Акционерные меньшинства отказываются считать Бориса Федорова своим защитником
"26 апреля Черемушкинский межмуниципальный (районный) народный суд Юго-Западного административного округа города Москвы по иску одного из мелких акционеров "Газпрома" - участников Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров - наложил арест на акции газового концерна, которые принадлежали ООО "Регал", входящему в контролируемую Борисом Федоровым "Объединенную финансовую группу" (ОФГ). Решение Черемушкинского суда фактически означает, что компании, входящие в ОФГ, являются иностранными, а скупка этими компаниями более 6 процентов акций "Газпрома", обеспечившая Борису Федорову место в совете директоров "Газпрома", была незаконной. Но это решение было только началом крушения бронепоезда "Федоров и Ко"...
Борису Григорьевичу Федорову, человеку с темпераментом и воображением бывшего депутата Госдумы, министра финансов и главы налоговой службы, определенно следовало родиться пораньше: какой бы вышел комиссар или экспроприатор! Но - время не то, и приходится размениваться на мелочи. Последним увлечением БГ-3 (за N 1 в этом реестре "числится" Господь Бог, за N 2- рок-кумир Борис Гребенщиков) стала борьба за права акционерных меньшинств - так называемых миноритарных акционеров крупнейших российских компаний и банков. Дело это, как выяснилось, позволяет и шашкой вдоволь помахать, и барским имуществом разжиться. Во всяком случае, история с "серым" рынком газпромовских акций, созданным при деятельном участии Бориса Федорова, принесла, по мнению английской "Таймс", "Объединенной финансовой группе" не менее полумиллиарда долларов.
"ОГ" уже писала о "серых" схемах, которые Федоров и его ОФГ использовали для скупки акций "Газпрома" (см. "Россия в оffшорах" в N11 от 15 марта с.г.). Чуть позже в российской прессе, со ссылкой на источники в прокуратуре Северного административного округа Москвы, появились многочисленные публикации об уголовном деле N 87022, в котором указанные схемы фигурируют.
Реакция Бориса Федорова была вполне предсказуема: в своем обычном, с отрепетированной наглецой, стиле, характерном даже для его официальных писем, он переложил всю ответственность за "развязывание истеричной и наглой кампании по дискредитации меня и независимых акционеров" на менеджмент "Газпрома", который Федоров, по его инсценировке, неоднократно пытался "вывести на чистую воду", то критикуя за непрофильные инвестиции, то навязывая дополнительную аудиторскую проверку. При этом Борис Григорьевич, к тому времени полностью вошедший в роль "пламенного миноритария", не забывал лишний раз козырнуть "поддержкой" миноритарных акционеров, которые избрали его в совет директоров якобы с целью "борьбы с разделением рынка".
Тем не менее действия следственной группы, кажется, не на шутку раздражили обычно невозмутимого Федорова. С одной стороны, он в косвенной форме признал использование ОФГ специфических схем покупки внутренних акций "Газпрома" и моментально "заложил" другие компании, которые, по его словам, предлагали схемы, аналогичные ОФГ. В "список Федорова" попали такие крупные финансовые игроки, как Дойче-банк, "Кредитанштальт", "Флемингс ЮСБ", "Саломон бразерс" и "Тройка-Диалог". С другой стороны, "пассионарий" отверг обвинения по поводу незаконности схем, используемых ОФГ. При этом всех тех, кто обвинял ОФГ в нелегальной деятельности на рынке ценных бумаг "Газпрома" и других естественных монополий, Федоров отнес в разряд "городских сумасшедших". Такого лестного определения удостоился, в частности, координатор Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров Сергей Карпов, обвинивший Федорова в использовании инсайдерской информации, полученной в советах директоров естественных монополий, для манипулирования фондовым рынком в собственных корыстных интересах и в интересах подконтрольной ему ОФГ. Не избежал подобного "диагноза" и известный британский биржевик, владелец американских депозитарных расписок (АДР) "Газпрома" Саймон Коквелл, в свою очередь обвинивший Федорова в нанесении крупного ущерба владельцам АДР путем создания "серых" схем.
По странной иронии судьбы 26 апреля, в то самое время, когда Черемушкинский суд выносил решение об аресте принадлежавших ОФГ акций, Борис Григорьевич выступал на ланче в "Гранд-отеле Марриотт". Ланч был организован Американской торговой палатой в России и посвящен (sic!) проблеме защиты прав миноритарных акционеров в России.
К участию в этом мероприятии допускались только члены палаты, которые к тому же были обязаны внести в кассу энную сумму. Может быть, поэтому Борис Григорьевич "фильтровал" привычный для него развязный тон и, выражая свои мысли на безупречном английском, пытался выглядеть респектабельным борцом за миноритарные права.
Не удержался он лишь в преамбуле своего выступления. Так, например, Федоров довел до сведения собравшихся, что он чуть ли не накануне вернулся из поездки в Вашингтон. Основной же целью заокеанского вояжа было, по его словам, тоже доведение до сведения, но уже западной прессы, чиновников госдепартамента и казначейства деталей его взаимоотношений с "друзьями из "Газпрома". Странно, но Борис Григорьевич не уточнил, почему на "друзей из "Газпрома" он жаловался именно чиновникам американского госдепартамента и казначейства, хотя, если принимать его слова на веру, он взвалил на себя тяжкую ношу защитника интересов российских мелких акционеров. Судьям Черемушкинского суда или участникам Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров во главе с Сергеем Карповым, которая и была инициатором судебных исков против "пламенного миноритария", однако, и без подобных уточнений понятно, кого в действительности представляет в "Газпроме" Борис Григорьевич.
