"Уважаемая редакция! В феврале в вашей газете была опубликована статья о бывшем крупном политическом деятеле и вице-премьере правительства Борисе Федорове. Нельзя ли подробнее рассказать о нынешних его делах - что сделало его богатым, чьи интересы он обслуживает. Не скрою, мне всегда был крайне несимпатичен этот человек, служащий, по моему мнению, только своим интересам.
Александр Трошин, экономист.
Борис Федоров в молодости подвизался в ЦК КПСС. На аппаратной должности небольшого калибра. Чего не скажешь о его перестроечной карьере. Тут он развернулся в полный - и немалый! - рост. И вице-премьером был, и министром, и в ЕБРР послужил. И налогами казну обогащал нещадно. Но вкуса к мелочам не утратил. И в последнее время стал самым яростным защитником мелких, то бишь миноритарных, акционеров в крупнейших естественных монополиях России. Потеряв все государственные должности, но, очевидно, не все рычаги влияния, Федоров вошел в советы директоров двух ведущих естественных монополий - РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром", а теперь пытается войти и в совет директоров крупнейшего "системообразующего" учреждения - Сбербанка.
Судя по тому, что мелкие функционеры дружно выдвигают Бориса Григорьевича во всевозможные советы директоров, ему оказывается полное доверие. Но на чем оно основано? Неужто исключительно на былых номенклатурных заслугах?
Отнюдь. В 1994 году Федоров совместно с некоей английской фирмой учредил ЗАО "Объединенная финансовая группа" (ОФГ). Затем ОФГ взяла в управление банк "Восток-Запад". В результате банк был разорен, а его многомиллионные активы выведены в ряд родственных ОФГ оффшорных фирм на острове Кипр. Только вкладчики и кредиторы потеряли на этом деле в тот момент около 25 миллионов долларов. Уголовное расследование по банку "Восток-Запад", возможно, неожиданно для Федорова, пролило свет на серую тень его финансовой деятельности. То есть раскрыло механизм хитроумных схем, при помощи которых он проложил путь к естественным монополиям, прежде всего к "Газпрому".
Суть в том, что президентский указ от 28 мая 1997 года помог "Газпрому" избежать ваучерной приватизации, то есть распродажи за бесценок иностранцам. Согласно этому указу рынок акций "Газпрома" был поделен на две неравные части. Акции на внутреннем рынке, предназначавшиеся для инвесторов-резидентов, сегодня котируются на уровне 30-35 центов. Иностранные же инвесторы должны покупать американские депозитарные расписки (АДР), каждая из которых равна 10 акциям "Газпрома", но стоит при этом во много раз дороже внутренних. Борису Федорову удалось придумать и внедрить модель, позволяющую нерезидентам, то есть иностранцам, скупать "внутренние" акции. При этом дешевые акции, естественно, подскочили в цене, а депозитарные расписки расти перестали.
Прежде чем предпринять попытку раскрыть "серые" схемы, нарисованные на фирменном бланке ОФГ, стоит заглянуть в рекламный проспект компании, где с обезоруживающей откровенностью написано, что Объединенная финансовая группа "предоставляет зарубежным клиентам возможность производить инвестиции в российские ценные бумаги, которые, согласно российскому законодательству, не могут находиться в собственности лиц-нерезидентов". А далее в проспекте прямо называются объекты инвестиций - "Газпром" и Сбербанк. Следовательно, эту цитату можно перевести примерно так: "Уважаемые клиенты! Мы поможем вам нарушить российские законы". Ведь по президентскому указу до окончания процесса приватизации компании на "Газпром" не распространяется действие закона о ценных бумагах и участие иностранных фирм имеет ограничения, о которых мы уже говорили.
Как бывший правительственный чиновник, Федоров прекрасно понимал, что если закон нельзя исполнить, то его можно обойти. Тем более что в любом законе, как в заборе, всегда есть лазейка. И Борис Григорьевич ее нашел, работая еще в правительстве. Отработана уже привычная схема. Две, как правило, московские, "дочки" ОФГ регистрируют, к примеру, в райцентре Агинское Читинской области три компании. В штатах этих чичиковских фирм числятся по 1 - 2 человека, а их уставный капитал в момент "непорочного зачатия" в соотношении 50: 50 делят "москвичи". Но самое главное происходит чуть позже. Одна из этих фирм где-то через неделю-две реорганизуется, и в состав ее учредителей входит оффшорная, как правило, кипрская компания, покупающая от 35 до 45 процентов паев и увеличивающая уставный капитал на энную сумму. Одновременно в состав учредителей данной фирмы входят две другие, уже знакомые нам структуры далекого сибирского райцентра. Они покупают в равных долях оставшийся пай. Затем аналогичная процедура переучреждения повторяется в отношении двух других фирмочек. В результате деньги, "закачанные" в первую фирму, фактически движутся по кругу: перенаправляются во вторую, а из нее - в третью.
