"В этом предвыборном сезоне политические модники выставили в первую тройку федерального списка отставных председателей правительства. Евгения Максимовича, например, довольно быстро просватал Юрий Лужков, уступив ему первую позицию в списке своего "Отечества", а вот у Сергея Вадимовича "конфетно-букетный" период несколько затянулся. Надо сказать, что несколько истеричные метания Сергея Степашина между черномырдинско-чубайсовской коалицией НДР - "Правое дело" и "Яблоком" Явлинского - выглядели странно. Подобное поведение простительно какому-нибудь политновобранцу вроде Кириенко, но никак не ветерану, каковым является Сергей Вадимович. Но ни один претендент на "руку и сердце" Сергея Степашина так и не предложил ему возглавить список. В итоге экс-премьер, к удивлению многих, связал свою политическую судьбу с Григорием Явлинским, польстившись на кресло губернатора северной столицы (всем известно, что позиции "Яблока" в Санкт-Петербурге очень сильны). И все-таки тот, кто хоть раз побывал на вторых ролях, только издали примериваясь к чепчику Мономаха, мучительно мечтает о главной роли.
Анкета
Сергей Вадимович Степашин родился 2 марта 1952 года на советской военной базе в Порт-Артуре (Люйшунь). В 1973-м окончил Высшее военно-политическое училище МВД, став армейским политработником. Затем Военно-политическую академию - по специальности "педагогика". В 1986 году защитил диссертацию по наиважнейшей теме "Партийное руководство противопожарными формированиями". С 1990-го - народный депутат РФ, член КПСС (вышел 19 августа 1991 г.). С 1991-го - председатель комитета ВС по вопросам обороны и безопасности, координатор парламентской фракции "Левый центр" и председатель госкомиссии по расследованию деятельности органов госбезопасности. В 1991-м его неожиданно назначают заместителем гендиректора Агентства федеральной безопасности РФ (чью деятельность он расследовал, будучи депутатом), начальником управления АФБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С 1992 года - замминистра безопасности РФ. С конца 1993-го до середины 1995-го - первый заместитель директора, а затем директор Федеральной службы контрразведки. После бойни в Буденновске проявил себя как офицер и подал в отставку, но уже 10 ноября 1995 года был назначен начальником административного департамента аппарата правительства РФ. 2 июля 1997 года указом президента назначен министром юстиции РФ. В марте 1998 года назначен министром внутренних дел. В 1999-м - сменил Ю. Густова на посту первого вице-премьера и наконец в апреле назначен сначала и, о., а затем утвержден на должность премьер-министра. За его кандидатуру проголосовало 297 депутатов, 55 - против, 14 воздержались.
Карьера
Карьера будущего экс-премьера началась более десяти лет назад так: жил-был ничем не приметный преподаватель истории КПСС в чине полковника. Его бесценный вклад в мировую историческую науку заключался в диссертации на тему: "Роль Ленинградского обкома в обороне Ленинграда". И задумал он на волне демократического подъема, энтузиазма масс въехать на белом коне в большую политику. Такова присказка. Дальше пошла настоящая сказка.
Генерал, начальник училища МВД и непосредственный начальник Степашина вдруг снимает свою кандидатуру на пост в ВС РСФСР в пользу более молодого претендента, а Степашин получает в распоряжение типографию училища, агитмашину и несколько сот курсантов для проведения предвыборной кампании и отказывается от средств, выделяемых на эти цели окружной избирательной комиссией.
В ходе кампании Степашин предпочитает с проблемами обращаться не к окружной избирательной комиссии, а к Центральной, в Москве. Что послужило причиной небольшой разборки в "семейной" среде кандидатов и окружной комиссии.
При подсчете голосов после первого тура голосования на участке училища МВД вскрылись подлоги. Был большой шум, но окружная комиссия спустила все на тормозах. При контролируемом подсчете голосов второго тура даже на этом участке расклад голосов оказался далеко не единодушным в пользу выдвинутого здесь же кандидата, как этого можно было бы ожидать и как это хотели представить при первом голосовании. Но самым сказочным событием избирательной кампании было, конечно, то, что Степашин вообще не мог быть кандидатом в депутаты от округа, где его зарегистрировали как такового. При проверке границ округа, утвержденных Центральной избирательной комиссией, выяснилось, что училище МВД, выдвинувшее Степашина, находится совсем в другом округе и его регистрация в данном округе недействительна, незаконна. Вроде бы вопрос ясный: Степашин должен быть снят с дистанции, но последовал бурный обмен информацией с Центральной избирательной комиссией. В результате ЦИК прямо в ходе выборов перекроила границы, и училище оказалось в нужном месте. Бесподобный ход! Если учесть, что продвижение Степашина не является результатом каких-либо исключительных личных талантов (общественно значимые, полезные достижения попросту отсутствовали и отсутствуют), то налицо типичная карьера подставной фигуры.