Еще БГ-3 признался, что разочарован деятельностью представителя германского концерна "Рургаз" в совете директоров "Газпрома" доктора Буркхарда, который выступает за сохранение конфиденциальности решений, принимаемых на заседаниях. Видимо, свою работу в совете директоров Федоров считает эталоном добросовестности, а публикацию закрытой коммерческой информации в прессе - эталоном корпоративной культуры. Но и это не последнее из горьких сетований. По словам Бориса Григорьевича, "Газпром" якобы потратил уже два миллиона домаров на организацию в СМИ антифедоровской кампании. Сколько на организацию антигазпромовской кампании потратил он сам, Федоров не сказал, равно как не пожелал сообщить о том, что некоторые столичные издания, введенные в заблуждение представителями федоровской ОФГ, уже принесли официальные извинения британскому "гонителю" Бориса Григорьевича Саймону Коквеллу.
Не прошел Федоров и мимо излюбленной темы последних месяцев - так называемого независимого аудита "Газпрома". Правда, на этот раз "пламенный миноритарий" не стал в открытую нападать на официального аудитора "Газпрома" - компанию "ПрайсУотерхаусКуперс" (PriceWaterhouseCoopers). Но последнее высказывание Федорова со всей очевидностью связано с новым скандалом вокруг его имени, который набирает обороты. В российской прессе уже прозвучала информация о том, что офшорный "двойник" ОФГ - компания United Financial Group (UFG) - зарегистрирован на острове Мэн по адресу отделения аудиторской фирмы "Делойт энд Туш" (Deloitte & Touche). А директор UFG Майкл Гисборн по совместительству является бухгалтером и партнером все той же аудиторской компании. Именно "Делойт энд Туш" Борис Федоров и требует назначить "независимым" аудитором "Газпрома"!
Впрочем, от "Газпрома" фирма действительно не зависит. Хотя бы потому, что зависит от UFG, или наоборот - UFG зависит от "Делойт энд Туш". Кроме того, в отличие от "ПрайсУотерхаусКуперс", многие клиенты имеют полное основание не доверять "Делойт энд Туш". В частности, недоверие ей выразили 84 международных инвестора, которые сумели доказать в суде, что эта аудиторская фирма была причастна к махинациям на фондовом рынке, так как ее сотрудники предоставляли инвесторам недостоверную информацию. Кроме того, "Делойт энд Туш" была замешана еще в целой серии скандалов в Аргентине и Великобритании, связанных с недобросовестным аудитом различных сделок.
Когда информация об аффилированости UFG и "Делойт энд Туш" стала достоянием гласности, адвокаты английской юридической фирмы "Класс АО" (эта фирма защищает интересы законных владельцев АДР "Газпрома", объединившихся по инициативе Саймона Коквелла в компанию "Транквилло". - И.Н.), направили в адрес руководства на острове Мэн письмо весьма любопытного содержания. В нем говорится о том, что УВД Северного округа г. Москвы ведет в отношении ОФГ следствие, целью которого является доказательство наличия "организованной группы и преступного сговора" при организации схем, по которым нерезиденты могли купить акции "Газпрома" на российском рынке. Юристы "Класс АО" поставили UFG в известность о том, что против нее готовятся иски о получении компенсации в пользу иностранных держателей АДР "Газпрома", а также о том, что в адрес Лондонской фондовой биржи направлена официальная жалоба по данному вопросу. Письмо "Класс АО" было отправлено на остров Мэн 26 апреля. То есть опять же в тот самый день, когда Черемушкинский межмуниципальный суд выносил определение об аресте газпромовских акций, принадлежавших одной из компаний ОФГ, а "пламенный миноритарий" плакался представителям Американской торговой палаты в России.
После майских праздников за "серого" махинатора всерьез взялась отечественная судебная власть. 3 мая Пресненский межмуниципальный суд г. Москвы вынес определение по иску физического лица к ООО "Фондовый мир", согласно которому наложен арест на акции ОАО "Газпром", принадлежащие вышепоименованному обществу. Таким образом, Федоров потерял собственную "станцию" "Мир". Те же меры были приняты судом в отношении ООО "Прогресс-ТНК".
А на следующий день состоялось заседание Арбитражного суда г. Москвы, по определению которого ООО "Ариал" и ООО "Оникс-Инвест", тоже из числа многочисленных детищ "лейтенанта Федорова" (все среднего рода), исключены из реестра акционеров "Газпрома", а их акции, которые в общей сложности составляют два процента акций "Газпрома", - арестованы. Фамилии г-д Федорова, Щербовича, Райана и Тырышкина в обеспечение иска запрещено вносить в бюллетень для голосования ежегодного общего собрания акционеров "Газпрома". В тот же день решением Арбитражного суда г. Москвы были арестованы 2 процента акций ОАО "Газпром", принадлежащих ООО "Оникс-Инвест" и ООО "Ариал". Победу Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров можно считать состоявшейся.
Теперь БГ-3, зажатому в судебные "тиски" между теми, кого он так страстно "защищал", и иностранными владельцами газпромовских АДР, наверное, придется писать жалобы в "Спортлото-2". "