"В нашем крупнейшем газовом монополисте опять скандалят. И если раньше возмутителем спокойствия, то есть инициатором наездов на руководство "Газпрома", выступал в основном Борис Федоров - глава Объединенной финансовой группы и рьяный защитник интересов миноритарных акционеров, то теперь настала очередь отдуваться самому Федорову, причем по искам тех же миноритарщиков. Время для мочилова выбрано вполне подходящее. Оно как раз приурочено к собранию акционеров "Газпрома" (29 июня), на которое федоровским смутьянам, то бишь ответчикам, вход должен быть закрыт.
На сегодняшний день московские суды по искам Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров наложили арест на 2,27% акций "Газпрома", принадлежащих компаниям "Оникс-Инвест", "Ареал", "Регал", "Фондовый мир", "Прогресс-ТНК", входящих в ОФГ. Но это только начало. По словам координатора ассоциации Сергея Карпова, его организация намерена добиваться ареста всех газпромовских акций, принадлежащих ОФГ. Речь идет о 6%-ном пакете, рыночная стоимость которого оценивается почти в миллиард долларов. По мнению Ассоциации, львиная доля этих акций была приобретена незаконно. Карпов не без оснований считает арест мерой вполне оправданной и даже необходимой, потому что федоровская команда может, во-первых, перевести свой капитал на подставные фирмы, а во-вторых, просто обрушить рынок, начав массовый сброс.
Арестом акций Арбитражный суд не ограничился и вынес решение запретить компаниям "Оникс-Инвест" и "Ареал" участвовать в годовом собрании акционеров. Но и это еще не все. Из списка претендентов на членство в Совете директоров "Газпрома" постановлением суда (до рассмотрения спора по существу) вычеркнуты персонально Федоров и три его соратника: Райан, Щербович и Тыртышкин. Таким образом, если суд решит в пользу истца, то "Газпром" избавится от своего главного раздражителя.
Что же касается самого Бориса Федорова, то он вряд ли сдастся без борьбы. В ОФГ заявляют, что для судебных исков нет никаких оснований, акции приобретались вполне законно, а весь наезд организован по указке руководства "Газпрома", которое спит и видит, как бы ему выкинуть из состава Совета директоров Федорова и иже с ним. Задумка менеджмента, по мнению ОФГ, заключалась в том, что даже если суд отклонит иски, это будет уже после собрания акционеров, и Федоров в любом случае пролетел.
Пока "паны" выясняли отношения, рынок занервничал, и акции "Газпрома" изрядно подешевели. Вряд ли это напрямую связано с арестом акций, судами и ожиданиями смены руководства в "Газпроме". Аналитики склонны считать это падение скорее коррекцией после бурного роста котировок, вызванного сообщениями о слиянии внутреннего и внешнего рынков акций "Газпрома". Кроме того, рынок акций "Газпрома" достаточно хорошо управляем как со стороны самого "Газпрома", так и со стороны государства, которое в последнее время заметно активизировалось и стало проводить более внятную и энергичную политику. Поэтому не исключено, что эти колебания котировок также могут являться частью политики и служить для каких-то целей.
Многие аналитики обратили внимание, что падение котировок началось еще до ареста акций, поэтому поспешили сделать вывод о нечестной игре с использованием инсайдерской информации. Например, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин не исключает, что инсайдеры, которые заранее были осведомлены о факторах, способствовавших росту, и о факторах, способствовавших падению, могли на том и на другом прилично заработать. Ведь многие российские инсайдеры, в отличие от западных, очень часто участвуют в принятии решений.
Использовала ли ОФГ инсайдерскую информацию, которую Федоров мог получить как член Совета директоров "Газпрома", сказать трудно. Доказательств нет, но и исключать этого нельзя, поскольку на российском фондовом рынке такая практика была, да и остается обычным делом. На Западе это считается преступлением, а у нас соответствующий закон был только недавно принят. А в России от принятия закона до его применения, как известно, дистанция огромного размера.
Но почему же все-таки Федоров пострадал именно от руки миноритарных акционеров, интересы которых он всегда с таким жаром отстаивал? Разгадка заключается в том, что миноритарные акционеры - это отнюдь не монолит, и там тоже есть разные группы. Федоров представлял интересы акционеров, работающих в основном на открытом рынке. Те же, кто имел и имеет с "Газпромом" устойчивые экономические связи и долгосрочные интересы, просто временно использовали его в качестве тарана для достижения своих целей. По мнению Делягина, "Федоров как фактор давления был полезен и даже необходим крупным западным инвесторам, когда те хотели прийти к какому-то соглашению с российскими властями. Но после того как такое соглашение было достигнуто, он стал не нужен и начал раздражать".
Таким образом, получается, что Федоров мешал всем, включая государство, которое, с одной стороны, до поры благосклонно воспринимало его разоблачительные пассажи в адрес менеджмента компании, а с другой стороны, было озабочено тем, что ОФГ хапнула слишком жирный кусок газового монополиста. Видимо, пришло время "осадить молодца", да и всему остальному российскому бизнесу не мешало лишний раз показать, кто в доме хозяин. Раз "рыло в пуху" - сиди и не выступай. А "в пуху" оно, как известно, почти у всех.
В контексте всего этого скандала и в связи с годовым собранием акционеров, естественно, заговорили о возможных перестановках в руководстве "Газпрома", и главный вопрос, конечно, - усидит или не усидит Рэм Вяхирев?
Масла в огонь подлило неожиданное назначение Виктора Черномырдина послом в Украину. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что этот факт свидетельствует в пользу Вяхирева. Теперь он может спать спокойно, поскольку тень крупнейшего авторитета, создателя "Газпрома" и серого кардинала российского ТЭКа отодвинулась от заветного кресла, похоже, надолго.
Попутно заметим, что нынешнее назначение Черномырдина - очень сильный и правильный ход Владимира Путина. Во-первых, это красноречивый политический жест, который подчеркивает значимость для России отношений со своим ближайшим соседом. Во-вторых, Черномырдин действительно хорошо знает всю подоплеку хозяйственных связей с Украиной, особенно в топливно-энергетической области, поэтому он сможет найти правильный подход к украинскому руководству и действительно усилить влияние России на Украине. В-третьих, он пользуется большим авторитетом среди украинских промышленников, его знают, к его мнению прислушиваются. Так что это отнюдь не почетная ссылка. И если в нынешней непростой внешнеполитической ситуации ему удастся должным образом осуществить свою миссию, то это перекроет все смутные времена его премьерства и станет весьма достойным заключительным аккордом его карьеры.
А что касается Вяхирева, то, несмотря на склонность Путина делать резкие и непредсказуемые кадровые ходы, в данном случае все говорит о том, что Вяхирева скорее всего не тронут. И не тронут не потому, что его не кем заменить. А, прежде всего, потому, что вместе с Вяхиревым придется менять всю команду лично ему преданных профессионалов. А вот с этим уже сложнее. Их просто нет, а ставить дилетантов опасно. Поэтому в нынешней ситуации для государства менять Вяхирева - себе дороже, тем более что после вылившихся на него потоков компромата (кстати, не без помощи Бориса Федорова) он стал гораздо более управляем. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить весь комплекс украинских проблем или НТВ. Таких услуг не забывают, тем более что речь шла не о каких-то шкурных интересах, а о государственной политике в целом. Поэтому будут договариваться. "