"В Москве состоялся «круглый стол» «Реализация прав собственников и практика корпоративного управления - уроки конфликта интересов и способы его разрешения». Основной вопрос, который обсуждали эксперты из Госдумы, инвестиционных компаний и общественных организаций, - взаимодействие между миноритарными и мажоритарными, то есть малыми и крупными, акционерами российских компаний.
«СМИ сообщают о многочисленных нарушениях при переделе и захвате собственности, - говорится в аналитической записке, подготовленной организатором «круглого стола» - Агентством социально-экономических проектов, - в АО мешают проводить аудит. Акционеров дезинформируют о сроках проведения общего собрания и его повестке... за закрытыми дверями избираются советы директоров, куда не допускают «неугодных». По мнению депутата Госдумы, зампреда комитета по экономической политике и предпринимательству Анатолия Аксакова, ситуация, при которой нарушаются права акционеров, наносит ущерб российской экономике в целом. «Если бы на рынке ценных бумаг соблюдались единые «правила игры», цивилизованные нормы развития бизнеса, - считает Аксаков, - капитализация российских компаний была бы как минимум в 10 раз больше, чем сейчас. По идее, тот же Газпром должен стоить дороже «Майкрософта», который оценивается выше, чем все российские компании вместе взятые. Если установятся правила, если рынок ценных бумаг будет прозрачным, можно ожидать и перетока накоплений в инвестиции. В «кубышках» у наших сограждан мертвым грузом лежат миллиарды долларов, которые могли бы оживить экономику страны и приносить доход самим россиянам».
«При приватизации в 1992 году не было правил, да их и сейчас нет - таково мнение Уильяма Браудера, управляющего директора «Hermitage Capital Management», владеющей пакетами акций многих российских компаний. - Нас, миноритарных акционеров, беспокоит то, что происходит с реструктуризацией РАО ЕЭС, с ситуацией вокруг Сбербанка». Напомним, что недавно Сбербанк провел дополнительную эмиссию 36% акций. Браудер заявил, что увеличение капитала банка не только ущемляет права миноритарных акционеров, доли которых при эмиссии уменьшились, но и наносит ущерб банку в целом: акции продавались со скидкой 68% к стоимости. «Во всем мире, в том числе и в Восточной Европе, банки продают акции в среднем в 2,3 раза дороже нижней границы стоимости. Продавать акции по заниженной цене - все равно что раздавать их бесплатно. Если Сбербанку нужен дополнительный капитал, существуют 6 методов его увеличения, и все они лучше эмиссии», - говорит Браудер. Кстати, удивление держателей мелких пакетов акций Сбербанка вызвала и позиция Бориса Федорова, представляющего в совете директоров банка миноритарных акционеров: он проголосовал за дополнительную эмиссию, несмотря на консолидированную позицию «миноров», направленную против. «Мне сложно сказать, почему Федоров поступил именно так, - прокомментировал этот шаг директор «Hermitage», - возможно, его мнение отличается от позиции других акционеров. Может быть, есть и какие-то коммерческие интересы, и если это так, то этот факт очень сильно бы нас озадачил. В любом случае то, что Федоров предал интересы миноритарных акционеров, - неоспоримый факт».
Впрочем, претензии к Федорову и контролируемой им «Объединенной финансовой группе» (UFG) есть не только у Браудера. Координатор Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров Сергей Карпов обвиняет его в том, что Федоров, являясь членом совета директоров Газпрома, РАО ЕЭС и Сбербанка, использовал инсайдерскую информацию и манипулировал рынком акций в целях личного обогащения. Карпов сообщил, что он уже подал судебный иск к UFG. «Акции РАО ЕЭС за последний год упали в цене на 62%, в то же время оборот UFG резко увеличился, и при этом руководство компании не спешит от них избавляться, - заявил Карпов. - Странным был и сброс информации в прессу о внутреннем положении компании. То появляется сообщение, что против Чубайса возбуждено уголовное дело, то - что Счетная палата начинает проверку РАО. Нам показалось, что это звенья одной цепи, а цель Бориса Федорова - избавиться от миноритарных акционеров или заработать на них под флагом защиты их интересов. Мы решили отстаивать свои интересы в суде».
Однако не стоит думать, что на рынке ценных бумаг страдают только «миноры». По мнению аналитика ИК «Тройка диалог» Елены Красницкой, сейчас все чаще слышно, что нужно защищать крупных инвесторов от миноритарных. Речь идет о «гринмэйле» - ситуации, когда миноритарные акционеры, угрожая передачей блокирующих пакетов акций конкурентам, вынуждают крупных инвесторов перекупать их акции по завышенной цене. Хрестоматийный пример - американский фондовый спекулянт Кеннет Дарт, вынудивший руководство ЮКОСа приобрести у него пакеты акций собственных «дочек».
Очевидно, что интересы миноритарных и мажоритарных акционеров различаются: первые заинтересованы заработать на своих акциях, у вторых - более долгосрочные планы. По словам представителя ФКЦБ Владимира Летова, наиболее надежным инструментом регулирования корпоративных взаимоотношений между инвесторами может стать Кодекс корпоративного управления. «Такой механизм используется на Западе с 80-х и вполне доказал свою эффективность. Корпорации должны принять такой кодекс и придерживаться его», - заявил Летов.
Поможет ли «кодекс чести» нормализовать ситуацию на российском рынке ценных бумаг? В любом случае другого пути нет, считает Анатолий Аксаков. Инвесторы должны быть заинтересованы в стабильном развитии рынка и повышении стоимости своих пакетов. А до тех пор пока рынок не станет прозрачным и предсказуемым, об этом можно только мечтать. "