем "Итеры". В письме газете "Вашингтон пост" руководство "Газпрома" весной прошлого года сообщало: ни сотрудники "Газпрома", ни их родственники не являются основателями "Итеры" или ее подразделений, "Газпром" не является совладельцем "Итеры". Однако признавалось, что "Итера" купила на вторичном российском рынке "большой пакет" акций "Газпрома" без указания величины пакета. По уставу "Газпрома" такая покупка могла быть совершена только с согласия самого "Газпрома". Монополист также признал: "Итера" не имела лицензий на разработку ряда разрабатываемых ею газовых месторождений. Эти лицензии частично принадлежат самому "Газпрому", частично - другим фирмам. "Итера" эксплуатирует эти месторождения, ибо не эксплуатируют их собственники. Мартыненко объяснял это в свое время так: "Газпром" не заинтересован в разработке малых месторождений, тех, которые слишком малы по газпромовским стандартам. Такие месторождения могут разрабатывать малые компании вроде "Итеры".
Начало бурного роста "Итеры" датируется примерно 1998 годом. Начинала она в качестве компании со штаб-квартирой в городе Джексонвилль (штат Флорида), специализируясь на посредничестве между "Газпромом" и его клиентами на Украине и других странах СНГ. Посредник был нужен прежде всего для выбивания долгов. В роли "жандарма" выступила фирма, основанная бывшим велосипедистом с мировым именем Игорем Макаровым из солнечного Туркменистана, преуспевшим на бартерных сделках вроде "продовольствие за газ" эпохи распада СССР. Затем "Итера" двинула в Россию, начав там газодобычу. Первый контракт на поставку газа в РФ был подписан со Свердловской областью. С 1998 года газодобыча "Итеры" в России выросла с 1, 1 млрд. кубометров до 6, 7 млрд. в 1999 году и до 20 млрд. в 2000-м.
Теоретически (на практике доказать это сложно) можно предположить, что секрет роста "Итеры" кроется в специфической ситуации вокруг "Газпрома" как ведущего спонсора бюджета страны, одного из главных поставщиков валютной прибыли России. Его отношения с бюджетом - это история политически мотивированных исключений из правил: когда "Газпрому" говорят "надо! ", он всегда отвечает "есть! ", спасая бюджет, бюджетников и лицо России перед внешними кредиторами. Но при этом сам страдает от неплатежей - со стороны Украины или российских бюджетников. Все 90-е годы "Газпром" безнадежно путался в долгах себе и непонятно как рассчитываемом бартере.
Это, кстати, одна из причин, по которой "Газпром" регулярно недоинвестирует в газовые разработки, - а таково одно из обвинений, бросаемых ему тем же Федоровым. Монополист старается сокращать газодобычу в России: в 2000 году он запланированно сократил ее с 520 млрд. кубометров до 495 млрд. Дефолт 1998 года нанес по компании еще один удар: внутренний рынок стал еще более проблематичным, а внешний стал закрыт для заимствований в инвестиционных целях. И 1998 год как раз стал годом начала роста "Итеры". Как сказал газете "Вашингтон пост" анонимный западный аналитик, "до августа 1998 года стратегия "Газпрома" состояла в том, чтобы зарабатывать на российском рынке. После 1998 года это стало невозможно. Тогда "Газпром" решил - пусть это делают за нас, дав зеленый свет "Итере".
В результате "Газпром" сегодня имеет аккумулированные неплатежи до 4 млрд. долларов, но не "Итера", куда более эффективно решающая такие проблемы. Де-факто "Итера" становится агентом "Газпрома" по поставкам газа странам СНГ. Хотя официально ни в одной бумаге этого не сказано. Некоторые западные аналитики утверждают, что до 85% газа, поставляемого СНГ, идет именно через "Итеру".
Вопрос об "Итере" в контексте прозрачности газпромовских финансов вновь всплыл в умах международных инвесторов в феврале, когда на мировых рынках стала обсуждаться новость: "Газпром" собирается выпустить облигации в целях заимствования до 500 млн.долларов. Примечательно, что само известие было обнародовано не компанией, а иностранными банками (Schroder Salomon Smith Bamey и Credit Suisse First Boston), уполномоченными проводить операцию. К тому времени Европейский банк реконструкции и развития отложил решение о выделении "Газпрому" кредита на 250 млн. долларов. Причины были названы две: отсутствие прозрачности финансовых отношений с "Итерой", а также с другой компанией - "Стройтрансгаз".
Тем не менее 1 марта было объявлено: "Газпром" взял 250-миллионный кредит у консорциума европейских банков во главе с HypoVereinsbank и при участии Credit Agricole Indosuez и WestLB на строительство газопровода в Турцию в рамках проекта "Голубой поток" (еще 2, 6 млрд. долларов предоставят японские и итальянские кредиторы). При этом кредит взят под весьма выгодные 3, 95%, что, кстати, почти в три раза ниже процентов по российскому суверенному внешнему долгу (10%).
Для служебного пользования
Однако сегодня бикфордов шнур международного скандала быстрее все же горит со стороны Федорова. На первый план вышли упоминавшиеся выше "серые" схемы торговли акциями "Газпрома". "Дейли телеграф" написала, что "Федоров обеспечил себе около 11 процентов голосов, не потратив ни пенни личных денег". А может так случиться, что у Федорова в итоге не останется ни одной акции.
Уже упоминавшийся указ президента РФ от 28 мая 1997 года ограничил права иностранцев на покупку и владение акциями "Газпрома" до того момента, пока государство владеет блокирующим пакетом акций, то есть пока приватизация "Газпрома" не завершена. И любая продажа акций газового гиганта нерезидентам должна оформляться постановлением правительства. Так, немецкому "Рургазу" пришлось покупать акции "Газпрома" в соответствии с этим правилом, но и по ценам на порядок выше, чем цены внутреннего рынка. Дело в том, что ограничение на покупку акций нерезидентами создало повышенный спрос на них за рубежом. Указ N 529 носит дискриминационный характер. Но он позволяет государству потихоньку, мелкими партиями реализовывать свой пакет акций "Газпрома" по максимальной цене. Поддерживается курсовая стоимость акций. Создав же систему ОФГ, Федоров, говорят его оппоненты, скупил для иностранцев не менее 10% акций "Газпрома" на внутреннем рынке, по сути в обход указа.
Когда это выяснилось, иностранные акционеры забили тревогу, а прокуратура выдала санкцию на выемку учредительных документов миноритарных акционеров "Газпрома", объединенных под эгидой ОФГ. Пошла шумиха. Федоров в ответ не молчит и обвиняет "Газпром" в отсутствии прозрачности и в том, что против него "развязана истеричная и наглая кампания по дискредитации".
Чем кончится "частная" война Федорова с "Газпромом", пока сказать трудно. И та и другая сторона по многим причинам не может в ней быть абсолютно объективной и беспристрастной. И та и другая сторона вряд ли выйдет из схватки чистым победителем.
Таковым в этой ситуации, быть может, станет государство. Оно будет не только стремиться получить более четкое представление о финансовых потоках "Газпрома", но и попытается контролировать их к своей, государственно-капиталистической, пользе.
Завтра "Известия" опубликуют мнение Бориса Федорова по поводу ситуации вокруг него лично и "Газпрома" в целом. "