"Подмосковная агрофирма "Белая дача", известная тем, что поставляет свежие овощи и фрукты в комбинаты питания администрации президента, Счетной палаты и Дома правительства, намерена перейти к закупкам продукции на юге России. Для этого уже созданы две дочерние компании - "Белая дача - Астрахань" и "Белая дача - Кисловодск". Таким образом компания намерена конкурировать со "стихийными базарными импортерами". Впрочем, и цивилизованным конкурентам правительственного поставщика зелени придется нелегко. В четверг "Белая дача" запустила новый дистрибьюторский центр.
По словам директора группы компаний "Белая дача" Владимира Цыганова, в течение 4-5 лет агрофирма намерена построить в Кисловодске несколько теплиц на 30 га. Пока речь идет о строительстве первой, инвестиции в которую оцениваются в $4,5 млн. Кроме того, компания будет продвигаться в регионы вместе со своим партнером - компанией "Макдоналдс". Во всех городах, где у американских ресторанов будут строиться распределительные центры, "Белая дача" откроет свои небольшие предприятия, которые станут работать как на нужды ресторана, так и для розничной продажи.
Впрочем, председатель наблюдательного совета "Белой дачи" Виктор Семенов говорит, что на региональное продвижение еще не найдены средства. Дистрибьюторский центр "Белая дача-Маркет" также был построен на заемные средства - кредит Всемирного банка был выдан в рамках программы по поддержке проведения сельскохозяйственных реформ в России (ARIS). Этот кредит в $4,426 млн необходимо вернуть в течение 10 лет.
Директор фруктово-овощного альянса Георгий Чистяков считает, что с открытием этого центра "Белая дача" станет лидером на московском цивилизованном рынке овощей и фруктов. По его словам, Москва - единственный город в России, где получила развитие розничная сетевая торговля. "Рамстор", "Перекресток", "Седьмой континент" и аналогичные продовольственные сети перенимают требования своих западных коллег по продаже свежих фруктов и овощей. А обслужить их могут только компании, обладающие развитой системой логистики и транспортными мощностями.
- Надо учитывать, что в Москву приходят и мощные западные торговые сети, - говорит Георгий Чистяков, - которые также будут требовать развитой системы дистрибуции. Сейчас многие компании или переоснащают свои склады или строят подобные центры. Сам рынок цивилизованной торговли овощами и фруктами просчитать довольно сложно - нет реальных данных об объемах продаж на рынках, поэтому не с чем сравнивать. Считается, что через магазины реализуется около 20% продуктов питания, остальное покупают на мелкооптовых рынках. Приблизительно такая же картина и с овощами. "