Британский бизнесмен Саймон Коуквелл обвиняет русского скандалиста в нанесении ущерба акциям Газпрома
"На фондовом рынке таких, как британец Саймон Коуквелл, называют "медведями". Они делают немалые деньги тогда, когда многие биржевые игроки, поддавшись страху потерять капиталы при падении курса акций, спешно от них избавляются. Игра на бирже на понижение сопряжена с большим риском. Но он любит рисковать и выигрывает.
Вот и внешне Саймон Коуквелл (с ним мне удалось встретиться в его квартире в одном из престижных районов Лондона) выглядит, как медведь - внушительный рост и вес, неторопливость и уверенность в движениях.
- Я абсолютно уверен, что мы выиграем дело в суде и вернем наши деньги, - говорит мой собеседник. По его словам, на днях к группе индивидуальных держателей американских депозитарных расписок (АДР) Газпрома присоединился один из их главных обладателей из числа иностранных институциональных инвесторов, который, как и все, полон решимости добиваться через суд возмещения понесенных потерь.
- Наша "команда" еще более усилилась, - радостно замечает Коуквелл, - это весьма кстати, поскольку подготовка материалов для подачи в суд подошла уже к завершающей стадии. Мы сейчас тратим на адвокатов и экспертов около 1 млн. долларов и, если потребуется, увеличим эти расходы...
Британский бизнесмен считает, что к настоящему моменту собрано уже достаточное количество материалов, которые могут быть использованы в качестве доказательств на суде. И добавляет:
- Больших проблем с доказательством нашей правоты не будет - она очевидна даже неспециалистам.
Коуквеллу, как мне показалось, и в этой ситуации не изменяет присущее ему чувство азарта и биржевого игрока. Хотя то, что он и его единомышленники затеяли, - это не просто игра, а довольно серьезное дело.
- Я и другие держатели АДР понесли большие потери из-за действий бывшего министра финансов России Бориса Федорова, который проигнорировал права тех нерезидентов, кто вступил в партнерские отношения по этим ценным бумагам с концерном Газпром, - утверждает британец. - Федоров, являясь членом Совета директоров Газпрома, продал по ценам внутреннего рынка нерезидентам через свою группу "UFG" определенное количество газпромовских акций, которые предназначены только для резидентов и, следовательно, для обращения на российском фондовом рынке.
По оценке самого Коуквелла, такая медвежья услуга для всех иностранных владельцев АДР обернулась тем, что стоимость акций упала более чем в два раза, а рынок в этом секторе ценных бумаг оказался подорванным.
Конечно, финансовая сторона дела касается иностранных инвесторов, замечает Коуквелл. Но в целом возникшая ситуация вокруг АДР не может, по его словам, не беспокоить и россиян.
- Федоров, по существу, экспортировал из России часть государственной ценности, продав иностранцам по низкой стоимости часть Газпрома, в котором государство владеет определенным пакетом акций, - делится своим мнением на этот счет британец. По его словам, если бы он был российским гражданином, то обязательно задался бы вопросом, почему так произошло.
Коуквелл полагает, что судебный процесс, который скорее всего начнется в Лондоне, помимо всего прочего будет еще и своего рода проверкой уровня корпоративной этики и правил поведения в российском бизнесе:
- Я уверен, что для российских предпринимателей мировой фондовый рынок представляет интерес в долгосрочном плане, - поясняет он свою мысль.
Таким планам, как он считает, Федоров - умышленно он это делал или неосознанно - нанес ущерб. Поэтому, если в России будут мириться с такими нарушениями "корпоративного поведения", то это будет "работать" против российской экономики. Не на пользу России и ситуация, при которой такой ведущий в стране концерн, как Газпром, ассоциируется кем-то с недобросовестными маневрами, подрывающими доверие к российскому фондовому рынку, полагает Коуквелл.
Кстати, по словам британца, он уже предложил Совету директоров Газпрома вывести из его состава Федорова. Такое предложение содержится в письме, направленном им в Газпром. Как объясняет британец, в этом письме он аргументирует свое предложение тем, что личность Федорова несовместима с теми обязанностями, которые он должен выполнять как член Совета директоров.
Это было не первое письмо в Москву в связи с готовящимся судебным процессом, поясняет Коуквелл. Еще 12 февраля его адвокаты отправили письмо, адресованое Совету директоров Газпрома, в котором руководство концерна было поставлено в известность "об определенных фактах". На это, по словам британца, был получен ответ с подписью человека, имеющего фамилию Борис Федоров. Суть его сводится к отказу рассматривать поставленные в письме адвокатов вопросы. Как считает Коуквелл, в случае выигрыша дела возмещение держателям АДР ущерба может быть осуществлено различными существующими на этот счет способами. В частности, это может быть замораживание средств ответчика на счетах зарубежных банков. По его словам, пока точно трудно сказать, какую сумму затребует сторона истца для выплат в качестве компенсации понесенных потерь. "Думаю, что это будут сотни миллионов долларов", - предполагает Коуквелл.
- В этой ситуации я хочу не только добиться компенсации, но еще и заработать, - признает мой собеседник.
По его словам, механизм получения дополнительной выгоды довольно прост. Для этого он сейчас приобретает претензии по АДР у отдельных их держателей по цене, которая меньше суммы предполагаемых компенсационных выплат по ним. После же выигрыша судебного .процесса перекупленные таким образом претензии будут предъявлены ответчику для выплаты компенсаций в полном объеме.
Коуквелл очень удивился, когда узнал, что некоторые российские СМИ его действия пытаются интерпретировать как некое выполнение заказа со стороны Газпрома.
- Я не имею никаких отношений с Газпромом и никогда ни с кем из этого концерна не встречался, да и в России ни разу не был, - с усмешкой поясняет он.
По словам собеседника, о роли Федорова в "деле" с АДР он узнал от других держателей этих ценных бумаг, поэтому-то и считает его ответственным за "некомфортную ситуацию", возникшую в связи с этим у Газпрома.
- От зарубежных держателей газпромовских АДР Борис Федоров аплодисментов вряд ли дождется. "