Многие отмечают, что Сергей Вадимович чем-то похож на Пиночета: тоже генерал и тоже носит темные очки. Но роднит генералов не только это. Пять лет назад, в июне 1994 года, Сергей Степашин (в то время - директор Федеральной службы контрразведки) публично поддержал печально известный президентский указ "О борьбе с организованной преступностью". Более того, по некоторым сведениям, проект указа готовился в ФСК под руководством Степашина. Указ разрешал органам МВД и ФСК - кстати, в нарушение Российской Конституции - задерживать подозреваемых на срок до 30 суток без решения суда. Стоило, к примеру, не понравиться участковому - и месяц за решеткой был обеспечен без суда и следствия. Через некоторое время указ отменил сам президент - когда, наверное, понял, что "хватил лишку". В ноябре того же года разразился новый скандал, имевший самое прямое отношение к ведомству Сергея Вадимовича. Некие лица "славянской национальности" в форме, но без документов на 56 российских танках под видом антидудаевской оппозиции пытались штурмом взять столицу Чечни. В атаках на Грозный участвовали также "неопознанные" -боевые вертолеты и две эскадрильи штурмовиков "Су". Российские власти заявили, что не имеют к операции никакого отношения. Но около 70 танкистов попали в плен. Выяснилось, что эти пленные - офицеры Кантемировской дивизии, завербованные ФСК (ведомство Сергея Вадимовича) втайне от командования части. Краткосрочное правление Степашина в роли премьера прошло достаточно мягко. Он вдвое увеличил оклады сотрудникам родных правоохранительных органов. Успокоил КПРФ, сказав, что никакой чрезвычайщины не будет и никто вас разгонять не собирается. Подружился с Лебедем, направив в Красноярский край команду следователей, которая основательно потрясла местных купцов, позволив губернатору расплатиться с бюджетниками. Пьющий исключительно водку, Степашин отказался от идеи вдвое повысить акцизы на все виды водки. А по сути Степашин за три с половиной месяца своего правления успел получить кредит МВФ и достичь договоренности о реструктуризации советского долга Парижскому клубу. А также урегулировал цены на бензин и безуспешно боролся с оттоком капитала за рубеж. В общем, фигура Степашина как личность бесцветная, по разыгранным ходам (пройденным должностям) почти незапятнанная, огражденная от крупных скандалов перемещением с места на место, мнимо безобидная и, судя по голосованию в Думе, подходящая всем; но это характеризует Степашина как фигуру крайне опасную. Он либо управляемая марионетка, за которой неизвестно кто стоит и чего от этого кого-то ждать, либо - темная личность, проведшая всех за нос и неразборчивая в средствах.
Идеология
Многие СМ И неоднократно рассказывали о добродетелях Сергея Степашина: обаянии, уме, чувстве юмора, наконец, интеллигентности. Вообще, чиновников в погонах из разряда интеллигентных в России не так уж много. Пример из последних - Юрий Скуратов (правда, так считалось до того, как Скуратов стал человеком, похожим на генпрокурора). Главными недостатками Степашина называют вполне терпимые в приличном обществе осторожность, закрытость и расчетливость, а также чрезмерную личную преданность президенту.
Сам Сергей Степашин оценивает свои взгляды как умеренно-либеральные. В одном из интервью в декабре 1992 года он заявил, что вхождение России в НАТО не будет для специалистов неожиданностью. В вопросе о Севастополе как военно-морской базе России выступает за его долгосрочную бесплатную аренду (при финансировании Россией и Черноморского флота, и самого Севастополя). Полагает, что исторические и геополитические связи между Россией и Украиной приведут к тому, что "в недалекой перспективе Россия и Украина все равно будут вместе". Будущую российскую армию Степашин видит как стратегическую силу ядерного сдерживания, в основе которой лежит высокоточная электронная и техническая система в сочетании с мобильными сухопутными войсками. Численность будущей армии, по его мнению, будет составлять 1 процент от всего населения.
Опыт, накопленный специалистами с Лубянки, считает очень ценным. Предложения по роспуску КГБ и созданию новых органов безопасности назвал "безответственными", поскольку, по мнению Степашина, каждому демократическому государству необходимы надежные органы безопасности, работающие в цивилизованном режиме. Является сторонником интеллектуализации КГБ. Считает, что даже в годы так называемого застоя КГБ СССР не был окончательно коррумпирован, так как существовал достаточно строгий отбор сотрудников. Сергей Степашин принадлежит к числу фигур, самым гармоничным образом вписывающихся в пейзаж российской политики на современном ее этапе, когда коренные вопросы: "кто кого" и "какой путь избрать" - уже будут решены и движение общества примет рутинно-поступательный характер. Он - человек без крайностей. В коридорах власти он пробыл долго, но в общественном сознании остается до сих пор фигурой с неясными стертыми очертаниями.
Перспективы
Степашин по своему внутреннему складу - то, что некогда обозначали термином "служивый". То есть человек команды, корпорации. Поэтому самостоятельно идти на президентские выборы Степашин, не имея собственной структуры и постепенно теряющий рейтинг, вряд ли осмелится. Но если же Борис Ельцин - единственный, кому Сергей Вадимович, несмотря ни на что, остается верен, - скажет: "Надо", Степашин незамедлительно ответит: "Есть!" "