"По дороге" уставный капитал всех трех "предприятий" непрерывно растет: читинские "однодневки" всякий раз переучреждаются со все большим "уставняком". По завершении круга все они используют "закачанные" деньги для беспрепятственной скупки "внутренних" акций "Газпрома", предварительно передав все свои права, в том числе право заключения договоров на покупку акций, в руки ОФГ (читай - Федорова). Последний становится фактическим владельцем всей цепочки, несмотря на то, что использованным в схеме подконтрольным ОФГ кипрским и ирландским оффшорам принадлежит в бесчисленных читинских 000 менее 50 процентов паев. Ведь остальные паи эти оффшорные компании контролируют через две другие читинские компании. Получается абсолютно замкнутый круг, в котором все подконтрольны ОФГ и оэфгэшным оффшорам и при этом никто не подпадает под определение нерезидента. Эта абсолютно замкнутая схема представляется еще и абсолютно чистой. Ведь все читинские 000 по отдельности выглядят самодостаточными российскими компаниями-резидентами. Но в совокупности-то они полностью контролируются ОФГ! Известно также, что никакой особой деятельности эти фирмы не вели, а лишь получали дивиденды по акциям "Газпрома" и других естественных монополий. За время работы Федорова в правительстве и после его ухода в бизнес таких фирмочек-ширмочек, ютящихся чуть ли не на одной лестничной площадке и руководимых зачастую одними и теми же людьми, было учреждено порядка шестидесяти. Эти "клоны", образовав пятнадцать блоков (по три в каждом) составили костяк "миноритариев", якобы мелких владельцев акций, поддержавших Федорова в борьбе за места в совете директоров "Газпрома" и РАО "ЕЭС".
Забавно, что иногда учреждаемые фирмы регистрировались раньше своих собственных учредителей. По-видимому, на Гавайях, где по традиции любят отдыхать читинцы, в эти дни была нелетная погода. Понятно, что двух-трех дней, в течение которых учредительные документы проходили регистрацию, недостаточно даже для изготовления печати. Видимо, здесь работал принцип "рояля в кустах". Однако же этими "миноритариями" скуплено сегодня чуть ли не полтора миллиардов акций одного только "Газпрома". Доля их среди акционеров этой естественной монополии составляет уже 6 процентов. Все это не очень хорошо пахнет и рано или поздно должно попасть в поле зрения правоохранительных органов.
"Серые" схемы, однако, не так безлики, как может показаться. Они имеют почерк. Впрочем, как и историю. В советские времена для того, чтобы передовой чабан получил звание Героя Социалистического Труда, ему к концу года пригоняли часть поголовья из соседних отар. Заработав награду, знатный овцевод тут же возвращал баранов обратно. Только Федоров своих золоторунных овечек не гоняет по высокогорным пастбищам, а, будучи человеком прогрессивным и обученным новейшим западным технологиям, клонирует. А в роли главной "овечки Долли" выступает все то же ЗАО "Объединенная финансовая группа".
Было бы наивно предполагать, что почти полтора миллиарда долларов свалились на затерянный в снегах читинский поселок только со счетов почившего в бозе банка "Восток-Запад". Судя по последним публикациям в мировой прессе, Федоров действует "волею пославших его" международных спекулянтов, испробовавших аналогичные схемы в разных странах мира, - Кеннета Дарта, братьев Чандлеров и других. Доказать это, впрочем, непросто, поскольку "групповой портрет" истинных хозяев г-на Федорова настолько закодирован, что они могут контролировать деятельность кого и чего угодно, не показываясь на люди.
Сейчас Федоров заявляет о необходимости либерализации рынка газпромовских акций. При этом Федоров ломится в открытую дверь: такую необходимость, но в постепенном варианте, признает уже и руководство "Газпрома". Но игра ведется по принципу: "если не можешь остановить процесс, постарайся его возглавить". Глядишь, и очередное тепленькое местечко в реорганизующемся правительстве достанется, А значит, и доступ к очередной внутренней (на жаргоне фондовых игроков - инсайдерской) информации появится. Кроме того, в своих многочисленных письмах член совета директоров со знанием дела предъявляет претензии к руководству "Газпрома", правительству, намекая на возможность вселенских разоблачений. Наверное, его вдохновляет пример небезызвестного Кеннета Дарта, который благодаря такому давлению получил баснословные отступные от ЮКОСа и "Сибнефти". Но даже если предположить, что Федоров подобной цели не достигнет, то дивиденды от сброса газпромовских акций тоже составят кругленькую сумму.
Если бы Федорову нечего было опасаться, то существующее положение дел, казалось бы, должно его устраивать. Торгуй по "серым" схемам и в ус не дуй. Однако если правоохранительные органы докопаются до сути федоровской "серость и докажут незаконность регистрации подставных фирм, то Федоров как минимум потеряет место в совете директоров "Газпрома", а с ним и эксклюзивный доступ к закрытой информации о делах компании. А значит, "серые" схемы торговли акциями будет сложнее задействовать, А уж ежели будет доказан преступный сговор, то исключением из директоров наказание не ограничится. "